Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Верховный шаман ‒ о воздействии Сталина на людей - Искусство кино

Верховный шаман ‒ о воздействии Сталина на людей

Еще средневековые схоласты различали понятия «субстанция» — сущность явления и «акциденция» — второстепенное, незначимое. Как только ни пытались объяснить феномен сталинизма, но всегда что-то важное, чувственное, почти неосознаваемое ускользало. Исследователи ведь, как правило, обсуждают философию, политику, личность Сталина, его мышление, действия, даже речь. При этом харизматический образ Иосифа Виссарионовича в мифологическом пространстве народа впечатывается в готовую схему рационального мышления. Теряется нечто принципиальное в идеологии сталинизма, некий искусно сконструированный дьявольский элемент, который нуждается если не в объяснении, то хотя бы в фиксации.

В осмыслении этого непростого феномена мы не должны поддаваться соблазну простых, правдоподобных объяснений. Это тот самый случай, о котором по другому поводу, но методологически очень точно сказал Михаил Булгаков: «Требовалось обыкновенное объяснение явлений необыкновенных».

Всем, кому сегодня менее пятидесяти лет, трудно представить себе, в каком психологическом и символическом климате жила страна, как чувствовали себя советские люди до 1956 года.

Одно из моих первых школьных воспоминаний послевоенного детства: нас, детишек, выстраивают на торжественную линейку, какой-то малыш выходит вперед и громко, с чувством читает стихи:

Я аленький цветочек,

я юный пионер.

Я Сталина сыночек,

ребятам всем пример.

Не только дети, вся страна знала, что у нее есть заботливый Отец. Им был Сталин. Казахский акын Джамбул пел: «Тобой все народы согреты, поверь. О родины солнце, Джамбула отец, Мой Сталин, поэт, всей планеты, поверь».

Конечно же, идея отца возникает не в прямом, а в священном, сакральном смысле.

Безусловно, это не может отсылать нас к христианству. Это и не ислам, не иудаизм, не синтоизм, не буддизм... Тогда — что? Учитывая эффективность этой духовной практики, не может быть, чтобы она не имела аналогов в истории человечества. Нужно искать ту концепцию, которая объяснит максимум известных фактов.

Любая системная революция, а Октябрьская притязала именно на этот статус, переворачивает все пласты жизни, перетасовывает социальные группы и одновременно переворачивает пласты общественного сознания — без этого у нее просто нет шансов на победу.

Культурный слой общества в России до Октября 1917 года был, по утверждению Горького, очень тонким. После переворота (по разным причинам — часть интеллигенции эмигрировала, часть — погибла, часть оказалась одурманенной идеалами революции, какая-то часть затаилась) на смену элитам в традиционном их понимании пришли другие, не очень продвинутые социальные группы, в мировосприятии которых преобладали еще первичные, древние пласты психики — те, которые французский исследователь К.Леви-Брюль охарактеризовал как «пралогическое», мифологическое сознание.

Приняв это допущение, мы можем найти в истории человечества религиозную систему, элементы которой, на мой взгляд, просматриваются в сталинизме. Это шаманизм.

Для доказательства начнем с анализа простых, второстепенных признаков, которые образуют систему воззрений шаманистского общества, чтобы затем перейти к сущностным.

В 1924 году умирает Ленин. 26 января Сталин выступает на съезде Советов с речью, которая называется «По поводу смерти Ленина». Старшее поколение помнит цитаты из нее — их заставляли заучивать наизусть. С точки зрения ораторского искусства эта речь — маленький шедевр, видно, семинаристская юность будущего тирана не прошла для него даром. Главное в ней — идея завещания: «Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам хранить, как зеницу ока...», которая рефреном проходит через всю речь и все время бьет в одну и ту же точку.

До 1953 года эта речь не называлась иначе, как «Клятва Сталина». Казалось бы — почему вдруг, у нее есть название, под которым она опубликована в 8-м томе его Собрания сочинений. Ан нет, клятва и только клятва. И это — правильно, ведь новый демиург, приступая к исполнению своей роли, дает на специальной церемонии посвящения именно клятву. Без этого он — не шаман.

