Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0
Чжан Юань: «Запрещают одно — снимаю другое» - Искусство кино
Logo

Чжан Юань: «Запрещают одно — снимаю другое»

В конкурсе фестиваля «Меридианы Тихого» участвовал фильм китайского режиссера Чжан Юаня «Маленькие красные цветы». Картина, центральные роли в которой исполняли крохи детсадовского возраста, получила приз за лучшую режиссуру.

Чжан Юань
Чжан Юань

«Маленькие красные цветы» — прозрачное иносказание. Фильм о детях, но не для детей. Четырехлетнего Цзяна отдают в образцовый детский сад. Малышей обучают полезным навыкам — одеваться самостоятельно, вымыться после того, как сходили на горшок. Но процесс воспитания превращен в конвейерную «подгонку». Вольнолюбивый Цзян бунтует против уравниловки и казарменной дисциплины. Режиссеру удается почти невозможное: смикшировать реакцию умиления, естественную по отношению к симпатичным несмышленышам. Показать ребятишек не просто милыми пупсами, а самобытными, неоднозначными, порой противоречивыми персонами.

Чжан Юань — признанный лидер «шестого поколения» китайских режиссеров. Он числится едва ли не «патентованным» диссидентом кинематографа КНР. В конце 80-х, после окончания Пекинской киноакадемии, Чжан отказался от распределения на одну из государственных студий. Предпочел вольные хлеба, делал рекламу и музыкальное видео.

С начала 90-х снимает «независимое кино» — о матерях-одиночках, панках, геях, алкоголиках. Его фильмы пробиваются на престижные европейские кинофестивали. К режиссеру приходит успех — такого, неглянцевого, Китая западной аудитории видеть еще не доводилось. Казалось бы, инакомыслящий режиссер должен был навлечь на себя санкции госчиновников. Но серьезных репрессий, способных затормозить творческую карьеру, не последовало. Похоже, Чжан Юань смог отыскать формулу разумного компромисса, заключив негласный пакт с киношной номенклатурой: можешь снимать неудобные фильмы, но не заступай за черту. Чжан всегда оставался на плаву. Он избежал участи слишком строптивых коллег, за «идейные промахи» на продолжительный срок отлученных от профессии. Так, Цзян Вэнь после разгрома «Дьяволов на пороге» целых пять лет не садился в режиссерское кресло. «Мне запрещали одну картину, а я уже работал над другой», — не без гордости говорит Чжан Юань. Возможно, «страховочным тросом» оказывались иностранные деньги, вложенные в его проекты. Фильм «Маленькие красные цветы», хоть и снимался на базе государственной студии «1 августа», финансировался итальянским заказчиком (продюсером был фестивальный ас Марко Мюллер).

«Маленькие красные цветы»
«Маленькие красные цветы»

Сергей Анашкин. Кем вы себя ощущаете: китайским режиссером, работающим на экспорт, или автором, который «гуляет сам по себе»?

Чжан Юань. Не думаю об этом, когда снимаю. Но точно уж делаю фильмы не для себя одного. Мне интересно размышлять о современности. Не о прошлом — о настоящем. Потому и выбрал своим ремеслом кино.

Сергей Анашкин. Вы в фаворе на Западе, но не входите в число режиссеров, обласканных властью в родной стране. Не смущает такая нестыковка?

 

Чжан Юань. Я сделал двенадцать картин. Пять из них до сих пор не демонстрировались в Китае. Но со временем запреты ослабевают. Надеюсь, что недалек тот час, когда мои «полочные» картины будут показаны и в КНР.

Сергей Анашкин. Довольны ли вы своим статусом и достатком?

Чжан Юань. Я никому не завидую.

Сергей Анашкин. Но если западные продюсеры предложат вам более выгодные условия — только переезжай?

Чжан Юань. Не было искушения…

Сергей Анашкин. Сложно ли в Китае сделать фильм, не соответствующий официальным установкам?

Чжан Юань. Непросто получить разрешение на неудобный проект. Еще сложнее раздобыть на него деньги. Государство финансирует кино, но предпочитает вкладывать средства в благонадежные фильмы.

Сергей Анашкин. Вы росли во времена «культурной революции». Какие детские впечатления пробудили в вас тягу к творчеству? Кем были ваши родители?

Чжан Юань. Родители не имели отношения к искусству, они были простыми госслужащими, как большинство китайцев тех лет. Я рос болезненным ребенком, часто пропускал занятия в школе. Оставался дома один. Чтобы чем-то занять себя, стал рисовать. В то время у нас не было возможности увидеть репродукции с картин итальянских или французских живописцев, но я знал работы Репина и Левитана. И они мне очень нравились. А первой книжкой иностранного автора, которую я прочел, оказались рассказы Горького.

Сергей Анашкин. Был ли какой-то конкретный фильм, повлиявший на ваше решение стать режиссером?

