Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0
История по моде сезона. «В ожидании чуда», режиссер Евгений Бедарев - Искусство кино
Logo

История по моде сезона. «В ожидании чуда», режиссер Евгений Бедарев

«В ожидании чуда»

Автор сценария и режиссер Евгений Бедарев

Оператор Максим Шинкоренко

Художники Татьяна Уманец, Инесса Тухватулина

В ролях: Екатерина Копанова, Владимир Крылов,

Татьяна Васильева, Антон Макарский, Нина Русланова,

Олеся Судзиловская, Владимир Долинский,

Мария Аронова и другие

Monumental Pictures

Россия

2007

Фильм «В ожидании чуда» можно поставить в один ряд с новейшей серией молодежных лирических комедий — «Прогулкой», «Питером FM» и «Жарой». Правда, ставшие стандартными лекала, по которым кроят персонажей (и выбирают актеров на их роли), сюжет и звуковое оформление кое-где кривовато легли, кое-где потеряли свой шик под аксессуарами, немного шалящими в рамках нынешнего мейнстрима. Но если смотреть издали — модель вполне удалась. И, кстати сказать, там, где авторы рискнули отойти от выбранных шаблонов и построить кино по своим правилам, лучше всего и получилось.

Итак, сначала о лекалах. Первое, что приходит на ум, когда видишь главную героиню Майю (Екатерина Копанова), — это «Дневник Бриджит Джонс» Шэрон Магуайр, экранизация бестселлера Хелен Филдинг. Тот же монолог от первого лица и бытовая рефлексия на тему своей судьбы в стиле сетевых дневников, та же неуклюжая толстоватая фигура, с которой наша героиня даже не пытается бороться, тот же хэппи энд — к концу фильма: Майя научилась ладить со своим именем, которое прежде ненавидела, и получает выгодный контракт. Но Бриджит Джонс изучала себя и мужчин вокруг, давая собирательный образ не только представителей разных полов, но и их отношений. Это была пусть и наивная, но все же опытная женщина, способная довести свои наблюдения до лаконичности житейской мудрости. До таких обобщений авторы фильма не идут, ограничиваясь показом внутреннего фантазийного мира девушки.

Далее на ум приходит еще одна книжно-кинематографическая аналогия. Взаимоотношения Майи с начальницей напоминают «Дьявол носит Prada»). Татьяна Васильева старается повторить инфернальную Мерил Стрип, а Екатерина Копанова буквально сбивается с ног, изо всех сил пытаясь изобразить девушку, не похожую на других, нестандартную и смешную.

Вообще же актерский состав фильма собран по принципу медийности, воцарившемуся сегодня в нашем кино. Если это звезда, то и играет она в фильме человека успешного: Олеся Судзиловская — бизнес-леди, сделавшая карьеру «лицом», Татьяна Васильева — утомленная фам фаталь, Антон Макарский — бизнесмен, жадный до денег. Исполнительница главной роли Екатерина Копанова тоже засветилась в сериалах («Шекспиру и не снилось», «Любовь как любовь»). Но, пожалуй, самой запоминающейся нужно назвать работу не медийного лица, а замечательной актрисы Нины Руслановой. Своей фактурностью и энергетикой она создает неоднозначный образ благородного творческого и в то же время простого труда для реализации мечты, чего в нашем новейшем кино днем с огнем не найдешь. Уборка территории утром, голубцы на день рождения, поездка на скутере, сварка металлических зайца и волка для детского сада. Такую гремучую дидактическую смесь легко можно было загубить неорганичностью. Но Русланова с легкостью соединяет эти ингредиенты, добавляя в фильм доброго обаяния.

Обаятельно выглядит и главная героиня Майя, несмотря на то что представлена она достаточно хаотично. Если рассматривать только сюжетную линию, в ней вылезает довольно много недосказанных и непродуманных моментов. В первую очередь, никак не представлена история девушки. Есть ли у нее родители? Если да, то где они? Нет у нее и подруг, так что она существует в некоем автономном пространстве. И вдруг получает наследство от бабушки, о существовании которой будто и не подозревала. По завещанию внучке положена квартира в Петербурге. Правда, надо обязательно съездить в Москву, чтобы познакомиться с алчным адвокатом (Владимир Долинский), заставившим бабушку оформить вторую квартиру^; третью та завещала соседке. Зачем все это знать зрителю — непонятно^; ни адвокат с его непутевым сыном, ни соседка больше в фильме не упоминаются. Разве что эти факты призваны лишний раз подчеркнуть доверчивость и наивность Майи, ведь она совершенно не возмущена адвокатскими интригами. Или же чтобы оправдать появление шикарной квартиры в центре северной столицы у молодой девочки без семьи. Ход также вполне бестолковый, если учесть, что впоследствии богатая фактура питерской квартиры практически не используется. С тем же успехом можно было поставить зрителей перед фактом: у девушки просто не было проблем с жилплощадью, и точка.

