Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0
Образ медиа будущего - Искусство кино
Logo

Образ медиа будущего

ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ КОНТЕНТ

В XXI веке миллионы простых, психологически нормальных людей окажутся в резком конфликте с будущим. Будучи гражданами самых богатых в мире и наиболее технически развитых стран, многие из них все с большим трудом будут поспевать за непрекращающимися требованиями перемен, которые характерны для нашего времени. Для них будущее наступит слишком быстро. (Элвин Тоффлер) 


ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО

Многие родители современных детей понимают, что имеют дело с цифровым поколением, которое обгоняет их в освоении возможностей новых коммуникационных технологий. Это поколение иных по своему мышлению пользователей будущим медиаконтентом, работников наступающей экономики впечатлений называют многозадачным — обладающим привычкой одновременного использования трех-четырех коммуникативных устройств, способностью параллельно включаться в несколько медиасред; «смотрящим» — мир все больше воспринимается в основном через визуализацию информации с помощью «картинок»; «вуайеристским» — современная коммуникация узаконила подсматривание за всеми типами трансляции жизни; «интерактивным» — позволяющим каждому включаться в жизнь других людей, разного рода институций и сообществ с помощью мобильных устройств и соцстей; «проектным» — коммуникация становится частой, сверхинтенсивной, доступной, на удаленном доступе; «виртуальным» — нематериальным в привычном понимании, в основе креативных форм проектного бизнеса, для которого не обязательно ходить на службу, а достаточно иметь идеи, единомышленников, ноутбук и подключение к Сети. Нынешний человек — прежде всего коммуникационный индивид.

Цифровое поколение уже умеет существовать в возникшей технологической среде, в которой навык программирования так же очевиден, как естественная способность чтения и письма (обучение программированию в качестве элемента школьной программы введено сегодня в сорока странах мира). При этом знание компьютерного кода — разложение содержания и действий на части, пошаговые функции, управляющие высказывания, работа с картинкой как со знаком — напоминает процесс познания, а значит, меняет и саму модель образования. Детям теперь все меньше нужна «модель инструкционализма», когда учитель объясняет, как правильно думать по поводу той или иной точки зрения. Когда в руки миллиардов детей на Земле попадут планшетные компьютеры, то работа с ними постепенно полностью поменяет сам подход к познанию мира. Таким образом, цифровые технологии не только способствуют развитию самообучения, но и помогают формировать навык многозадачности, стимулируют самовыражение, трансформируют сами принципы поведения человека в современном мире.


ФИЛОСОФИЯ ЦИФРОВЫХ МЕДИА

Почему происходит увеличение роли коммуникаций? Почему важнейшие для людей события с точки зрения оценки и осознания (например, президентские дебаты) превращаются в игру, наглядную визуализацию (с помощью гиф-анимации), совместное самовыражение пользователей сетей по поводу увиденного?

Всем уже очевидно, что у сетей появляется новая власть. Они способны связывать два мира, две — традиционные и новые — формы коммуникации, хотя такая связь опирается на уже сформировавшуюся практику взаимодействия и взаимо­дополнения двух моделей коммуникации. Но главное, что стоит непременно иметь в виду: именно социальные медиа — новые каналы коммуникации — постепенно становятся основными драйверами перемен.

Интернет-технологии благодаря своей мобильности рождают новый тип социального продукта, связанного с архитектурой этих технологий. За счет «узкого вовлечения активных групп» растет небывалая ранее индивидуализация потребления. Утверждается «отношенческая виртуальность» (imaginaire relationnelle) как оппозиционная практика использованию компьютера уже в качестве «рациональной реальности». Усложняются, виртуализируются формы развлечения, в основу которых теперь активно закладываются игра и сценарность как иной способ проживания жизни: обмен фантазмами, построение вокруг себя спектакля (mise en scène de soi) — возникает «общество спектакля», игра с собственной и чужой идентичностью.

Мультимедиа, кроссмедиа, трансмедиа — ныне это принципиальные характеристики медийности. При этом мультимедийность ведет к инструментальной универсальности платформ, которые становятся кроссмедийными. В основе производства всех типов содержания в настоящее время лежит сюжет, а не тип медиа.

Трансмедийность и конвергенция становятся философией контента, используемой для его трансляции платформ, новых профессий и современных потребителей медиа в целом. Меняется и роль журналистов. Они уже не только фиксируют, добывают, снимают, пишут. Но в большей степени выбирают, проверяют (или не проверяют), «упаковывают» часто неформатную информацию очевидцев, которые вооружены мобильными телефонами, ведут блоги, пишут sms, обмениваются фрагментарной информацией в социальных сетях. В редакциях идет процесс дирижирования информационными потоками, а в бизнес-подразделениях СМИ все больше занимаются кросс-маркетингом.

