Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Вацлав Гавел: «Жизнь после 1989-го» - Искусство кино

Вацлав Гавел: «Жизнь после 1989-го»

Вацлав Гавел, готовящийся занять пост главного редактора газеты Hospodarske Novine, главного делового издания Чехии, задал ряд вопросов Адаму Михнику, возглавляющему редакцию ведущей польской газеты Gazeta Wyborcza.

Вацлав Гавел. В одном из ваших последних эссе «Молитва о дожде» вы описываете ситуацию в современной Польше как «ползучий государственный переворот». Значит ли это, что перемены произошли не только в правительстве, но и в политической системе в целом? Смогли ли братья Качиньские воплотить в Польше идею «четвертой республики»? И если да, то в чем ее фундаментальные отличия от «третьей республики», существовавшей после 1989 года?

 

Адам Михник. Коалиция трех партий — «Право и справедливость», «Самооборона» и «Лига польский семей» — изменила саму политическую систему. Постепенно Польша превратилась в совсем другую страну, не похожую на ту, что существовала в период после 1989 года. Изменилось и государственное устройство; и вовсе не за такое устройство в течение двадцати пяти лет боролась демократическая оппозиция. В 1981 году мой идеал Польши в контексте идей движения «Солидарность» звучал так: «Независимая страна с толерантными принципами и традициями, неоднородная по этническому и религиозному составу, основанная на христианских ценностях, социальной справедливости, страна, которая доброжелательно относится к своим соседям, готовая идти на компромисс и проявлять умеренность, смело смотрящая в лицо действительности и открытая для подлинно партнерских отношений. Польша, которая противостоит рабству и духовному подчинению, не способная навязывать свои ценности. Польша, пронизанная конфликтами, типичными для всех современных обществ, но при этом объединенная принципом солидарности. Страна, где интеллектуалы защищают преследуемых рабочих, а рабочие, устраивая забастовки, стремятся к культурной свободе. Польша, которая заявляет о себе одновременно с пафосом и насмешкой, страна, которой не раз наносили поражение, но которую никому не удалось завоевать, сломить, подчинить. Польша, вновь обретшая свою подлинную сущность, свой язык, свое лицо».

Вот какой я представлял в 1981 году «третью республику»; именно эту Польшу я поддерживал после 1989 года. Безусловно, многого я не смог предвидеть, например, развитие массовой приватизации и жесткую логику рыночной экономики. Но развитие приватизации и рынка вовсе не означает, что больше нет Польши «разобщенной, лишенной смертоносной логики реванша и способной постоянно вести холодную войну на собственной территории». Я не могу с одобрением относиться к ситуации, при которой архивы служб госбезопасности являются основным источником информации обо всех гражданах. «Третья республика» создала новую Польшу, где свобода страны и судьба каждого отдельного гражданина вызывали всеобщее участие и сопереживание, где господствовала презумпция невиновности. «Четвертая республика», созданная, как мне кажется, по проекту Ярослава Качиньского и его окружения, — страна, пребывающая в состоянии перманентной «моральной революции», где спецслужбы и прокуратура организуют преследование «неблагонадежных» граждан, где прослушивание телефонных разговоров и постоянные обвинения — повседневная реальность. «Четвертая республика» — государство, которым правят подозрения и страх, в котором все мы — подозреваемые. Это государство, где мы изо дня в день ожидаем вызов в кабинет прокурора. При коммунистическом режиме говорили так: «Был бы человек, а статья найдется». В последнее время меня не покидает чувство, что кто-то постоянно пытается найти подходящую статью и для меня.

Вацлав Гавел. Ссылаясь на знаменитое высказывание Черчилля, вы недавно писали, что в сегодняшней Польше если слышишь звонок в дверь в шесть утра, нельзя быть полностью уверенным, что это разносчик молока. Если не считать драматической истории ареста Януша Качмарека1, о чем свидетельствует такая ситуация?

Адам Михник. Дорогой Вацлав, в сегодняшней Польше, увы, под пристальными взорами телекамер арестовывают множество людей, среди которых и врачи, и бизнесмены, и политики из оппозиционных партий. Вспомнить хотя бы случай Эмиля Вонсача, бывшего министра финансов: его задержали, сцену ареста сняли на камеру, провезли его в полицейской машине через половину Польши, а после сразу же отпустили, поскольку судья признал арест незаконным. Бывший министр строительства Барбара Блида также была арестована — ее разбудили в шесть утра, и всю процедуру полицейские снимали на камеру. Во время обыска она покончила с собой — застрелилась в ванной. Камеры не зафиксировали это, и широкая публика до сих пор не разобралась в подробностях трагедии. Некоторые известные врачи также были арестованы перед объективами камер, их обвиняли в коррупции (кого-то даже подозревали в убийстве). Как разъяснил на пресс-конференции министр юстиции, подобные визиты в шесть утра — вполне нормальное явление в Польше, как и в других странах цивилизованного мира.