В связи с этим Сталин отрекся и от своего настоящего имени. У авиаконструктора Яковлева в книге «Цель жизни» есть замечательная сцена, как он впервые присутствует на заседании, кажется, Совета министров, которое ведет Сталин. Будучи не в курсе кремлевского этикета, он обращается к председательствующему уважительно, по имени-отчеству — «Иосиф Виссарионович». Но когда он назвал его так, Сталин метнул на него такой взгляд, что он раз и навсегда понял — обращаться к нему надо так, как и все остальные: «товарищ Сталин» и никак иначе. В полном соответствии с действующим культом «великий кормчий» не имел права называться тем именем, которым его нарекли при рождении.

Он прекрасно понимал значение своего табуированного имени. Рассказывают, что кинорежиссер М.Чиаурели попросил разрешения приехать с артистом М.Геловани, исполнителем роли Сталина, к вождю на ближнюю дачу — посмотреть, как он ведет себя в жизни, чтобы правдоподобно воспроизвести его образ на экране.

Сталин согласие дал, они пробыли несколько часов, а вечером заторопились уезжать. Сталин сказал, зачем, мол, время ужина, посидим, как грузины, вместе. Сели за стол, хозяин по обыкновению разлил вино и спросил у гостей: «Ну как? Сумеете показать меня на экране?» «Да, товарищ Сталин, — заверил его М.Чиаурели, — теперь сможем». «Дураки, дураки, — сказал Сталин. — Что вы видели? Вы видели, как ведет себя Иосиф Виссарионович, а вы должны показать народу, — он выдержал паузу и со значением закончил, — как ведет себя товарищ Сталин». Эту дистанцию он четко понимал, соблюдал и блистательно играл образ «великого Сталина». Вся страна — театр, и все, одновременно, зрители и участники этой игры — огромного, трагического советского хэппенинга. Никому не дано вырваться из его губительного действа, даже Сталину. Роль тут неотделима от него самого: это — вся его жизнь.

Когда А.Сурков в стихотворении пишет: «Это имя мы носим повсюду с собой», что ж, с трудом (имя — не вещь), но понять сказанное можно. А вот уже следующую строчку — невозможно: «С ним открыты все шири и дали». В каком сознании, кроме пралогического, имя способно открывать «шири и дали»? Даже у Мандельштама в вымученной оде Сталину (1937) проявляется такое мышление в строчке: «Глазами Сталина раздвинута гора». Поэт просил не уничтожать свои стихи о Сталине: «Двойное бытие — абсолютный факт нашей эпохи, и никто его не избежал».

Не только лично сам «товарищ Сталин», но и заводы, фабрики, шахты, колхозы, институты, танки, самолеты, пароходы, паровозы — все, что было удостоено этого имени, было в стране лучшим из лучших. Накануне парада 1938 года комсомольский лидер А.В.Косарев срочно вызовет будущего знаменитого хореографа Игоря Моисеева и потребует, чтобы он делал программу прохождения по Красной площади Московского физкультурного института имени Сталина. Моисеев попытался отказаться — «много работы», но Косарев веско парировал: «Дело в том, что товарищ Сталин поинтересовался, почему Институт физкультуры его имени уже третий год не получает наград за свои выступления».

Как и любой шаман, он всегда носил обрядовую, эмблематичную одежду, которой не могло быть у непосвященного человека. Попробуем представить Сталина в обычном, гражданском костюме, в мягкой шляпе, галстуке и туфлях, без знаменитой трубки. Не получается, потому что им тщательно соблюдался строгий стилистический канон: он всегда являл себя народу в одной и той же одежде — френче военного покроя и сапогах. Он — солдат революции, всегда на посту. Страна может позволить себе роскошь расслабиться, но он, отец этой страны, — нет. И даже летом, в жару, где-нибудь на озере Рица, он всегда был одет в белый коломянковый костюм, который воспроизводил военизированный образ бдительного государственного мужа.

Есть в шаманизме интересное верование — считается, что человек заболевает, потому что в него вселяется злой дух. Чтобы вылечить больного, необходимо с ним, злым духом, бороться. При этом последний, решающий способ победить его — дать больному другое, новое имя. Это выглядит примерно так: если злой дух поселился, скажем, в Пете, то мы переименуем его в Мишу и будем обращаться к нему только по новому имени. Тогда злой дух покинет Петю, ставшего Мишей, — ему-то нужен именно Петя. По-своему гениальный лингвистический способ решения проблемы.

