Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0
Последнее танго уходящего лета. «Шик», режиссер Бахтиер Худойназаров - Искусство кино
Logo

Последнее танго уходящего лета. «Шик», режиссер Бахтиер Худойназаров

«Шик»

Автор сценария О. Антонов Режиссер Б. Худойназаров Оператор В. Климов Художник А. Вернидуб Композитор Д. Назаров Звукооператор Р. Ахадов В ролях: А. Яценко, А. Поволоцкий, И. Кокорин, И. Дапкунайте, А. Панин, Н. Фоменко и другие Россия — Германия 2002

Кого-то нет, Чего-то жаль… Куда-то сердце Рвется вдаль…

Гипертекст

Вот уж воистину «лицом к лицу лица не увидать»: мы взыскуем новую мифологию, убеждаем друг друга, что без нее невозможно обновление киноязыка, а стало быть, и прорыв на иной уровень жизнепознания. Между тем мы живем в этой самой новой мифологии, но не принимаем ее как новую. Это проблема восприятия, его стереотипов и шаблонов, намертво укорененных в коллективном бессознательном. Боюсь, поколения, рожденные до 70-х годов минувшего века, если и могут воспринять новую мифологию, то лишь умозрительно. Новое слишком медленно погружается в те глубинные слои психики, где обитают мифы. И все же уже в начале 90-х буквально бросалось в глаза: вступившая на стезю кино генерация сценаристов и режиссеров видит близкое прошлое совсем иначе, чем поколение постарше. В фильме Д. Месхиева по сценарию В. Тодоровского «Над темной водой», посвященном памяти родителей (так значилось в титрах), молодые соавторы визуализировали свои представления об отцах-шестидесятниках. Ожидался чуть ли не римейк «Июльского дождя», но на премьере возник легкий скандал: один из прототипов фильма, знаменитый режиссер, в возмущении покинул зал, посчитав себя оболганным и оскорбленным. Авторы были смущены и в растерянности. Такой реакции «отцов» они не ожидали. И не понимали, чего же, собственно, хотели от них «отцы».

А дело в том, что в мифосознании поколений вдруг обнаружился разрыв. Существовал он давно, но, пожалуй, впервые проявился с такой прямо-таки литературной образностью. «Дети», живописуя «отцов» по детской своей памяти, простодушно использовали именно что мифотворческие стратегии, полярные квазидокументальным стратегиям демифологизирующего кино, наиболее ярко представленного в творчестве Алексея Германа. Германа всегда тянуло в «старые места» (вопреки совету Г. Шпаликова), туда, где «мама молодая и отец живой». Это был для него вопрос бытийственный. Для того чтобы быть, ему надо ощущать свое сыновство, свою родословную. И у Тарковского эта поколенческая черта ярко выражена. У тех, кто пришел позже, у «семидесяхнутых», все иное, все наоборот. Нет ни тоски по корням, ни сакрального, с придыханием, отношения к святыням национального духа, включая славных шестидесятников. Сыновья своего времени, семидесятники — с младых ногтей отрезанный ломоть, как говорят в народе. Недаром же безотцовщина — один из кардинальных мотивов постперестроечного кино\1\.

Отцов нет и не было, связь времен распалась, но вселенской скорби по этому поводу на экране не наблюдается. О ком скорбеть, кого оплакивать? Не прочерк же в графе «отец» в метрическом свидетельстве. Прочно забыты маршаковские строки, хрестоматийные в моем, к примеру, детстве: «Вот портфель, пальто и шляпа. День у папы выходной. Не уйдет сегодня папа. Значит, будет он со мной».

