Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Григорий Рошаль. О режиссерском сценарии - Искусство кино

Григорий Рошаль. О режиссерском сценарии

В «Большой семье» есть один великолепный атрибут: портрет женщины в рамке. Муж берет портрет жены и любуется деревом рамки, но отнюдь не жено?.. В данном случае этот портрет — не просто реквизит, а атрибут, раскрывающий сложный комплекс отношений, возникших между мужем и женой.

Или другой пример из той же картины. Женщина уходит навсегда от мужа. Она молча бросает вещи в чемодан, и только. Но, когда крышка чемодана упала ей на пальцы, она разрыдалась. Он помог раскрыться всему затаенному в женщине горю и печали. Чемодан здесь не реквизит, а атрибут.

Таким образом, атрибут — это выделенный из реквизита предмет, несущий значительную смысловую нагрузку и помогающий раскрытию характера и отношений между персонажами. Найти такой атрибут можно только при тщательной разработке режиссерского сценария и при большой репетиционной работе с актерами.

 

У Эйзенштейна во второй серии «Ивана Грозного» так была сделана сцена вакханалии — она полна безумия, бегающих цветов — целый вихрь цветов. Вся картина была не цветная, и только вакханалия решалась в цвете. Фантасмагорический цветовой калейдоскоп беспредельно обострял тревожность заговора против Ивана, и вдруг наступала тишина. Все становилось монохромным, и на экране крался убийца. Выразительность этой цветовой паузы была воистину трагической.

Мы не вводим в цветовом кино надписи, считая, что это дурной тон. Между тем в некоторых картинах чудесно работают такие монохромные заголовки-надписи (например, в «Красном и черном»). Что это дает? Новый отсчет цветового впечатления. Иногда очень важно успокоить, чтобы дать потом новый удар.

Представьте себе монохромную надпись: «Город уже спал». И после такой надписи вы даете стремительный полет ярко-цветных пятен, подчеркивающих иронию надписи. Пятна оказываются то пенистым платьем танцующей на эстраде девушки, то фарами мчащихся автомобилей, то огнями мечущихся реклам, то крупноплановым пятном подведенных глаз, накрашенных губ и щек. Содержание надписи даже при одноцветном решении придало бы контрастность этому куску, но многохромность ее и цветовой контраст с пестро решенными кадрами еще больше подчеркнули бы иронический замысел постановщика.

1956, № 10