Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0
2013 - Искусство кино "Искусство кино" издается с января 1931 года. Сегодня это единственный в России ежемесячный искусствоведческий аналитический журнал. В каждом номере "Искусства кино" печатаются от 25 до 30 публикаций по актуальным проблемам теории и истории российского и мирового кинематографа, телевидения, анализ художественной практики всех видов искусства, философские работы, редкие архивные материалы, обзоры крупнейших фестивалей, мемуары выдающихся деятелей культуры, русская и зарубежная кинопроза. https://old.kinoart.ru/archive/2013/10 Mon, 06 May 2024 01:13:06 +0300 Joomla! - Open Source Content Management ru-ru В городе N, где цветет жасмин. Сценарий https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/v-gorode-n-gde-tsvetet-zhasmin-stsenarij https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/v-gorode-n-gde-tsvetet-zhasmin-stsenarij

Иди за солнцем следом, 
Хоть этот путь неведом, 
Иди, мой друг, всегда 
Иди дорогою добра.

Из песни «Дорога добра»

 


Часть первая

 

Эпизод первый. Девочка с двумя косами

Как сквозь туман, я вижу свое отражение в старом большом зеркале. Я семилетняя девочка. На мне темно-коричневое платье с длинными рукавами и воротом под самое горлышко. Я еще не до конца проснулась. Обмякнув, сижу на стуле перед зеркалом. За моей спиной стоит бабушка в цветастом платке, она причесывает мне волосы. Волосы у меня длинные, тяжелые и жесткие.

Подробнее...

]]>
№10, октябрь Thu, 28 Nov 2013 13:28:47 +0400
Язык в поисках настоящего https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/yazyk-v-poiskakh-nastoyashchego https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/yazyk-v-poiskakh-nastoyashchego

Когда-то, на самом излете советской власти в стране, сочиняя тему дипломной работы, я, рискуя быть обвиненной в потакании модным увлечениям, остановила свой выбор на романе Андрея Платонова «Котлован». Роман только что был напечатан в «Новом мире», его читали все и страстно искали в нем метафоры для окончательного оформления своих претензий к власти. Роман метафоры аккуратно поставлял, чем сильно обогатил тогдашнюю публицистику.

Меня между тем он занимал не столько с политической, сколько с чисто лингвистической точки зрения. Занимал – слабо сказано. Точнее говоря, я его ненавидела. 

Подробнее...

]]>
№10, октябрь Thu, 28 Nov 2013 12:09:17 +0400
Хаяо Миядзаки: трилогия полета https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/khayao-miyadzaki-trilogiya-poleta https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/khayao-miyadzaki-trilogiya-poleta

 

Широкую известность за пределами Японии Хаяо Миядзаки получил после выхода в 2001 году «Унесенных призраками». Решающее значение здесь имели не столько художественные качества этого фильма, сколько сопутствующие факторы: фильм удостоился Гран-при Берлинского фестиваля как лучшая анимационная лента, после чего его усиленным промоушном занялась компания Walt Disney. Спору нет, «Унесенные призраками» – выдающийся фильм, но предыдущие работы студии Ghibli вообще и Миядзаки в частности были ничуть не хуже.

Подробнее...

]]>
№10, октябрь Wed, 27 Nov 2013 15:38:04 +0400
Забытые https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/zabytye https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/zabytye

Предпоследний фильм Цай Минляна «Лицо» был снят в Париже на деньги Лувра, предложившего разным режиссерам сотворить что-нибудь связанное с этим музеем. Тогда Цай впервые снимал за пределами своего пространства – футуристичного, если не киберпанковского настоящего, определившего безвременье его тайваньских картин. Но тот выход за границы своей территории обернулся для него провалом. Осмысленным, разумеется.

Подробнее...

]]>
№10, октябрь Fri, 22 Nov 2013 10:43:25 +0400
Зара Абдуллаева – Анатолий Васильев. Время после https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/zara-abdullaeva-anatolij-vasilev-vremya-posle https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/zara-abdullaeva-anatolij-vasilev-vremya-posle

 

Зара Абдуллаева. Киноверсия «Серсо» – совершенно новый тип римейка, то есть пересоздания произведения, которое существует между кино и театром. Я уверена, что это нельзя показывать на маленьком (телеформата) экране. Способы и свойства контакта, физиологии зрения будут сопротивляться изображению, если смотреть это «Серсо» не в кинозале. Такой суперарт проиграет в восприя­тии точно так же, как и супертехнологичный «Аватар». При этом вы не монтировали спектакль, снятый с помощью ста камер и специальными людьми, поднаторевшими в производстве театральных представлений. Расскажите про создание этого пограничного произведения.