С 1926 года в стране во всех газетах — от центральных до районных — начинается вакханалия отречений от своих родных и, соответственно, смена имен и фамилий. Пик пришелся на 1932 год, когда в связи с высылкой Троцкого за рубеж все граждане, носители этой злосчастной фамилии, поменяли ее.

Ежегодно с завидным постоянством в советской прессе воспроизводилась одна и та же сцена: фашисты допрашивают Зою Космодемьянскую: «Где Сталин?» Партизанка гордо и с вызовом отвечает: «Сталин — в Кремле!» И так из года в год — фашисты: «Где Сталин?», Зоя: «Сталин — в Кремле!»

На этом эпизоде я каждый раз в недоумении спотыкался: уже начинается декабрь 41-го, где же еще мог быть Сталин? Зачем же фашисты ее спрашивают об этом, ведь ценность информации — нулевая? Но сила и мощь шамана действительна до тех пор, пока он находится на так называемой Мировой горе. Покинет он ее — потеряет свою мощь. А Мировая гора — это Кремль! Ведь не случайно Маяковский писал: «Всем известно, что земля начинается с Кремля». Все советские люди знали — и до, и во время, и после войны: Сталин — в Кремле. Письма, которые ему писали, шли по единственному адресу: «Москва, Кремль, товарищу Сталину».

Был тайный смысл в постоянной трансляции этого эпизода, но — для нас, не для немцев.

«Надо сделать так, чтобы пел весь народ», — утверждал руководитель «музыкально-хоровых массивов» из Ленинграда И.Немцев. При Сталине вся страна запела и пела вплоть до конца 50-х годов. Напомню, что в 60-е годы В.Соловьев-Седой удивится: «Раньше песню пели, а теперь — слушают». Отношение советского народа к песне было каким-то мистическим. Задумаемся — до войны вся страна распевает «Нам песня строить и жить помогает»... Почему? Где, когда, в какой стране возможно такое? И после войны в песне о Москве — черным по белому:

Эй, товарищ! Эй, прохожий!

С нами вместе песню пой!

Погляди — поет и пляшет

Вся Советская страна…

Люди поют — значит, они счастливы. Поют и тем самым приносят клятву верности Сталину. Казалось бы, «петь с утра до вечера» — чистой воды идиотизм, но это — рационалистическое европейское представление. Необходимый элемент шаманизма — коллективное песнопение молодых людей («дурдалга» — у бурятских шаманов). Такое поведение — «петь с утра до вечера» — есть явное свидетельство, что эти ребята — нашенские, советские люди, «с социальным оптимизмом»... Как камлание давало ощущение силы, так и воодушевленные коллективные песнопения демонстрировали силу и мощь страны.

К 50-летию Сталина вышел посвященный ему сборник, где была опубликована статья Д.Бедного «Штрихи». Рассуждая о сталинской характеристике Ленина, автор пишет: «Горы! Что может быть величественнее? Но еще выше гор — орел. Горный орел! Встретив величайшего из величайших людей, Сталин дал ему свое величайшее определение: горный орел. Этот образ — показатель безмерного сталинского восторга, художественно, повторяю, выдержанного». Трижды повторенное «величайший» звучит барабанно.

Но дальше идет замечательный текст: «Но как бывает почти со всяким художественным образом, он в немалой степени, — а в данном случае даже в исключительной степени, — характеризует больше самого творца, художника, нежели предмет, вызвавший художественный восторг. Такое явление вполне естественно и неизбежно. Мы имеем поэтому право, — я не знаю, почему бы Сталин должен был представить из этого закона исключение! — мы имеем право смотреть на сталинский портрет Ленина как на подсознательно исполненную самохарактеристику». Умри, Денис, лучше не напишешь!

Все песни, посвященные Сталину, оперируют этим тотемом: «Один сокол — Ленин, другой сокол — Сталин». Или: «Взмыл орлом от гор высоких сизокрылый великан... « Или: «Получил от гор в наследство красоту орлиных крыл», — пела Зара Долуханова.

В каждой из тысяч песен, сложенных о Сталине, обязательно присутствует образ орла или сокола. Известно, что «качества шамана зависят от того, каким животным представлена его душа. Самые могущественные шаманы — те, у которых мать-Зверь имеет вид [...] орла». Орел — выше всех, над всеми, его зрению открыто все, даже ядовитая нечисть, которая прячется в траве: змеи, гадюки, скорпионы, пауки, тарантулы, жабы.

