Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Жиль Жакоб – Пьер Лескюр. Часть магии - Искусство кино

Жиль Жакоб – Пьер Лескюр. Часть магии

В 2014 году Жиль Жакоб в последний раз представлял Каннский МКФ в качестве его президента. 1 июля на этом посту Жакоба официально сменил Пьер Лескюр.

Жиль Жакоб посвятил кинематографическому Канну, как он говорит, пятьдесят лет своей жизни. Пьер Лескюр, когда-то каннский корреспондент, возглавлял Canal+ и студию Universal. Представляем вниманию читателей фрагменты беседы с «влюбленными в кино мастерами своего дела», как написали о них в Le Journal du Dimanche.

– Когда вы познакомились?

Пьер Лескюр. В конце 1970-х.

Жиль Жакоб. Раньше! По-моему, вы тогда были вместе с Карин… Панколь, не Денёв!

cannes-fest-logoПьер Лескюр. Тогда это год 1975–1976-й. Я делал свои первые репортажи о Каннском фестивале для Europe 1, два часа эфирного времени ежевечерне.

Жиль Жакоб. А я еще работал в L’Express и лишь позднее присоединился к фестивальной команде в качестве помощника художественного директора – это именно тот, кто отбирает фильмы. Получается, что в команде я тридцать восемь лет, а с фестивалем, включая работу с коллегами-журналистами – пятьдесят. Где моя медаль?!

– Когда вы почувствовали страсть к кино?

Жиль Жакоб. Довольно поздно, потому что мои родители им совсем не интересовались. На подготовительных занятиях в университете я учился вместе с Клодом Шаб­ролем. Мы прогуливали лекции, чтобы сходить в кинотеатр в Латинском квартале, даже создали свой киножурнал Raccord. Однажды, посмотрев экранизацию бальзаковского «Вотрена» Пьера Бийона, я сказал себе: «Хватит! Кино никогда не будет достойно литературы». Целый год в кинотеатры я не ходил. Вновь меня туда затащила девушка… Я даже картину толком не посмотрел… Но интерес к кино вернулся. Я и сегодня продолжаю думать, что никакое из искусств не сравнится с литературой, пусть она и не предлагает таких возможностей ухаживать за девушками…

Пьер Лескюр. Первыми женщинами, которые повели меня в кино, были моя мама и бабушка. Они так страдали из-за кончины Жерара Филипа! Искренне переживали. Первым фильмом «великих» авторов, который я посмотрел, был «Дьявол во плоти», где он, конечно, был на высоте.

– Стало быть, первой звездой в вашей жизни стала не женщина, а Жерар Филип…

Пьер Лескюр. Мои родители занимали активную политическую позицию, Жерар Филип был в этой сфере заметной фигурой. К примеру, ездил в турне в Советский Союз. Из него сделали героя. Ну вот, собственно…

Жиль Жакоб. Он был красавцем.

Пьер Лескюр. Он обладал бесконечной грацией, страстью, силой.

Жиль Жакоб. В те годы великие американские фильмы – Форда, Уэллса, Хоукса – уживались с французскими, снятыми Клузо, Брессоном, Отан-Лара. На экранах сосуществовали великое голливудское кино «золотого века» и замечательный французский реализм. Процветали киножурналы и киноклубы.

– Какие фильмы и звезды заставляли вас мечтать?

Пьер Лескюр. Лорен Бэколл и Ким Новак. Бэколл в картине «Иметь и не иметь». Здесь в максимальной степени проявилось все то, что впоследствии восхищало меня в кино. Да и то, как, грациозно покачивая бедрами, она отходит от пианино под мелодию «Грущу ли я?»… Как чудесно ее немного язвительное, едкое очарование… А с Ким Новак все началось с «Пикника» Джошуа Логана. Сказочные открытия случались и потом. В 1979 году в Канне демонстрировался фильм, представивший нового режиссера и новую историю, которую так смог бы рассказать только он, – это был Терренс Малик и его «Дни жатвы».