Подробнее...

]]>
№10, октябрь Mon, 18 Nov 2013 13:27:58 +0400
Время post https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/vremya-post https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/vremya-post

Всего дважды в кинотеатре «Пионер» была показана (в мае/июне 2013 года) киноверсия знаменитого спектакля Анатолия Васильева «Серсо». Это чрезвычайное событие посетили в основном театральные люди. Однако новое «Серсо», сделанное в промежуточном поле кино и театра, выходит за пределы исключительно цеховых интересов. Формально Васильев смонтировал материал, снятый Олегом Морозовым на разных представлениях давнего «Серсо». В действительности – проинтерпретировал время создания спектакля, время, когда монтировалась эта версия, и время восприятия (публикой) старого произведения в новом жанре.

Подробнее...

]]>
№10, октябрь Mon, 18 Nov 2013 12:00:46 +0400
Локарно-2013: Эльдорадо/субмарина https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/lokarno-2013-eldorado-submarina https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/lokarno-2013-eldorado-submarina

1. На обложке последнего выпуска Pardo Daily, ежедневного издания кинофестиваля в Локарно, фотография. Мужчина в расцвете лет, в затемненных очках. Нежится в бассейне отеля «Бельведере». Из-под чуть потревоженной глади воды выступают очертания… золотистой (или на самом деле золотой?) скульптурки «Золотого леопарда».

Фото успели сделать днем, ведь результаты конкурсов объявляют заранее – для журналистов, strictly embargoed, –так что радостные обладатели призов лишены щекочущего чувства сапсенса, который их охватывает в решающие дни.

Подробнее...

]]>
№10, октябрь Mon, 18 Nov 2013 10:53:28 +0400
Труженики искусства: между утопией и архивом https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/truzheniki-iskusstva-mezhdu-utopiej-i-arkhivom https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/truzheniki-iskusstva-mezhdu-utopiej-i-arkhivom

Тема этого эссе – художественное творчество. Я, конечно, не художник. Но труд в этой области, будучи в некоторых аспектах весьма специфичным, все же не целиком автономен. Он зависит от многих более общих – социальных, экономических, технологических и политических – условий производства, распространения и презентации произведений искусства. В последние десятилетия эти условия претерпели радикальные изменения, прежде всего в результате возникновения Интернета. 

Подробнее...

]]>
№10, октябрь Wed, 13 Nov 2013 12:08:44 +0400
Черный ящик. «Крепчает ветер», режиссер Хаяо Миядзаки https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/chernyj-yashchik https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/chernyj-yashchik

Мультфильмы Хаяо Миядзаки – настоящая энциклопедия полетов. Кажется, японский гений собрал все возможные способы отрыва от Земли: даже беглый их перечень впечатляет. Из известных науке – воздушные крейсеры и ракеты в «Конане, мальчике из будущего», планеры в «Навсикае из долины ветров», летающие корабли в «Небесном замке Лапута» (там же левитация – от маленького камешка до целого острова), гидропланы в «Порко Россо». Из общепринятых в фольклоре – метла в «Ведьминой службе доставки», дракон в «Унесенных призраками», превращение в птицу в «Шагающем замке».

Подробнее...

]]>
№10, октябрь Tue, 12 Nov 2013 09:22:35 +0400
Королева говорит. «Филомена», режиссер Стивен Фрирз https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/koroleva-govorit https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/koroleva-govorit

«Филомена» – типично оскаровский фильм. Премьеры таких картин происходят обычно на фестивале в Торонто: именно там впервые прозвучал «Король говорит!». Оба британских фильма построены на реальных событиях, оба полны эмоций, юмора и актерского совершенства. Правда, до Торонто «Филомена» была показана в Венеции, что тоже объясняется традицией: режиссер картины Стивен Фрирз уже представлял здесь «Королеву».

Подробнее...

