Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Федор Бондарчук: «Я — идеальный князь Мышкин» - Искусство кино

Федор Бондарчук: «Я — идеальный князь Мышкин»

Федор Бондарчук — актер, клипмейкер, продюсер, ведущий программы «Кресло» на «СТС» и теперь уже кинорежиссер — заканчивает работу над полнометражной картиной о войне. Задумывалась она как римейк «Судьбы человека» Сергея Бондарчука, но постепенно превратилась в самостоятельную историю. В момент нашего разговора у Федора была лишь идея фильма и говорил он, естественно, про то, что мечтал снять тогда. Что бы он сказал сегодня, не знаю, ибо поймать Бондарчука для продолжения интервью практически невозможно. Как мне это удалось в первый раз? Наверное, случайность…

Ф.Бондарчук
Ф.Бондарчук

Елена Кутловская. Федор, что вы сейчас делаете?

Федор Бондарчук. По-прежнему снимаю видеоклипы, любимые мною, рекламу. Как режиссер готовлю полный метр, даст Бог, все получится. Были и остаются большие проблемы с финансированием. Вот задумал римейк отцовского фильма «Судьба человека».

Е. Кутловская. Вы все-время что-то доделываете за Сергея Бондарчука. Говорят, что-то изменили в культовой советской картине «Война и мир».

Ф. Бондарчук. Я ничего там не доделывал.

Е. Кутловская. Но газеты писали, будто вы пересняли некоторые куски с использованием новейших технологий.

Ф. Бондарчук. Не-воз-можно! В стране не осталось журналистов, которые действительно знают и отслеживают все, что происходит в кинематографе. Как-то Лев Новоженов, уважаемый всеми человек, спросил меня: «А кто же был реальным режиссером „Ватерлоо“? Ведь Бондарчук снимал только батальные сцены». Это Новоженов в Интернете вычитал! Мне ужасно больно слушать подобные бредни. Ни у одного вменяемого человека не поднимется рука что-то добавить в культовый фильм, а особенно у сына — переделывать что-то в работе отца. Реконструкция «Войны и мира» — это проект Министерства культуры и «Мосфильма». Они сделали звуковую версию, Dolby Surround, то есть «развели» звук в картине на цифру. Если раньше он шел из двух колонок, сейчас идет из двадцати восьми. Это та же музыка, но она звучит по-другому.

Е. Кутловская. Вы хотите сказать, что звук что-то меняет?

Ф. Бондарчук. Конечно, это же целая палитра! Если бы отец был жив… Господи, это же была его мечта!

Е. Кутловская. Так почему же говорят о дополненной вами версии?

Ф. Бондарчук. Это демоны не могут успокоиться. Все вранье! Как говорили, что Бондарчук получил «Оскар» за спецэффекты, так до сих пор это и продолжается. А что касается «Судьбы человека», я, действительно, хочу сделать римейк, перенеся события в период первой чеченской войны, но это будет не рефлексия по поводу произведения Шолохова, а рефлексия по поводу фильма Сергея Бондарчука. Мы с Петей Луциком, царство ему небесное, начинали работать над этой картиной вместе.

Е. Кутловская. А почему именно римейк?

Ф. Бондарчук. Можно не называть это римейком, можно сказать, что я снимаю фильм про войну. Я долго мучился в поисках сценария, который бы меня реально взбудоражил. И вот наконец нашел то, что искал! Во-первых, меня очень волнует чеченская война, а во-вторых, мне интересно сделать римейк. Я не хочу пускаться в подробные объяснения. Пусть решает зритель. Буду краток: в моей картине будет герой, который в картине отца был шофером. Он будет шахтером, у него тоже будет жизнь до войны и тоже будет семья. Больше ни слова не скажу…

Е. Кутловская. Шофера в «Судьбе человека» играл Сергей Бондарчук. А кто будет играть шахтера?

Ф. Бондарчук. Я. Иначе идея римейка теряет смысл.