Благодать этого тотема переходила на то, что им лично избрано. Элитой Красной Армии была авиация, а летчики именовались не иначе, как «сталинские соколы», эскадрильи которых на воздушном празднике в Тушине вел в небе его сын Василий.

Не случайно авиаторам, спасшим челюскинцев из ледового плена, Сталин вручает высшую награду страны — Золотую медаль героя. На первый взгляд это нелогично — истинными героями были полярники, выжившие и победившие в экстремальных, нечеловеческих условиях. Казалось бы, сперва — им, затем — летчикам... Но Сталин все делает вопреки формальной логике: первые герои, лучшие из лучших — летчики. И вся страна в предвоенные годы взахлеб поет песни об авиации, самолетах и бесстрашных пилотах. Можно предположить, что в преддверии будущей войны в технически отсталой стране было очень важно утвердить в общественном сознании высокий статус летчика. Это обусловило мощный приток молодежи в авиацию. Но чтобы летать, нужно было выпускать самолеты, а для этого необходимо добывать сырье, выплавлять металл, обрабатывать его на станках.

В сталинизме всегда присутствовала идея борьбы белых и темных духов. Важно было оградить свой народ от вредного влияния темных духов, что и сделал Сталин. Уже в 1933 году владельцы радиоприемников должны были в обязательном порядке зарегистрировать их. Были введены «глушилки» — нельзя допустить, чтобы темные духи загнивающего капитализма совращали ведомый народ.

Одно из самых загадочных проявлений сталинистской идеологии — торжественное, на сцене Большого театра, празднование юбилейных дат со дня смерти кого-нибудь из «великих» — Ленина, Кирова, Орджоникидзе, даже Пушкина. В годовщину смерти значимого человека всю общность большой семьи собирать на его могиле — считается, что именно в этот день можно пообщаться с духом умершего.Казалось бы, более логично отмечать их дни рождения, радоваться, что они когда-то родились. Потом Хрущев отменит эти всесоюзные траурные тризны, но ведь они были.

Свой магический дар шаман получает по наследству. Всеми мыслимыми и немыслимыми способами (вплоть до мавзолея) Сталин утвердил в стране харизму Ленина, табуировал его имя, чтобы затем представить себя народу единственным и гениальным продолжателем его дела. Не дал фашистам, несмотря на колоссальные потери, взять Ленинград, потому что в народном сознании этот город носил священное имя: Ленин — горный орел — и есть его, Сталина, тотем. Чтобы завладеть хитростями и знаниями шамана, лишить его силы и даже жизни, надо убить этот тотем. И хотя за время трагической блокады Ленинграда погибло около полутора миллиона человек, шаман мог быть спокоен за свою жизнь. Позже он всюду сдваивал силуэты — Ленина и свой, сделав их в сознании людей нерасторжимыми.

Когда Эмиль Людвиг, желая, видимо, польстить Сталину, предложил ему образ «продолжателя дела Петра Великого», тот категорически и даже грубо отказался: «Ни в коем случае. [...] Данная параллель бессмысленна». И добавил: «Что касается меня, то я только ученик Ленина, и моя цель — быть достойным его учеником». Отдавая должное Петру как государственнику, он отвергал восхищение последним западной цивилизацией и ее достижениями. Зачем прорубать «окно в Европу», если можно построить свое царство на этой земле? В сознании советского народа уже не Петр I, а только Ленин был по-настоящему великим, Сталин — продолжатель (в шаманизме — наследник) дела Ленина, а это значит, что его мана — от Ленина.

Чем больше люди верят в силу шамана, его ману, тем более мощным и сильным в их восприятии он становится, тем легче ему удается обеспечивать своему народу хозяйственные, военные, дипломатические успехи.

Из учебников истории мы точно знали, что «десять сталинских ударов» определили весь ход второй мировой войны.

И эта же первобытная по своей природе вера давала советскому народу уверенность в растущем благосостоянии страны, в том, что он — автор планов нашего экономического роста — от первых пятилеток до «великих строек коммунизма».