Жиль Жакоб. Не стану спорить с Пьером, но в моих звездах ощущалось пробуждение чувственности. Их звали Ивон Де Карло, Шелли Уинтерс, Нинон Севилья. Много эротики. И, конечно же, Джейн Фонда, Ингрид Бергман.

Пьер Лескюр. Ингрид Бергман… да я бы со скуки помер!

JACOB-LESCURE---2
Жиль Жакоб

– Фестиваль 1979 года часто называют лучшим…

Жиль Жакоб. Да, можно сказать, шедевр. Две «Пальмовые ветви» – «Жес­тяной барабан» и «Апокалипсис сегодня». Тогда же показали «Манхэттен», впервые фильм Вуди Аллена представили в Канне. «Пробка», «Черная серия», «Странная девчонка», «Репетиция оркестра»… На второй год работы отборщиком мне повезло: достаточно было лишь нагибаться и собирать то, что предлагалось. Когда у тебя такие фильмы, спокойно живешь лет десять. А все вокруг говорят: «О да, он свое дело знает, не нужно ему мешать…»

Пьер Лескюр. В 1979-м я готовил репортажи о Каннском фестивале для Europe 1. Целый день я проводил в кинозале и каждый день видел новые шедевры! Идешь смотреть просто очередной фильм, а выходишь в слезах после «Манхэттена»… Очень урожайный год. «Репетиция оркестра» с музыкой Нино Роты – полное слияние. В тот же вечер сменили звуковую заставку программы!

– Есть ли звезды, которые отклоняют приглашение приехать на фестиваль?

Жиль Жакоб. Я люблю Джулию Робертс. Я ее каждый год приглашаю, но ни разу она не приехала. Скажем так, из скромности. Иногда причины бывают взаправдашними. Американцам трудно быть членами жюри, для них это тяжкая работа. Я говорю не о деньгах, членам жюри не платят. Но смотреть по два фильма в день... А бывает, что люди не хотят судить своих коллег.

Пьер Лескюр. Вот они-то и составляют славу Канна. Включая американцев. Члены жюри, которым нет равных, в течение двух недель полностью отдают себя фестивалю.

Жиль Жакоб. Конечно, есть звезды, великие актеры, но в первую очередь это режиссеры. Для меня Поланский – звезда, как и Куросава, Бергман, Феллини, Хьюстон. Эти мастера, даже если их фильмов не было в программе, неизменно вызывали жаркие дискуссии, и все говорили страстно и искренне. Именно к этому я всегда стремился. Я не отобрал первые фильмы Альмодовара. Он на меня сердился вплоть до выхода «Женщин на грани нервного срыва». Сожалею, что не взял этот фильм! Три его последующие картины, которые мы показали, – это три шедевра.

– Формировать программу всегда нелегко?

Жиль Жакоб. Когда все время отбираешь фильмы одних и тех же режиссеров, тебя упрекают. С актерами все иначе. Я всегда любил Мишеля Пикколи, у меня сохранилась переписка – более восьмидесяти писем, где мы с ним переругиваемся. Не будем говорить о Жюльет Бинош. Я, кстати, написал книгу «Призрак капитана» – в жанре писем великим актерам, в которых придумывал всякие истории.

Пьер Лескюр. Я как-то спорил с Жилем об одной подобной книге актерских портретов. «Получается будто классификация. Кажется, что последний – ваш самый любимый. Что же скажут остальные?» Он улыбнулся в ответ: «Каждый остановится на своем портрете».

– Вы руководили американской студией. Как теперь вы собираетесь работать с Голливудом?

Пьер Лескюр. Если Спилберг приезжал на две недели в Канн, да и Тарантино тоже – как представитель другого поколения и другого направления, – значит, они согласны, что Канн – величайший фестиваль в мире. Это им бонус, дополнение к тому, чего они уже сами достигли. Вот таковы связи с Голливудом. И такие же нужно устанавливать с режиссерами и продюсерами с Востока. Они уже начали завоевывать Американский континент: крупнейший владелец китайских залов приобрел самую крупную американскую сеть AMC. Впечатляет!