Е. Кутловская. А что вы оправдываетесь? Вы хороший актер.

Ф. Бондарчук. Правда? Мне очень приятно, ей-богу.

Е. Кутловская. Почему вы так мало снимаетесь?

Ф. Бондарчук. Потому что не везде и не у всех соглашаюсь работать.

Е. Кутловская. Почему?

Ф. Бондарчук. А зачем?! Это ж не мой хлеб. Я играю то, что мне нравится. Отец, между прочим, тоже не везде снимался. Он, например, никогда не играл председателей или директоров заводов, не хотел! И я отказываюсь от огромного количества тупых предложений. Я лучше сыграю бесплатно у Гришки Константинопольского.

"8 1/2 долларов", режиссер Г.Константинопольский

Е. Кутловская. Среди критиков существует устойчивое мнение, что «Восемь с половиной долларов» — фильм за гранью профессионализма…

Ф. Бондарчук. Ну, может быть, с точки зрения кинематографического сообщества это так. Сговор критиков меня не волнует. Мне лично приятно с этим человеком работать, и если бы не было Гриши, то у меня не было бы такой роли. Роли, которой я доволен.

Е. Кутловская. А как вас занесло в сериал «Мужская работа» Кеосаяна?

Ф. Бондарчук. Кеосаян — мой однокурсник. Никогда в жизни не думал, что я сподоблюсь играть в сериале.

Е. Кутловская. Если уж вы не у всех снимаетесь, то выбирать должны лучших среди лучших. Кеосаян к ним явно не принадлежит…

Ф. Бондарчук. Да, у него репутация очень… странная. Но вот уговорил он меня, уговорил. Что-то напомнило мне наши первые институтские годы. И вы знаете, у нас с ним было очень нежное сотрудничество. И я получил массу удовольствия от работы. Фильм, кстати, про войну…

Е. Кутловская. Почему сейчас все снимают фильмы про войну? Так действует Чечня?

Ф. Бондарчук. Кто все? Раз-два и обчелся. Хотя для нашей страны необходимо снимать, снимать и снимать фильмы про войну! Мы же забыли про героев. Наши киногерои — засранцы, наркоманы. И на этих уродов должен смотреть мой сын?! Я понимаю английские фильмы на подобные темы — наркотики и борьба с ними, пусть пассивная — это же почти кино о войне. Или проект «Догма», авторы которого честно говорят о наболевшем. А у нас просто врут на модную тему! Вранье «от» и «до» за большие гонорары. Это же пошло и отвратительно!

Е. Кутловская. Разве про Великую Отечественную войну было мало вранья? Вспомните советские фильмы…

Ф. Бондарчук. «Баллада о солдате» — вранье? «Судьба человека» — вранье?

Е. Кутловская. Вы сейчас приводите в пример лучшие фильмы. А их было куда меньше, чем…

Ф. Бондарчук. Так и нам сегодня нужно кино нормального качества! У нас что, режиссеров нет? Нормальные люди с душой и сердцем исчезли? Я патриот! Я считаю, что есть люди, на которых можно равняться, и есть темы одухотворенные, взывающие к человечности, к которой и должен взывать хороший кинематограф. А иначе зачем вообще заниматься кино? Может быть, я идеалист, но такое отношение к искусству мне отец внушил. Всей своей жизнью, всем своим творчеством внушил: добро, любовь, позитивное начало должны присутствовать в фильме. Как можно так ненавидеть свою страну, как ненавидят ее современные любители поживиться на модных темах? Так глумиться, злопыхательски радоваться невзгодам и бедам, которые происходят у нас? Должна же быть боль в сердце. Может быть, это никому и не нужно, но во мне она есть. Спасибо отцу!

Е. Кутловская. То, что вы сейчас говорите, вроде бы вполне понятно. Ведь вы сын мэтра советской кинорежиссуры. Но ваш имидж как-то не вяжется с жизнеутверждающей патетикой.