Когда Мао Цзэдуну понадобилось убрать своих соратников, он натравил на них хунвэйбинов немудрящим артиллерийским приказом — «Огонь по штабам». Сталин в аналогичной ситуации поступил тоньше и умнее — он ввел понятие «беспартийный большевик». Это было его недвусмысленное послание urbi et orbi, которым он убивал сразу двух зайцев: пригрозил «ленинской гвардии», старым большевикам, что формальное членство в партии еще не гарантия истинного коммуниста, а всем беспартийным дал надежду на государственное признание их заслуг. В исторической памяти 37-й год остался черным годом еще и потому, что он вырубил когорту «верных ленинцев», которые не поняли, что священность с их неприкасаемой после Октября касты перешла на него одного.

Сталин сумел создать страну, в которой все мыслили одинаково, так, как нужно было ему. Андре Жид, посетив в 1936 году СССР, напишет: «Когда разговариваешь с одним русским — разговариваешь со всеми. [...] Всеобщее счастье достигается обезличиванием каждого. [...] Будьте как все, чтобы быть счастливыми».

Ленин не сумел создать такой системы. Он был фанатиком идеи, это бесспорно, но при всех особенностях российской ментальности у него было европейское воспитание. А вот сын осетинского сапожника имел по-своему гениальное державное мышление. Можно предположить, что сама система вела его за собой, но это — лишь правдоподобное, хотя и недостаточное, на мой взгляд, объяснение. Думаю, что в глубинах его подсознания было что-то, что не поддается логическому анализу.

Интересно, что во всех советских уголовных кодексах всегда были наказания, связанные не только с действием, но и со словом — от агитации и пропаганды до анекдотов. Начиная с конца 20-х годов в стране начинается и быстро набирает силу процесс разрыва между означающим и означаемым. Слово приобретает самодостаточный мифологический характер. Здесь залог всей действовавшей в то время системы искусства.

Сталин знал цену Слову. Из семинаристской юности он вынес убеждение, что не силой, не многотысячным воинством Спаситель покорил мир, но словом и верой. Из лингвистической гипотезы Сепира-Уорфа следует, что мир человека таков, каков язык, которым он его описывает. Сталинское слово отражает манихейский мир, разделенный на свет и тьму. Без нюансов и оттенков. На одном, светлом, полюсе у него «единство», «единодушное одобрение», «монолит», «социалистическое строительство» и «быстрый, невиданный рост», на темной — «оппозиция», «фракция», «хвостизм», «левый (правый) уклон», «кулаки», «вредители», «перерожденцы», «кабальные концессии» и «медленное загнивание».

Он знает цену и политическим ярлыкам: «надо решительно ликвидировать эти ликвидаторские настроения», «мещанская узость и рутина, свойственные старым профессорам капиталистической школы, являются гирей на ногах науки». Может опорочить чуждую ему точку зрения, используя для этого прагматическое (эмоционально-оценочное) значение слова. Сколько раз он напоминал народу, что «мы не можем пойти в кабалу к западноевропейским капиталистам, не можем принять их кабальных условий», чтобы утвердить свой путь индустриализации.

Все его выступления — по содержанию, стилю и духу — похожи не на речи оратора, зажигающего толпу яркой, темпераментной речью, а скорее, на приказы фельдфебеля, ставящего задачу подчиненным. Чтобы последние по бестолковости ничего не перепутали, он говорит просто, четко, ясно, пользуясь иногда особым приемом: риторический вопрос, четкий ответ, автокомментарий ответа с обязательным — для понятности — усилением: «Ослабляется ли при этом диктатура пролетариата? Нисколько, ни в какой степени. Не ослабляется, а, наоборот, укрепляется». Или: «Возможно ли это? Да, возможно. И не только возможно, но и необходимо, и неизбежно».

Чем проще и грубее образ, тем доходчивее. Поэтому Троцкий у него Тит Титыч, «левый уклон есть тень правого уклона», у оппозиции «постоянные вихляния», она хочет «отдаться на милость капиталу», есть «выдвиженцы», а есть «задвиженцы». Грузинская улица научила его ценить грубоватый юмор и хлесткую фразу, способные срезать соперника. А к пословицам и поговоркам он питал особую слабость, правда, только к русским: «Кому пироги и пышки, а кому синяки и шишки», «Ни в городе Иван, ни в селе Селифан, ни богу свечка, ни черту кочерга», — с удовольствием выговаривал он с характерным грузинским акцентом.

