Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0
Робин Хессман. Открытие Америки. Второй фестиваль американского кино в Москве: документальные фильмы - Искусство кино
Logo

Робин Хессман. Открытие Америки. Второй фестиваль американского кино в Москве: документальные фильмы

Беседу ведет Екатерина Самылкина

Обладательница премии «Оскар» за документальную картину «Портрет мальчика с собакой» (совместно с Джеймсом Лонгли) Робин Хессман отлично знает русский язык: она училась во ВГИКе и вот уже второй год курирует документальную программу Фестиваля американского кино в Москве.

Робин Хессман. Фото О.Волковой
Робин Хессман. Фото О.Волковой

Екатерина Самылкина. Вы снова, как и в прошлом году, привезли в Москву «живого классика» американского документального кино. Почему вы пригласили именно Ди-Эй Пеннебейкера?

Робин Хессман. Я очень люблю его фильмы. Удивительно, что в России никто не знает об этой легенде, о человеке, который снимал Боба Дилана, Джимми Хендрикса и — вместе со своей женой Крис Хегедус, тоже документалистом, — Сэмюэла Беккета, предвыборную кампанию Клинтона и т.п. Пеннебейкер — один из основоположников «прямого кино» — в США он знаменитость, и мне стоило немалых трудов «заполучить» его. Скорее всего, Пеннебейкер и Хегедус отказались бы от приглашения, они очень занятые люди, нужна была какая-то зацепка. И я нашла на их сайте упоминание о фильме «Открытие в Москве» — фильме, который нигде никогда не показывался. Оказалось, что Пеннебейкер приезжал в Советский Союз снимать американскую выставку в Сокольниках в 1959 году — это культурное событие очень интересно, согласитесь. На одном фестивале я подошла к ним (всегда важен личный разговор, на письмо по электронной почте люди могут и не ответить) и предложила поехать в Москву, где режиссер снял свой первый фильм и где он не был более сорока лет. Для меня было необыкновенным счастьем, когда Пеннебейкер и Хегедус дали свое согласие, не меньшим, чем счастье открыть их картины российскому зрителю.

Екатерина Самылкина. Современные документальные фильмы, показанные на фестивале, очень разные. Кажется, что их объединяет только то, что все они имели коммерческий успех на родине. Чем вы руководствовались при отборе?

«Колыбельная», режиссеры Ди-Эй Пеннебейкер, Крис Хегедус
«Колыбельная», режиссеры Ди-Эй Пеннебейкер, Крис Хегедус

Робин Хессман. С одной стороны, я старалась выбирать фильмы, показывающие людей, события, которые не получают отражение в голливудских картинах или телевизионных сериалах и потому неизвестны российскому зрителю, а с другой — хотела представить разные направления американской документалистики. Например, «Гельветика» Гари Хастуита — фильм о взаимоотношениях одного шрифта (и вообще графического дизайна) с визуальной культурой, визуальным обществом. Весьма захватывающее произведение о, казалось бы, абстрактных вещах. Или «Воин свалок»: Оливер Ходж снимал жизнь своего героя Майка Рейнолдса в течение нескольких лет. Этот архитектор строит по всему миру энергонезависимые дома из шин и пивных банок, добивается введения закона в США, который позволил бы ему создавать такие дома и на родине. Хотя в Америке его даже лишили лицензии архитектора. Или «Дьявол приехал верхом» Энни Сандберг и Рики Стерна, такой activist film, публицистическая картина, которая стремится донести до общества информацию, чтобы способствовать изменению политической ситуации в стране. Герой фильма «Дьявол приехал верхом» своими глазами увидел массовые убийства в суданской провинции Дарфур и рассказал об этом, стал объединять людей для организации помощи. Или очень личная картина «Березовая улица, 51» Дага Блока — жанр personal documentary, «личное документальное кино». Этот жанр распространен в Америке и совсем не развит в России. Мне кажется, уже поэтому лента интересна для российской аудитории. Знаете, одна зрительница была уверена, что режиссер пригласил актера на роль своего отца, настолько непривычно для нее было увидеть фильм, в основе которого — интимная семейная история, частная жизнь, о которой тонко и красиво рассказано. Продуманная драматургия, внятная режиссура — экранная реальность, не похожая на реалити-шоу или на то, что называется чернухой.

Екатерина Самылкина. Образы Америки, представленные в документальной программе, новы только для российских зрителей? Или американцы тоже узнавали из этих фильмов что-то, чего они сами про себя не знали?