«Маленькие красные цветы»
«Маленькие красные цветы»

Чжан Юань. До поступления в Пекинскую киноакадемию я видел не так уж много картин. Фильма, который определил бы мой выбор, не было. Лет до восемнадцати увлекался изобразительным искусством. Потом внезапно переключился на литературу. Синтез этих искусств я обнаружил в кино: слово взаимодействует с визуальными образами. Осознав это, захотел стать режиссером. Кумиров у меня нет. Я человек неустойчивых взглядов. Сегодня нравится одно, завтра — совсем другое.

Сергей Анашкин. Как вы относитесь к работам предшественников, авторов «пятого поколения»?

Чжан Юань. Я не смог бы состояться как режиссер, если бы не было фундамента, заложенного ими. Фильмы режиссеров «пятого поколения» оказали на меня большое влияние. В студенческие годы восхищался работами недавних выпускников. Их имена были у всех на слуху — Чжан Имоу и Чэнь Кайгэ. Но наши картины совсем не похожи. Я выражаю собственную точку зрения.

Сергей Анашкин. В чем разница? Ваши фильмы более злободневны? Они бескомпромисснее в постановке социальных проблем?

Чжан Юань. Повторю то, что уже говорил: задача режиссера — выражать свою личную точку зрения. Делать кино о том, что волнует его, а не кого-то другого.

Сергей Анашкин. Ваши первые фильмы подверглись официальной «проработке». Не было более строгих санкций?

Чжан Юань. Особых проблем не возникало. Разве что однажды, когда я собирался в Канн, меня не выпустили из страны.

Сергей Анашкин. Вы беретесь за неудобные темы. Если буквально считывать фабулу фильма «Западный дворец, восточный дворец», выходит, что он — о проблемах пекинских сексуальных меньшинств. Но я вижу в картине иносказание, метафору взаимного «влечения» народа и власти.

Чжан Юань. Конечно же, я именно это имел в виду.

Сергей Анашкин. Тема детства появлялась в нескольких ваших фильмах. Чем она вас привлекает?

 

Чжан Юань. Она интересна мне потому, что даже крохотный ребенок — индивидуальность. Дети — такие же личности, как вы и я.

Сергей Анашкин. Как вам удалось поладить с такой оравой малышей на съемках «Маленьких красных цветов»?

Чжан Юань. Работа с детьми — сложнейшая часть съемочного процесса. Самому маленькому было три года, самому старшему — около шести. Дети не актеры, нельзя рассчитывать на профессионализм. На площадке нужно было создать особую игровую атмосферу. Все мы пытались «разжать» ребятишек. После окончания съемок (на них ушло почти семьдесят дней) я с удивлением обнаружил — дети переменились. Каждый из маленьких исполнителей был одаренным ребенком, задача взрослых — помочь малышам полнее раскрыть себя.

«Маленькие красные цветы»
«Маленькие красные цветы»

Сергей Анашкин. Долго искали мальчика на главную роль?

 

Чжан Юань. Несколько месяцев.

Сергей Анашкин. Как вам работалось с Марко Мюллером, продюсером с итальянской стороны?

 

Чжан Юань. Я знаком с ним уже много лет, с тех самых пор как снял первую картину. Он много мне помогал, многое для меня сделал. Отношения у нас чудесные, сработались почти идеально.

Сергей Анашкин. Сохранилась ли в современном Китае та коллективистская система воспитания, которая показана в картине?

Чжан Юань. Перед съемками я посетил несколько детсадов и смог убедиться сам: мало что изменилось.

Сергей Анашкин. Ребятишки в качестве поощрения получали маленький красный бутон. В финале фильма по улицам марширует колонна взрослых с громадными искусственными цветами. Рифма ведь не случайна?

Чжан Юань. Я сделал это сознательно. Хотел показать, что нивелировка индивидуальности — проблема, касающаяся не только детей. Тема взаимодействия личности и общества продолжает быть актуальной. Особенно в Китае. И когда мне говорят, что «Маленькие красные цветы» не исторический фильм о временах «культурной революции», что он и о сегодняшнем дне, я готов согласиться.

Сергей Анашкин. Как рождаются сюжеты ваших фильмов?

Чжан Юань. Все идет в дело. И газетная статья, и телерепортаж, и разговор, услышанный на улице. Из этих случайных зерен и вызревают фабулы моих картин.

Сергей Анашкин. Нет ли желания сделать фильм о взаимоотношениях китайцев и европейцев? К примеру, о русских челноках в КНР?

 

Чжан Юань. Действительно, интересная тема.

Сергей Анашкин. Какие из ваших работ кажутся сейчас наиболее удачными?

Чжан Юань. Сложно сказать. «Маленькие красные цветы» я делал всего год назад, но многое уже стерлось из памяти. А что говорить о ранних фильмах! Я нечасто пересматриваю свое кино.

Автор интервью выражает благодарность Дмитрию Караваеву за помощь в работе

td align=300 Чжан Юань. Все идет в дело. И газетная статья, и телерепортаж, и разговор, услышанный на улице. Из этих случайных зерен и вызревают фабулы моих картин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© журнал «ИСКУССТВО КИНО» 2012