Более образованные деятели партии могли иронизировать по поводу его примитивных ораторских приемов, но с точки зрения достижения своих целей он попадал в «десятку». Вся его лексика, архитектоника фразы, ее, если так можно выразиться, суггестивная мощь направлены поверх интеллектуалов. Сталин вербует своих сторонников в людской массе, идентичной ему по уровню мышления. Их — подавляющее большинство, и они видят в нем «своего». Это прочувствовал Лион Фейхтвангер, отметивший: «Сталин говорит громко и отчетливо, и каждый понимает его слова, каждый радуется им, его речи создают чувство близости между народом, который их слушает, и человеком, который их произносит».

«Где мало слов, там вес они имеют» (Шекспир). В земной ипостаси Спасителя и воспринимала его безбожно-атеистическая страна, во всяком случае, после Великой Отечественной войны. В народном сознании он был всеведущ и всемогущ. Он был верховным носителем нового откровения, творцом коммунистической эпохи — счастливого финала истории. Даже непреложные законы наследственности, казалось, были подвластны его воле. Именно поэтому Лысенко развивал «сталинскую биологию».

У байкальских шаманов есть выражение «ама алдаха», и означает оно нечаянно сказанное слово, противоречащее установленным верованиям. За это неминуемо рано или поздно должно наступить возмездие, от которого человек может избавиться, лишь совершив обряд жертвоприношения. В СССР для этого был придуман коллективный «обряд критики и самокритики».

Сталин не принимал неопределенности, непредсказуемости жизни, которая ассоциировалась у него с хаосом. Он ввел в стране централизованное планирование, чтобы россыпь нарисованных цифр воплотилась в жизнь в назначенный им срок. Он сам верил и заставлял всех других в стране верить в то, что он видел и говорил.

В середине октября 1941 года немцы подошли к Москве. У советского командования не было резервов, 16 октября в городе началась страшная паника, в канцеляриях жгли бумаги, по улицам стелился черный дым. Даже вышколенные, казалось бы, энкавэдэшники самовольно бросали посты и драпали куда глаза глядят... И вдруг по радио выступает Сталин и говорит, что «как никогда едины, сильны и монолитны народ и армия»… И на следующий день все именно так и было — никакой паники, едины и монолитны...

Всю свою жизнь Сталин боролся, число врагов постоянно росло. И мне кажется, что именно эта зороастрийская идея была в основе предложенной им концепции обострения классовой борьбы по мере строительства социализма.

А врагов, он знал, надо побеждать, потому что духи побежденных переходят по наследству к победителю-шаману, делая его сильнее и мудрее. И чем больше он побеждал-убивал, тем больше возвышался в сознании своего народа. Как вождь-воин, победивший Троцкого, Каменева, Зиновьева, Бухарина, Гитлера и всех своих врагов.

И не случайно в мифологическом сознании советского народа у Сталина было особое место и в солярном мифе. Все великие египетские династии древнего и среднего царства, все фараоны, римские кесари, императоры, короли, цари, падишахи и шахиншахи всех времен и народов пытались вывести или связать свои родословные с Солнцем или солнечным божеством, получить хоть толику благодати от этого светила. У Сталина же — наоборот. 1 января 1937 года «Правда» печатает частушку:

По иному светит нам

Солнце на земле —

Знать, оно у Сталина

Побыло в Кремле.

Впервые в истории человечества не властитель получает благодать или благословение от Солнца, но сам дает светилу дополнительную животворящую энергию! Тогда и пионеры имели право петь «И солнце песне мы научим».

Ведомому им народу особенно импонировала его личная скромность: он не был ни охочим до прекрасных гурий сластолюбцем, ни чревоугодником, ни коллекционером орденов и медалей; страна знала о его спартанском, даже аскетическом образе жизни.

У детей есть развитое воображение, но нет идеи ответственности. За них ее несут старшие, родители. Видимо, поэтому так естественно вписалась в созданную им систему идея Сталина-отца. Он знает все, он дает простые и ясные ответы на сложные вопросы жизни и способен всех рассудить по справедливости. Поэтому во всех письменных и устных текстах постоянным рефреном звучат мучительные раздумья общества: знает ли Сталин (Отец) о репрессиях?