Демографические характеристики времени, вроде бы идеологически нейтральные, в определенных обстоятельствах вдруг обретают идеологическую активность. Подобно мертвым вулканам, которые ни с того ни с сего начинают извергать огнедышащую лаву. В «Лунном папе» Б. Худойназарова беременность героини от залетного представителя титульной национальности становится позором мусульманской семьи и причиной смерти ее патриарха. На метафорическом уровне — «дружба народов», понимаемая как беспредел и вседозволенность для «более равных», обернулась катастрофой для «менее равных» в «союзе нерушимом республик свободных». Жанровая структура «Лунного папы», его бурлескно-карнавальный захлеб стирали идеологические обертоны фильма, особенно в нашем, все еще «имперском» восприятии. Нерусскоязычная публика оказалась гораздо более понятливой, не поддавшись затейливому жанровому камуфляжу. Мы же не углядели в картине непрямого идеологического выпада, любуясь разноцветными осколками мифологий и цитатами из Кустурицы, который был тогда у всех на устах.

Без этого «введения в тему», точнее, вне гипертекста, который умещается как бы между строк фильма «Шик», нельзя адекватно понять новую работу Бахтиера Худойназарова, ее место — законное — в его творчестве.

Текст

Мировая премьера «Шика» (его первое название — «Гуччи») прошла в рамках Берлинского МКФ. Первое впечатление: совсем не худойназаровское кино. Ни тебе этнографизма, гарантирующего, по крайней мере, новизну картинки, как в «Кош ба кош». Ни сумасшедшей экспрессии пополам с очаровательной эклектикой, на чем построен «Лунный папа». По интонации «Шик», представьте себе, близок грустной комедии — советско-грузинскому изобретению, только без ликующего оптимизма и витальности, прикрытых стилизованной печалью. По типу наррации картину не отличить от классической молодежной киноповести 60-х: экспозиция, завязка, кульминация… Только в ту пору прекрасную бесконечно другие проблемы были у советских тинэйджеров, и ссоры возникали вокруг стакана вишневого компота, и первая любовь была другая, исключительно целомудренная, и будущее рисовалось без единого облачка.

Провинциальный приморский город, друзья детства, под шумок перестройки бросившие опостылевшую и совершенно бессмысленную школу, пробавляются случайными заработками и воровством по мелочи, благо грехом у нас оное не считается. По несчастью или к счастью, годы их скудного отрочества совпали с концом советской истории, а может, и вообще с концом истории, если верить Фрэнсису Фукуяме. Режиссер, однако, бесконечно далек от идеологических, тем более политических намеков, акцентов и, прости господи, дискурсов. И знаки, маркирующие коренную перемену социальной жизни, он расставляет совсем не так и не там, как это сделал бы режиссер на два поколения старше.

Герои день и ночь гоняют по городу, шьются с местным криминалитетом, ввязываются в драки и разборки, берутся за явно подсудные дела, рискуют, не врубаясь, что ходят по краю. А в общем и целом — все трое сидят на шее у предков, а предки, мамы и бабушки, осваивают рыночную экономику, «держат» частные лавочки вдоль большой дороги и даже пытаются торговать газировкой с сиропом, как в старые времена. То, что парни, в общем-то, бездельники, свободные от забот о хлебе насущном, зато мечтающие о красивой и богатой жизни, о черных костюмах и белых рубашках, ни в коем случае не становится их отрицательной характеристикой. Костина мать, арфистка, рассталась со своей профессией, чтобы прокормить сына, а сын (А.Яценко), симпатичный такой малый лет шестнадцати, и в голову не берет, что мог бы облегчить мамкину тяжелую долю. В «Шике» даже расхожие бытовые ситуации воссоздаются с иной целью и с иной установкой, далекой от социальных измерений жизни, от намерения дать урок или положительный пример. Словом, Худойназаров остается самим собой и в этом фильме, явно переходном и, на беглый взгляд, не имеющем ничего общего с прежними его вещами. Неизменны несущие конструкции его поэтики: синкретическое время, свобода от всяческого детерминизма, постмодернистский дальтонизм в отношении к иерархиям и иерархам. И, конечно же, мотив дома и отца (впрямую связывающий эту работу с предыдущими). Поиски отца для неродившегося младенца Мамлакат, героини «Лунного папы», — не случайный сюжет, залетевший в ту полусказочную картину с попутным ветром, а устойчивый поколенческий мотив, все еще больной, все еще смыслообразующий. И не отсюда ли, из безотцовщины, уже в онтологическом преломлении этого понятия, берет начало антипатернализм новых генераций, их непочтение к «предкам», к минувшему или, скажем мягче, равнодушие к нему?