"Даун Хаус", режиссер Р.Качанов

Ф. Бондарчук. Я не расскажу вам про мой имидж ничего! Ни слова о том, зачем и почему я веду себя так или иначе. После премьеры картины «Даун Хаус» Романа Качанова моей маме кто-то с ужасом сказал: «Ира, как ты позволила Феде сняться в такой роли и в таком фильме?» В какой такой роли я снялся? Почему-то все ждали от меня очень праведной и правильной жизни в искусстве, если то, что я делаю, можно назвать искусством.

Е. Кутловская. Зачем вы стали снимать клипы?

Ф. Бондарчук. Ой, мне это жутко нравится. И ведь я был первым! Я все это придумал! Помогала ли мне слава отца? Да, помогала, и я нашел, занял некую нишу. Эта работа дала мне внутреннюю самоудовлетворенность. Я самолюбивый человек. Но не тщеславный и не самовлюбленный.

Е. Кутловская. Вас оскорбляло публичное низвержение вашего отца, отрицание всех его заслуг перед советским кино?

Ф. Бондарчук. Не столько оскорбляло, сколько… Понимаете, я не могу простить всем этим людям, что они украли у меня пусть даже минуты общения с моим отцом. Я человек верующий, и надо прощать, но вот этого до сих пор не могу простить. Последние годы жизни с папой были просто фантастическими. Как мне не хватает общения с ним!.. И я не могу простить, что из-за этих шакалов он ушел раньше, что они мучили его.

Е. Кутловская. Какие советские блокбастеры вы любите, если любите вообще?

Ф. Бондарчук. Например, «Пираты XX века». Я в детстве просто упивался этим фильмом. Каратэ, красавец Еременко, яхты обалденные, мужики — настоящие герои. Упоительно ирреально!

Е. Кутловская. Это же было откровенно второсортное кино, лекало с западных боевиков.

Ф. Бондарчук. Но ведь кино же! (Радостно.) Шел у нас в прокате французский фильм «Братство волка». Полная ерунда! Ну и что? Я взял билет, купил поп-корн, сел и отлично провел время. Обожаю фильмы второго сорта! Обожаю смотреть отвратительное кино! Наше постсоветское, посткооперативное кино. Это так смешно! Просто замечательно.

Е. Кутловская. Ну это в вас говорит профессиональный кураж.

Ф. Бондарчук. Конечно, кураж!

Е. Кутловская. А почему вы не снимаете блокбастеры?

Ф. Бондарчук. Я буду их снимать.

Е. Кутловская. Когда?

Ф. Бондарчук. Вот прямо сейчас этим и займусь. (Смеется.)

Е. Кутловская. И какой жанр?

Ф. Бондарчук. Боевик или триллер. Но с деньгами беда. А как сделать малобюджетное кино, я не знаю, я этой формой не владею. За сто тысяч рублей с двумя актерами? Мне это неинтересно. Из меня глобалка сразу же прет. Не два, а сто два актера. С другой стороны… Сижу тут с вами и бла-бла-бла… Я же снял энное количество клипов, но пока что за мной нет полного метра… Всё, не буду больше отвечать на вопросы. Я очень закрытый человек и не пускаю в тайные уголки своей души… незнакомых людей.

Е. Кутловская. Вы скромный человек?

Ф. Бондарчук. Я? (Заходится в приступе смеха.) Я — идеальный князь Мышкин. Это однозначно! Нежный, трогательный, идеальный человек — это я, Федор Бондарчук. Даже к гадалке можно не ходить. (Фальцетом в сторону.) Боже, меня теперь разорвут на части! И пусть рвут, я рваный буду, может быть, еще интереснее.

Е. Кутловская. Между прочим, Виктор Сухоруков мне совершенно откровенно сказал: «Хочу попасть в историю». И молодец. Хочет — попадет!

Ф. Бондарчук. Да? (Серьезно.) Я тоже хочу попасть в историю… Но я не буду вам это говорить, потому что и завистников море, и вообще как-то нескромно…