Но вернемся к характеру. По законам нашего фасона девушка должна быть усредненная: немного творческая и в то же время земная. Из чего же образ собирается? Из комплексов по поводу лишнего веса, из желания влюбиться (да не просто так, а в «свою половинку»), надеть белое платье и быть самой обаятельной и привлекательной… Да, и успех в карьере не забудьте. При этом работа для достижения успеха соответствующая — криэйтор в рекламном агентстве. Кстати, эта профессия уже превратилась в штамп современного кино. Журналисты, рекламщики и пиарщики стали очень популярны в последнее время. Суть этих профессий абстрактна. С правом на творчество и в то же время приносящие доход своим обладателям, они стали палочкой-выручалочкой для сценаристов. Если выводишь героя этой профессии, значит, можно не объяснять, откуда у него деньги, свободное время и чем конкретно занимается. (Вспомним «В движении» или «Питер FM».) Причем в ряду от журналиста к пиарщику мера условности только возрастает. Что делает последний, не могут в трех словах объяснить даже лучшие представители профессии. Автор сценария и режиссер Евгений Бедарев выбрал золотую середину — рекламщика, тем самым сняв ненужные вопросы о возможности самовыражения девушки: ведь реклама — почти искусство.

И вот обыкновенная девушка, снабженная всем инструментарием для выживания, выплеснута в большой город. Но не в Москву, а в Питер. Увидев в фильме очередную сцену с разводными мостами, Исаакиевским собором и другими культовыми местами северной столицы, я начала верить в анекдот про спецзаказ — создать положительный образ Петербурга как города романтики и утонченных эстетических эмоций. Использование Питера в качестве натуры для современного коммерческого фильма стало чем-то вроде воротника — необязательной, но формообразующей деталью. Правда, здесь лекало чуть видоизменено. Бедарев не просто берет город и разворачивает там действие. Он привносит (через наложение кадров, через речь героев) в Петербург венецианские мотивы, тем самым расширяя романтическое пространство, внося новую краску в изображение города и в сюжетную линию.

Безусловно, ни один молодежный фильм не может обойтись без романтической истории, обильно сдобренной музыкальной попсой. И здесь чистая арифметика. Героиня влюбляется два с половиной раза: в манекенщика, «доброго фея» и будущего начальника. Песен за это время звучит не менее десятка в исполнении групп, опробованных в предыдущих серийных моделях (даже эпизоды — не удержались — заимствовали, как например, проход героини мимо уличного концерта — см. «Жару»). Есть в картине и тройной обряд в поиске «своей половинки». Сначала Майя разочаровывается в виртуальном знакомстве, затем в виртуальной красоте и искренности манекенщика и, главным образом, проходит испытание своим воображением. Кстати, именно фантазии героини и ее ироничности по отношению к реальности посвящена добрая половина эпизодов фильма.

Легкий, адаптированный к молодым умам юмор пронизывает весь фильм, все те штампы, которыми он наполнен. Не удивлюсь, если некоторые из речевых оборотов станут крылатыми. «Понимаешь, когда-то люди разделились на половинки, кто-то вдоль, кто-то поперек», — поучает свою подопечную «добрый фей» Пафнутий.

Чтобы уравновесить неправдоподобие внезапных успехов Майи, автор сценария и режиссер Бедарев вводит фигуру доброй феи, каковой не было у Бриджит Джонс. Чтобы замаскировать сказочность приема, он ставит на эту роль фея-мужчину. Впрочем, тоже, в свою очередь, заимствованного из кавээновских выступлений знаменитой команды из Днепропетровска. Его изображал Сергей Сивоха, и это был гротескный персонаж. В фильме фей Пафнутий симпатичен, адекватен, смешлив и толков. Он, по сути, проблем не решает, но разнообразить жизнь может. Ирония же идет дальше. Фантазия на тему угрызений совести по поводу лишних килограммов стилизована под судебный процесс. Сцена, безусловно, родом из того же КВН. Лаконичные речевые гэги (например, «Вы обвиняетесь в ношении двадцати одного килограмма лишнего веса») перемешиваются с самопародией отдельных персонажей, взятых для злобы дня. Только так можно оправдать появление в картине вездесущего стилиста, певца и телезвезды Сергея Зверева, которому сыграть самого себя не удается. Компенсирует эту оплошность эпизод с выдачей «щастья», приснившийся Майе. Авторы визуализировали и иронично переосмыслили ставшую современным штампом цитату из Цветаевой («по площадям стоять за счастьем»): в зале, напоминающем угрюмый советский магазин, грубоватая продавщица (Мария Аронова) выдает свертки чего-то серого «в одни руки», причем на всех, конечно, не хватает.

В итоге всех этих стараний получилась вполне симпатичная романтическая история обыкновенной девушки, живущей в Питере и работающей в рекламе. История девушки, которая может иронично относиться к мифам, навязанным ей новым блистающим миром. «В ожидании чуда» — не изделие «от кутюр», а вполне популярная модель по моде сезона, сшитая по строгим лекалам, но швами наружу. Носиться будет, хотя и недолго. На сезон точно хватит.

© журнал «ИСКУССТВО КИНО» 2012