«Братан», дебютный фильм Худойназарова, принесший ему триумфальный международный успех в 1991 году, начинает доминантную тему режиссера. Там братья ищут свой дом, но так и не находят его. С тех пор и по сей день худойназаровские герои — молодые люди, застрявшие между двух эпох, вырванные из почвы, оторванные от дома, подвешенные между небом и землей, подобно влюбленным из «Кош ба кош», облюбовавшим себе гнездышко в кабине фуникулера. В «Шике» есть сюжетная линия, в которой снова звучит, правда, уже в ином жанровом регистре, мотив поисков отца. Костя однажды заявляется к своему отцу. С финкой, зажатой в ладони. Отец — дамский портной, живет один в окружении безголовых женских манекенов. Костя застает отца в момент священнодействия: в позе творца, наносящего мазки на холст, тот с вдумчивостью кретина поправляет наколотые на голенькие торсы своих «девочек» яркие ткани. Отец не узнает сына в парне с ножом, так некстати прервавшем его эротическое общение с мертвой натурой. Понадобился второй заход, чтобы в голове у папаши, чей мозг явно и давно отравлен алкоголем, прояснилось: да это ж его кровинка, Костя.

Папашу играет А. Панин, как всегда, замечательно. В эпизодической роли — всего три небольших эпизода — он создал, я сказала бы, антропологически глубокий и, главное, очень точный образ негодяя, отформованного советской властью, сильно радевшей о «новом человеке». Смотрите, как деловито и продуманно, с большими кофрами, homo novus в третьем поколении удирает на пароходе от родного сына, не оставляя ну никаких следов на морской глади. А сын, как маленький, бежит вдоль набережной, догоняет пароход: «Ведь мы с тобой даже не поговорили!» И у Генки (А.Поволоцкий) с отцом проблемы. Генка влюблен в свою молоденькую мачеху (И.Дапкунайте) и в ужасе от запретного чувства переводит влюбленность в ненависть и грубость. Но кого и в самом деле он терпеть не может, так это родного отца, фотографа-надомника. Сын не прощает отцу измены покойной матери. И еще чего-то, сам не знает толком, чего. Но раздражает его папаша до одури, до дрожи. Причины имеются. Актеры под руководством режиссера отыгрывают их детально. Когда, спасая мачеху, которую мерзавец отец пырнул-таки ножом из ревности, Генка попадает в СИЗО по подозрению в изнасиловании и покушении, уже и нас тошнит от сантиментов родителя, пришедшего в тюрьму с гостинцем. «Сынок, ведь ты любишь бананы», — лепечет папаша, благодаря сыну надежно «отмытый» от подозрений в криминале.

Генку выкупила мачеха — легко и просто. Она переспала со следователем-садюгой и навсегда уехала из города. А вот третьего из ватаги по прозвищу Немой (И.Кокорин), нелепого и беззащитного бабушкиного внука, некому было спасти. Он получил «перо» в бок от «нового богатого». За то, что увел у него девушку, по наивности решившую, что предъявить Немого как своего бойфренда — надежный способ избавиться от приставаний «хозяина жизни». Ну а шик-то тут при чем? Кто шикует на этом празднике жизни — уж не наши ли бедолаги герои? Именно они! Авторы дают им шанс — пожить другой жизнью, сбросив свои затрапезные одежки и облачаясь, строго по очереди, в шикарную пару английского сукна от Гуччи, выставленную в витрине модного магазина и однажды потрясшую воображение всех троих. Поначалу они запускают в витрину булыжником, но не тут-то было. У богатых все устроено с умом: звук разбитого стекла переходит в вой сирены, и хитрый датчик автоматически спускает жалюзи. Слава богу, унесли ноги от ментов. Костюмчик добывали разными путями, в основном криминальными, собирая нужную сумму рубль к рублю, да и то какой-то фраер едва из-под носа не увел. Пришлось отвлечь фраера надежным способом: раскачав и перевернув его «тачку», припаркованную у входа в магазин.