Мультимедийность закономерно влияет на нынешнюю конкурентоспособность СМИ. Меняются стратегии традиционных СМИ и их онлайновых версий. В качестве маркетингового инструмента развиваются понятия «дополненная реальность» и second life — так называется способ виртуального существования как человека, так и самих медиа.

Увеличивается значимость цифровых медиа для всех групп активной аудитории. Естественно растет и объем времени, проводимого пользователем в Интернете. Но одновременно падает уровень доверия пользователя к традиционной рекламе и маркетингу. Сегодня не только печатные версии газет, традиционное радио, но даже и массовое эфирное телевидение сдают позиции перед Интернетом как наиболее перспективным каналом коммуникации. «Скорость», «мобильность», «мультимедийность», «универсальность», «интерактивность» — вот ключевые слова современного существования медиапространства. Аудитория — ее все чаще называют провайдером журналистики — становится соучастником процесса производства мультимедийной информации, причем не только зрелищной (фото, видео, клипы), но и текстовой.

РУНЕТ И «ЦИФРОВОЕ» БУДУЩЕЕ

Рынок Интернета в России (интернет-СМИ, СМИ в Интернете, онлайн-сервисы) бурно развивается. Ежемесячная аудитория Рунета в 2012 году составила в России 57,8 миллиона человек (половину населения 18+), охват — 49 процентов, рынок Интернета по итогам 2011 года преодолел 54 триллиона рублей (около 1,7 процента от ВВП России, данные РАЭК). В основном он создавался в возрастных группах граждан до сорока пяти лет.

Сегодня по тенденциям развития Интернет превосходит по охвату все остальные медиа, включая телевидение. Аудитория мобильного Интернета растет в два раза быстрее, чем стационарного (источник: TNS Web Index, Россия, города 100 000+, возраст 12+, январь 2012-го). Все это делает российский рынок Интернета одним из самых перспективных в Европе. Аудитория Яндекса в апреле 2012 года впервые превысила аудиторию Первого канала: Яндекс посещали 19,1 миллиона человек в день, а Первый канал смотрели 18,2 миллиона человек в день (данные TNS).

При всех оговорках по поводу сравнимости результатов телесмотрения и пребывания на портале поисковика тенденция и показательная, и символическая. Теперь называть телевидение самым массовым медиа можно уже только с оговорками. Сетевизоры на радио, онлайн-трансляции на порталах агентств и радиостанций, радионовости на сайтах газет, инфографика, анимация, комиксы, фотофильмы и аудиослайд-шоу — везде. Таков привычный набор содержания современного мультимедийного СМИ.

Важнейшая тенденция развития новой медийности — скорость и наличие миллионов непрофессионалов, которые вступают в настоящую конкуренцию с профессионалами по производству контента. Для российских медиа осознание окончательно проигранной битвы с сетями за скорость информации пришло после трагического теракта в аэропорту «Домодедово» (пользователи социальных сетей опередили все СМИ, которые вынуждены были широко привлекать контент очевидцев).

Любую современную редакцию трудно сегодня представить без активного продвижения в социальных сетях, без специальных рубрик (варианты разно­образных мобильных репортеров), стимулирующих (за славу или за деньги) прежних потребителей информации. В настоящее время они становятся ее произво­дителями. Социальные медиа больше, чем традиционные, ориентированы на дискуссию и создание новых ценностей. Это их природное свойство. Его как раз и используют наиболее продвинутые традиционные медиа для создания лояльной аудитории и отработки новых для себя бизнес-моделей в цифровой среде.

Современные медиа помогают самореализации людей, созданию подчас неожиданных социальных сообществ, особенно на малых рынках. Изначально эти процессы связаны с желанием персональной коммуникации. Поэтому социальные медиа действуют как диалоговые по самой своей сути. Так, муниципальные газеты, перетекая в сеть, становятся площадками для решения проблем местных сообществ. Яркий пример — газета небольшого городка Бердска под Новосибирском и спецпроект «Хочу в садик!». Молодые мамы с помощью журналистов и возможностей социальных медиа (общение, выкладывание документов, координация действий и контроль за решениями администрации) добились поистине беспрецедентной для наших условий прозрачности ситуации в распределении мест в детских садах, очереди в которые стали в последние годы настоящим бедствием российских городов. Кроме того, все, что коллективно производится и вместе пишется (блогхостинги, страницы в социальных сетях, Википедия и т.п.), создает ту новую социальную среду, которая все чаще выступает активным драйвером социального действия.