Робин Хессман. Думаю, что и для американцев это новая информация. Я, например, не знала, что в Америке настолько сложно создать новый закон, хотя и понимала, что это непросто. Не задумывалась об этом до того, как увидела фильм «Воин свалок». «Гельветика» заставила меня заинтересоваться графическим дизайном, я начала обращать внимание на то, что о многом говорит не только содержание написанного, но и форма. «Воин свалок» и «Дьявол приехал верхом» позволили мне увидеть много нового: то, что происходит в Дарфуре, то, как люди строят дома, не разрушая природу. И, конечно, «Открытие в Москве»! Я столько читала об американской выставке в Сокольниках в 1959 году, но никогда бы не поверила, что смогу своими глазами увидеть, как это выглядело на самом деле. Все эти фильмы рассказывают о том, что происходит или происходило в мире. Это тем более интересно, что рассказано с талантом и умением выстроить историю. Ведь неигровое кино — искусство, «художественность» играет в нем важнейшую роль. Это грубейшая ошибка, когда понятия «неигровое» и «нехудожественное» используют как синонимы.

Екатерина Самылкина. Чем отличается американский прокат документальных фильмов от российского?

«Воин свалок», режиссер Оливер Ходж
«Воин свалок», режиссер Оливер Ходж

Робин Хессман. В США документальное кино почти так же доступно зрителям, как и игровое. Многие фильмы идут в кинотеатрах, их легко можно взять в видеопрокате, купить в магазине — а те, которые нельзя увидеть в кинотеатре, сейчас, слава богу, имеют возможность находить своих зрителей через Интернет. Существует масса людей, которые читают рецензии на фестивальное кино, есть блоги, в которых рекомендуются документальные фильмы. Общая положительная тенденция в США состоит в том, что в течение последнего десятилетия все больше и больше документальных картин выходит в кинотеатральный прокат. «Березовая улица», например, шла в течение девяти месяцев в шестидесяти городах США.

Сейчас самый популярный в Америке способ посмотреть кино на DVD называется Netflicks — ты заказываешь фильм по Интернету, и в течение двух дней (а часто уже на следующий день) он приходит тебе по почте. Посмотришь — возвращаешь обратно бесплатно (в присланном тебе вместе с диском специальном конверте) и получаешь следующий фильм из твоего списка. Сегодня в США чаще всего именно так смотрят DVD — у Netflicks очень много документальных картин. В России зрителю сложнее увидеть хорошее российское или зарубежное документальное кино. (Я не имею в виду то, что часто называют «документальными фильмами» на российском телевидении, ведь это обычно телепередачи или репортажи. Я говорю именно о кино.) Хотя заметно, что россияне по таким фильмам изголодались, мы даже устраивали дополнительный сеанс «Гельветики».

Екатерина Самылкина. Да, на «Гельветике» было столько зрителей, что мне даже на ступеньках места не досталось, пришлось сидеть в «минус первом» ряду — на полу.

Робин Хессман. В России и DVD с этими фильмами невозможно достать — только через Интернет, притом за большие деньги. Я бы очень хотела, чтобы эти картины появились в России хотя бы на дисках, но пока не вижу для этого никаких возможностей.

Екатерина Самылкина. Что вы можете сказать об аудитории фестиваля? Вам понравилось, как проходили дискуссии после показов?

Робин Хессман. Не ожидала, что придет так много народу, ведь особой рекламы не было, разве что в Интернете. Зрители задавали неожиданные вопросы. Например, после показа «Березовой улицы» один человек спросил режиссера: «Когда в конце фильма вы спросили своего отца, изменял ли он вашей матери и он ответил „нет“, уверены ли вы, что он сказал правду?» Даг Блок, задумавшись, ответил: «Нет, я вовсе не уверен в этом, а разве это важно — для фильма — сказал ли он правду? Он дал такой ответ, который считал нужным, и это многое о нем рассказывает. Может быть, это правда, но я совершенно не исключаю, что нет». Даже если бы его отец сказал «да», Даг поставил бы это в фильм, потому что ему было важно рассказать историю честно.

Екатерина Самылкина. Не могу не спросить, чем вы сейчас занимаетесь как режиссер?

Робин Хессман. Я снимаю документальный фильм о людях моего поколения в России.

© журнал «ИСКУССТВО КИНО» 2012