И все-таки мечта сбылась — они стали обладателями двойки от Гуччи, пусть и на троих! Неслыханные возможности открылись перед парнями. Генка в этом прикиде запросто смог войти в ресторан, где работала официанткой ненавидимая и обожаемая мачеха, чтобы обозвать ее шлюхой и получить пощечину. Костя, приодевшись в дорогой костюм, решил навестить папашу, чтобы покрасоваться и погордиться: вот, мол, любуйся, живу не хуже людей. А Немой, в костюме и с букетом, пошел делать предложение Дине — той, которая торговала живой рыбой, а в свободное от работы время подрабатывала натурщицей. Немой подсматривал, прячась на антресолях, и плакал от восторга перед ее тициановской наготой.

Так что хлебнули парни шику — мало не показалось. Будет что вспомнить. Вот только Немого уже нет на свете. И Ася, первая любовь Генки, уехала навсегда. И Костина мать уже не вернется к арфе — не поддаются божественные струны ее загрубевшим рукам. Но останутся навсегда голубая бухта залива, белый пароход на пирсе, белые яхты сквозь черное кружево старинных решеток. И уходящий в ночное небо беззвучный фейерверк. Бесконечно печальная и безнадежная картина. Ну прямо Чехов в постановке Станиславского. Груба жизнь…

Чеховский виток ассоциаций — на совести рецензента, у которого разыгралось воображение. В фильме чеховский дискурс отсутствует. Да, жизнь груба и жестока, но грубость и жестокость ее маркированы конкретным постсоветским безвременьем, метафизика тут ни при чем. Ностальгическая чеховская Ялта — ее абрис — присутствует в фильме, тем прозаичнее образ заштатного городка, населенного пестрым людом отнюдь не дворянского звания. Самый колоритный персонаж этой Ялты — мужик с козлом на веревке, то и дело побиваемый парнями по подозрению в зоофилии. А вы говорите «дама с собачкой»!

Впрочем, рецензента заносит не от хорошей жизни. Режиссера «Шика», неконцептуалиста по определению, всегда выручала образная плотность, которая концепцию замещала. В этой работе образные смыслы не завязались в тугой узел, в бутон, распускающийся по мере движения сюжета. Сюжет слишком прямолинеен, драматургия старомодна и банальна — противится и сопротивляется бурлескной стилистике, излюбленной этим автором.

…Чтобы припомнить фирменный стиль Худойназарова, его эклектизм, разбавленный легким сюром, надо, пожалуй, вернуться к тому эпизоду, где Костин убегающий папаша дает последнюю гастроль в маленьком открытом кафе у моря. Услышав музыку, он подбегает к соседнему столику и галантно приглашает на танец даму: «Позвольте разделить с вами последнее танго уходящего лета!» Получив отказ, он не тушуется, хватает подвернувшийся под руку стул, и начинается маленькая клоунада на общем плане. Пьяненький папаня утанцовывает со стулом к самому синему морю, Костя следует за ним, поднимает лежащий на песке велосипед, а папаша не унимается, его прыжки и антраша со стулом принимают опасный оборот… Но у самой кромки воды он останавливается как вкопанный и опускает в воду ни в чем не повинный предмет казенной мебели. А там, видать, глубоко было — от затонувшего стула даже кругов на воде не осталось.

*

\1\ См. об этом: С и р и в л я Н. Безотцовщина. — «Искусство кино», 1994, № 12.

© журнал «ИСКУССТВО КИНО» 2012