Вацлав Гавел. Но ведь судебная власть в Польше по-прежнему независима от правительства, не так ли? Качмарека действительно освободили на следующий день. И Конституционный суд в какой-то степени выхолостил закон «о люстрации», принятый правительством Качиньского. Бронислав Геремек и другие, призывавшие к гражданскому неповиновению в знак протеста против этого закона, были оправданы.

Адам Михник. Я действительно считаю, что суды по-прежнему являются независимыми, и это явно тревожит премьер-министра Ярослава Качиньского и министра юстиции Збигнева Жёбро. Они постоянно пытаются отменить независимость судов, влиять на состав судей, ограничивают юридическую неприкосновенность; они также подвергли Конституционный суд грубым нападкам и шантажировали судей с помощью материалов из архива коммунистической тайной полиции. Ко всему этому я отношусь с отвращением, поскольку еще помню, как при диктатуре суды раболепствовали перед властями, как все их вердикты напрямую зависели от желаний и указаний коммунистических лидеров. К счастью, такого сегодня уже нет, хотя прокуратуры и сейчас постоянно подвергаются давлению со стороны властей.

Я не стану говорить о компетентности Анны Фотыги на посту министра иностранных дел, поскольку мы, поляки, проявляем благородство по отношению к женщинам. Но когда было объявлено о ее назначении, Ярослав Качиньский заявил: «Мы снова взяли под контроль внешнюю политику». Я бы добавил к этому, что они установили контроль и над прокурорами. Но судьи пока им неподвластны, и это означает, что в Польше все еще есть судьи, достаточно смелые, чтобы защищать дух и букву закона, несмотря на все грубые нападки и инсинуации со стороны властей. И премьер-министр, и президент позволяли себе подобные недостойные действия. А тот факт, что оба они по образованию юристы, придает их поступкам особую пикантность. Ни один из братьев Качиньских, кажется, не осознает, что постепенно они превращаются в карикатурные персонажи, в партийных функционеров, которые считали, что пролетарская революция выдала им мандат на то, чтобы покончить с независимостью судебной системы. «Моральная революция» по проекту Качиньских — пародия на ту самую революцию. До сих пор она была довольно беззубой, однако в основе она столь же гнусная и отвратительная. Закон о люстрации был отменен решением Конституционного суда. Все восхваляют его судей. Но достаточно изучить содержание закона, чтобы понять намерения нынешней правящей коалиции, которая продвигала в парламенте такой позорный и противоречащий конституции закон. Ярослав Качиньский и его партия стремятся создать авторитарное государство, в котором — я повторю — каждый гражданин будет постоянно чувствовать себя под угрозой и подозрениями. Судьи Конституционного суда подверглись оскорблениям со стороны премьер-министра, было объявлено, что полномочия Конституционного суда будут ограничены. Все эти события предвещают отнюдь не радужное будущее.

Вацлав Гавел. Партии «Право и справедливость» и «Лига польских семей» пользуются широкой поддержкой. Чем вы это объясняете?

Адам Михник. Отдельные слои общества действительно поддерживают партию братьев Качиньских, именно об этом свидетельствуют опросы населения. Как такое могло произойти? В вашей последней книге «Во дворец и обратно», Вацлав, вы вспоминаете речь, произнесенную вами в феврале 1990 года и "крики протеста, вырвавшиеся из толпы, в целом до этого благосклонно настроенной, когда вы объявили, что собираетесь отменить смертную казнь; по какой-то причине люди весьма одобряют смертную казнь«2. Вот и ответ на ваш вопрос. Премьер Ярослав Качиньский в совершенстве овладел искусством нагонять страх и апеллировать к примитивным инстинктам. Его политика перманентной войны и травли псевдоэлиты и образованных слоев общества оказалась поразительно эффективной: ему удалось убедить огромное число людей в том, что Польшей правит некий «тайный орден», который необходимо выявить и ликвидировать. Должен признать со страхом, горечью и стыдом, что значительную часть нашего общества заставили поверить в теорию всемирного заговора. Народ убедили в том, что такие меры, как репрессии, смертная казнь, прослушивание телефонных разговоров и произвол полиции, способны излечить хромающую польскую демократию. И это также не сулит ничего хорошего.

Вацлав Гавел. Считаете ли вы ситуацию, сложившуюся в современной Польше, чем-то исключительным по сравнению с положением в других странах Центральной и Восточной Европы, или же она отражает общее положение в регионе? Есть ли схожие тенденции в других странах региона?