]]>
№10, октябрь Tue, 12 Nov 2013 09:03:46 +0400
Парад планет. «Побудь в моей шкуре», режиссер Джонатан Глейзер https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/parad-planet https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/parad-planet

Снилась мне черная вода, 
а на дне – города. 

Евгений Головин,
перепетый Василием Шумовым 

Фильм Under the Skin, получивший в России – следом за романом – не вполне адекватное название «Побудь в моей шкуре», самый странный фильм года. Элементарный, как фантастика категории B, монотонный, как хмурые пейзажи Северного Ланаркшира, ритмичный, как порно. И резкий – как та же дешевая фантастика, в книжном формате существующая под мягкой обложкой и на грошовой газетной бумаге. Гипнотический, как те же неуютные пейзажи местности, маркированной на картах Google словосочетанием Scotland, UK. 

Подробнее...

]]>
№10, октябрь Mon, 11 Nov 2013 13:59:31 +0400
Последнее танго в коровнике. «Том на ферме», режиссер Ксавье Долан https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/poslednee-tango-v-korovnike https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/poslednee-tango-v-korovnike

Как и во многих других картинах венецианской программы, большая часть действия «Тома на ферме» происходит в одном доме, фокус внимания направлен на семью как взрывную ячейку общества. Как и в других семьях, в этой есть свой дес­пот – моложавая дама с нехорошей улыбкой, мать двух взрослых сыновей (ее со знанием дела и с оттенком безумия играет известная канадская актриса Лиз Руа). Старший из сыновей, Франсис, с утра до ночи вкалывает на ферме, младший, Гийом, предпочел более интересную жизнь: сбежал в город, а вернулся в гробу.

Подробнее...

]]>
№10, октябрь Mon, 11 Nov 2013 13:27:58 +0400
Вожделение без предосторожности. «Мёбиус», режиссер Ким Ки Док https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/vozhdelenie-bez-predostorozhnosti https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/vozhdelenie-bez-predostorozhnosti

«Мёбиус» – фильм, снятый явно впопыхах, между делом, за три копейки. Подобной непритязательностью картина маскирует свою значительность: этот отчаянный фильм-жест (недаром это немое кино, полностью лишенное диалогов) явно подводит черту под идиосинкразической деятельностью печально известного режиссера, подверженного спадам и кризисам, но не теряющего способности возрождаться и удивлять. Новый фильм – без сомнения, программное заявление корейского «анфан террибль», в котором он, как ленту Мёбиуса, старательно выворачивает наизнанку свои личные комплексы и доводит до абсолютного предела, разоблачения, самопародии «азиатский экстрим» и принесший ему фестивальную славу «театр жестокости».

Подробнее...

]]>
№10, октябрь Mon, 11 Nov 2013 12:58:29 +0400
Филип Грёнинг: «Я работаю интуитивно» https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/filip-grjoning-ya-rabotayu-intuitivno https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/filip-grjoning-ya-rabotayu-intuitivno

Беседу ведет Антон Долин.

Антон Долин. Что послужило отправной точкой для «Жены полицейского»? Были ли у вас какие-либо личные причины рассказать эту историю, или все началось, скажем, с газетных публикаций?

Филип Грёнинг. Все началось с двух смутных идей, которые меня не оставляли: фильм об отношениях матери и ребенка и фильм о жестокости между мужчиной и женщиной. Откуда это взялось?

Подробнее...

]]>
№10, октябрь Mon, 11 Nov 2013 12:26:28 +0400
Присутствие. «Жена полицейского», режиссер Филип Грёнинг https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/prisutstvie https://old.kinoart.ru/archive/2013/10/prisutstvie

Трехчасовая «Жена полицейского» немолодого Филипа Грёнинга вызвала замешательство профессиональной публики и разделила ее на непримиримые отряды. Жюри выдало этому странному фильму спецприз. В 1992-м Грёнинг нашумел в Германии, когда его «Террористов» хотел предотвратить к показу по телевидению тогдашний канцлер Гельмут Коль. В Локарно этот фильм получил бронзового «Леопарда». В 2005-м успех документального 162-минутного медитативного, при этом очень конкретного опуса «Великое безмолвие» о поденном существовании монахов-картезианцев, получившего спецприз на фестивале «Санденс», сделал Грёнинга знаменитым в узких кругах.

Подробнее...

]]>
№10, октябрь Mon, 11 Nov 2013 11:59:46 +0400