Разумеется, Сеть — это не только коммуникационное благо. Власть сетей, как всякая власть, может быть употреблена по-разному. Попадающее в Интернет может быть мгновенно распространено, потому что падает значение «входного контроля» (gatekeeping) на входе социальной сети. Власть сетей может реализовываться через корпоративный контроль как телекоммуникационной, так и медиасреды. По мысли М.Кастельса, корпоративная власть сетей — это навязывание разного рода продуктов, услуг, потребления. А вот их политическая власть связана со способностью «контролировать вход» в медийные сети. Большей частью она реализуется через процедуры контроля «повестки дня», которые находятся в руках корпораций и холдингов.

Новые технологии формируют основу для разрушения традиционной территориальной структуры медиарынков, размывают границы между различными типами контента. Именно они способствуют развитию «экономики впечатлений». При этом глобальность контента превосходно сочетается с унификацией платформ. Различия между компьютерами, телевизорами и мобильными устройствами стремительно размываются. Взрывной рост количества контента ведет к увеличению роли участников в длинной цепочке создания стоимости медиа. Такая сначала технологическая, а затем и содержательная конвергенция становится философией контента, платформ, новых профессий и современных потребителей медиа.

media2

SOCIAL MEDIA И СМИ. ЗАРЯДКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ОТ СЕТИ

Поскольку сетевая власть теперь тоже вид власти, очень важно понимать, как именно в сетях живут миллионы. Россия стоит на первом месте в Европе по популярности социальных сетей. Средний российский пользователь сидит в социальных сетях 9,8 часа в месяц, в то время как европеец только 4 часа.

Менеджерам, осознающим масштаб грядущих цивилизационных перемен, хотелось бы «поженить» телевидение с его пассивным просмотром и активные социальные сети. В этом видится возможность обеспечить ренессанс телевидения, которое на глазах теряет зрителей. Технология Смарт ТВ предоставляет такую возможность. Уже выпускаются смартвизоры, в которые встроены возможности выходить в сети, а также в скайп во время просмотра и одновременно делиться впечатлениями. Samsung и LDG предлагают уже и сервис оплаты через смарт-кошелек, а телекорпорации — часто самые неповоротливые из традиционных медиа — начинают осознавать надвигающиеся вызовы, вырабатывают принципы и правила работы с телевизионным контентом в социальных сетях.

Итак, большое телевидение может, конечно, побороться с сетями. Но продуктивнее, безусловно, им интегрироваться. Для этого старейшие и молодые компании предлагают разные способы:

— организовать нелинейную жизнь вокруг ТВ, погружать, вовлекать зрителя в жизнь редакции (в частности, редакционные летучки на телеканале «Дождь» и специальные сайты про то, как делаются новости — «редакционные внутренности», — например, на CNN);

— учить потребителей получать удовольствие от рассказывания историй и даже давать зарабатывать им (конкурсы для зрителей на программирование канала на Current TV, привлечение пользователей для создания контента новостей на «России-24») и т.п;

— «присаживать и выращивать лояльность», создавая специальные сайты и страницы в соцсетях отдельным программам, героям, актерам (примеры — сериалы и комедийные шоу российских каналов ТНТ и СТС);

— делать пользователей соучастниками программирования, когда за любимый контент зрители-пользователи могут бороться, продлевая его экранную и сетевую жизнь, как было, например, с программой «Топ Гир»;

— создавать «вторую жизнь» телеконтента (Mid America-Novelties — про магазин, который торгует «модными товарами из Урюпинска». Помимо шоу в Интернете есть онлайн-версия самого магазина, где реально можно купить товары, где есть розыгрыши, пародирующие работы подобных магазинов, в которых со зрителем-пользователем общаются герои сериала, где предусмотрена возможность виртуальных подарков на Фейсбук в виде товаров из магазина. Еще один сериал — Shit My Dad Says, ситком CBS, — сделан на основе популярного аккаунта в Твиттере — про парня, живущего вместе с отцом);

— производить transmedia (российский канале СТС в 2012 году запустил первый трансмедийный сериал «Настоящая любовь», а в Сети еще в 2011 году стали очень популярны ролики с вариативностью сюжетов).

Не за горами и следующая стадия после «присаживания» и «второй жизни». Это, так сказать, «имплантация». Уже появился сервис Hulu — телевизионный агрегатор, предлагающий приложение для Фейсбука, с помощью которого можно смотреть видео с друзьями и оставлять комментарий, сразу же имплантируемый в видео. А еще есть устройство, которое доставляет видео на телевизор пользователя из любого источника, позволяя не только обсуждать впечатления от просмотра, но и вырезать понравившееся видео, делиться им, формируя своего рода собственный канал.

Так что в буквальном смысле началась еще не осознанная интеграция людей и девайсов. Неизвестно только, насколько мы к ней готовы.

© журнал «ИСКУССТВО КИНО» 2012