Адам Михник. Ситуация в Польше, конечно, не уникальна, однако именно она, возможно, задает направление мрачным тенденциям. Подобное положение сложилось во многих странах посткоммунистической Европы, в том числе в Чешской Республике. Позвольте снова процитировать вашу книгу, недавно вышедшую в свет: "Вскоре после революции и с приходом свободы в общественной жизни появилась какая-то антикоммунистическая одержимость. Как будто люди, которые в течение многих лет молчали, послушно участвовали в коммунистических выборах, думали лишь о себе и вели себя осторожно, боясь неприятностей, сегодня внезапно ощутили потребность энергичным способом получить компенсацию за годы унижений и стали опасаться, что их могут счесть не такими как все. И в качестве мишени выбрали тех, кто в наименьшей степени противостоял им — диссидентов. Подсознательно люди все еще чувствовали, что диссиденты — это голос их нечистой совести, живое доказательство того, что при сильном желании человек мог бы и не подчиняться полностью чьей-то воле.

Интересно то, что в период, когда диссиденты казались горсткой безумцев, донкихотов, их воспринимали с меньшей неприязнью, чем впоследствии, когда история все же доказала их правоту... В конце концов многие новоиспеченные антикоммунисты стали злиться на диссидентов больше, чем на представителей старого режима"3.

Когда Ярослав Качиньский заявляет, что представляет интересы простых граждан, а не элиты, он прибегает к тому же стереотипу. На самом деле он лжет, когда говорит, что все мы простые люди. Качиньский обращается к тем задворкам души простых людей, где кроются мелочность и злоба, и это приносит свои плоды. А мы оба понимаем — и вы, Вацлав, несомненно, даже лучше, чем я, — что бывают периоды, когда в нас проявляются самые худшие, а не лучшие качества.

Итак, я повторю: Польша — не исключение. Я могу привести примеры других стран: правящая коалиция Словакии (Фицо, Мечьяр и Слота), риторика евроскептика Вацлава Клауса, радикальный антикоммунизм Виктора Урбана или посткоммунистический радикализм Виктора Януковича. Но самый яркий пример — последовательный и эффективный авторитаризм Владимира Путина. Посмотрите, как он действует, и вы поймете природу всех угроз, нависших над демократией в странах посткоммунистической Европы.

Вацлав Гавел. Назовите хотя бы трех польских политических деятелей, чьи имена, по вашему мнению, стоит запомнить.

Адам Михник. Думаю, запомнить стоит Збигнева Жёбро, Романа Гертыха и отца Тадеуша Рыдзыка. Каждое из этих имен — символ развития определенных тенденций, каждый воплощает наихудшие стороны польских традиций и политики. Авторитаризм, лживость, сознание национальной исключительности, фанатичная преданность идее религиозной однородности — все это делает ситуацию в Польше похожей на националистический католицизм а-ля Франко.

Вот, Вацлав, мои ответы. И позвольте добавить еще одну типичную для нас мысль: Польша — страна, в которой подлость и безнравственность никогда не диктуют последнее слово. Здесь все возможно, в том числе и перемены к лучшему.

Common Knowledge, October 2009, Vol. 15, № 3

Перевод с английского Елены Паисовой

Вацлав Гавел — чешский писатель, драматург, правозащитник и государственный деятель. Последний президент Чехословакии (1989–1992) и первый президент Чехии (1993–2003). Адам Михник — польский общественный деятель, один из наиболее активных представителей политической оппозиции 1968–1989 годов.

1 Януш Качмарек занимал пост министра внутренних дел Польши с февраля по август 2007 года.

2 H a v e l Vaclav. To the Castle and Back. New York, Knopf, 2007. p. 143–144.

3 Ibid., p. 115–116.

 

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Kinoart Weekly. Выпуск 83

Блоги

Kinoart Weekly. Выпуск 83

Наталья Серебрякова

Наталья Серебрякова о 10 событиях минувшей недели: топ-2015 Cahier du Cinema; Адам Драйвер у Джармуша и Каракса; Алисия Викандер у Вендерса; видеоэссе о сюрреализме Бунюэля; Билли Боб Торнтон сыграет в сериале Trial; байопик о Шакуре снова сменил режиссера; Мэттью Вайнер возьмется за хит сезона; Рон Ховард снимет фильм про любовь к архитектору; трейлер фильма о дронах.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Памяти Алексея Германа

Новости

Памяти Алексея Германа

22.02.2013

21 февраля 2013 года в Санкт-Петербурге после тяжелой болезни на 75-м году жизни скончался режиссер, сценарист, драматург, актер Алексей Юрьевич Герман. Все, кто делает журнал «Искусство кино», пишет для него, и, уверены, читает его, восприняли эту смерть как тяжелую личную утрату. Вероятно, это прозвучит пафосно, но уход великого мастера и бескомпромиссного гражданина означает подлинную трагедию для всей отечественной культуры, искусства и общественной жизни.