JACOB-LESCURE---3
Пьер Лескюр

– В этом вы видите будущее Каннского фестиваля?

Пьер Лескюр. Оно уже наступило. Скоро фестиваль отправится в путешествие, и первый этап будет в Индии.

Жиль Жакоб. Речь идет о выездном фестивале, его временное название – Cannes Circus. Мы собираемся перемещаться, в основном по Азии, с несколькими фильмами, съемочными группами и, возможно, с членами жюри. Говорили мы об этом проекте уже много лет, в сентябре попробуем впервые.

– Нужно ли что-то менять в регламенте фестиваля? Развивать рынок, менять что-то в церемонии?

Жиль Жакоб. Когда-то раньше я хотел поменять две вещи. Во-первых, фестивальную заставку, навеянную «Днями жатвы» и музыкой Сен-Санса в обработке Эннио Морриконе: люди разбросали кресла, их вернули на место. Во-вторых – курение. Но отказался: все-таки это часть фестиваля-праздника.

Пьер Лескюр. Посреди ночи смотришь по телевизору американскую красную дорожку и думаешь: «Скоро сюда в джинсах будут приходить».

– А тайна процедуры?

Жиль Жакоб. Я думал, что для фестивального архива можно было бы ставить магнитофон и записывать дебаты – с согласия жюри. Но они решили, что в таком случае не смогут чувствовать себя свободно. Да так оно и есть. Человек считает: «Нас записывают, я не могу позволить себе сказать, что этот фильм – абсолютное ничто, а этот актер – полный ноль».

Пьер Лескюр. Мне кажется правильным сохранить такое место, где нет никакой замочной скважины, где уважают тайну дискуссии. Где не надо все выставлять напоказ. В этом есть часть магии.

– Что вы могли бы посоветовать Пьеру на следующий год?

Жиль Жакоб. Оставаться собой. Сначала он должен пропитаться всеми этими настроениями, впечатлениями, эмоциями, почувствовать людей… – еще до того, как решит, что следует поменять, а что оставить. Чтобы сохранить то, что уже есть, необходимо мужество. А то ведь знаете, как бывает: «До меня здесь были одни кретины. После меня – только придурки».

Пьер Лескюр. Это как известная телепрограмма, работать над которой пригласили нового режиссера. Когда идей нет, он меняет заставку, музыку или декорации. Никогда ни к чему содержательному это не приведет.

– Жиль, вы вернетесь в Канн?

Жиль Жакоб. Меня назвали Почетным президентом. Я не смогу не думать о фестивале. Но и Пьеру не буду досаждать. Не хочу быть похожим на старого дурака, который всем твердит: «А вот в мое время все делали совсем не так».

 

Беседу вели Даниель Аттали, Гийом Ребьер. Le Journal du Dimanche, 12 mai, 2014

Перевод с французского Марии Теракопян

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
У времени в плену

Блоги

У времени в плену

Елена Стишова

В минувшую субботу Европейская киноакадемия раздала призы за лучшие фильмы года. Лучшей картиной была признана «Ида» польского режиссера Павла Павликовского. Российский «Левиафан» Андрея Звягинцева претендовал на победу четырех номинациях, но не выиграл ни в одной. Вернувшаяся из Латвии Елена Стишова размышляет над итогами Европейского «Окара».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Премьера «Небесных жен луговых мари» состоится в Риме

10.10.2012

В главную конкурсную программу Римского фестиваля (9-17 ноября 2012 г.) взят фильм Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари». «Жены...» сняты по сценарию Дениса Осокина в жанре, по словам режиссера, «марийского Декамерона, эротической комедии» и состоят из 22 новелл. В картине заняты Юлия Ауг, Яна Троянова, Яна Сексте и другие актрисы.