Илья Эренбург: «Мы думали (вероятно, потому, что нам хотелось так думать), что Сталин не знает о бессмысленной расправе с коммунистами, с интеллигенцией».

Всеволод Мейерхольд: «От Сталина скрывают...»

Борис Пастернак: «Вот если бы кто-нибудь рассказал про все Сталину!»

Об этом же пишут в своих мемуарах маршалы Горбатов и Рокоссовский. Видимо, подсознательно была необходима мысль-утешение, что если он узнает, то вмешается и всех рассудит по справедливости.

В созданной системе была гениальная находка: отчуждение ответственности. Освобождение человека от личной ответственности за принятое решение. Ответственность или делегируется Сталину (партии, государству), или растворяется в коллективном «мы», в коллективной безответственности. При этом осуществлялось тотальное огосударствление всех видов общественной деятельности. При частной собственности человек сам строит свою жизнь, он отвечает за свою судьбу, за свои поступки — перед собой, другими, Богом. Для России эта практика умножалась на религиозное сознание, на догматы христианской веры. Чтобы сталинская система массового сознания работала бесперебойно и эффективно, надо было освободить общество от норм христианской этики, что и было достигнуто благодаря принципу революционной целесообразности, разгрому церкви и, главное, отчуждению человека от собственности.

15 мая 1932 года «отец народов» санкционирует декрет о «безбожной пятилетке», согласно которому к 1 мая 1937 года «имя бога должно быть забыто на всей территории СССР». Предполагалось в течение 1935—1936 годов закрыть в стране все церкви. Гнобили не только священнослужителей, но и верующих — их исключали из профсоюза, выгоняли с работы, предавали общественному остракизму.

Сталин дал соотечественникам, спроектировал и осуществил в массовом сознании общую идею — народа, построившего социализм «в одной отдельно взятой стране» и уже движущегося к финалу истории — коммунизму. Это была Моисеева идея избранного народа, только не Богом, а историей, творимой им самим — Сталиным.

Не случайно, что число ленинских портретов на демонстрациях всегда мало по сравнению с портретами Сталина. Дело не только в том, что идеологическая система сталинизма более адекватно воплощает суть советской цивилизации, но и в том, что она построена на мощной энергии внушения и самовнушения. Десятки миллионов искренне гордились этой системой жизни, боготворили Сталина. И… были счастливы. В их сознании только он со своей магической маной обеспечивал стране успехи в хозяйственной деятельности, победу в войне, изменение наследственности, покорение природы; только он был способен планировать «великие стройки коммунизма» и вести свою страну к «светлому будущему».

Есть один момент, который, перефразируя название знаменитого фильма, я бы определил как «скромное обаяние тоталитаризма». Практически все — и великие, и не очень — художники, которые жили и творили при Сталине, за редким исключением (как, например, Платонов) не устояли перед соблазном, искушением или обаянием тоталитаризма.

Мы не имеем права бросать в них камни. В 1937 году Георгий Адамович опубликует в Париже статью о причинах, по которым советская интеллигенция требует «беспощадной расправы с гадами», «врагами народа». Он закончил ее словами: «Вполне возможно, что мы (эмиграция. — Г.Д.), находись мы сейчас в Москве, — подписывали бы те же воззвания. Значит, тяжесть ложится на нас всех, и нельзя красоваться чистотой риз, пока не доказано, что чистыми они остались бы всегда, везде, при всех обстоятельствах».

 

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Три лица Лили. «Девушка из Дании», режиссер Том Хупер

Блоги

Три лица Лили. «Девушка из Дании», режиссер Том Хупер

Нина Цыркун

«Девушка из Дании» Тома Хупера, получившая четыре номинации на «Оскар», вышла в российский прокат. Эту картину – о первом человеке, подвергшемся операции по смене пола, – посмотрела Нина Цыркун.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Верховный суд РФ признал законным приговор режиссеру Олегу Сенцову

24.11.2015

Верховный суд РФ оставил в силе приговор украинскому режиссеру Олегу Сенцову, осужденному на 20 лет тюрьмы строгого режима по обвинению в организации терактов в Крыму. Апелляцию защиты Верховный суд отклонил. «Военная коллегия Верховного суда РФ определила приговор Северо-Кавказского окружного военного суда в отношении Сенцова оставить без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения», — сказал судья.