Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0
2014 - Искусство кино "Искусство кино" издается с января 1931 года. Сегодня это единственный в России ежемесячный искусствоведческий аналитический журнал. В каждом номере "Искусства кино" печатаются от 25 до 30 публикаций по актуальным проблемам теории и истории российского и мирового кинематографа, телевидения, анализ художественной практики всех видов искусства, философские работы, редкие архивные материалы, обзоры крупнейших фестивалей, мемуары выдающихся деятелей культуры, русская и зарубежная кинопроза. https://old.kinoart.ru/archive/2014/07 Sun, 28 Apr 2024 12:03:12 +0300 Joomla! - Open Source Content Management ru-ru Без выходных. Сценарий https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/bez-vykhodnykh-stsenarij https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/bez-vykhodnykh-stsenarij

Окончание. Начало см.: «Искусство кино», 2014, № 6.

Подробнее...

]]>
№7, июль Fri, 05 Sep 2014 13:30:53 +0400
Мирослав Слабошпицкий: «Конечно, долбанутый…» https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/miroslav-slaboshpitskij-konechno-dolbanutyj https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/miroslav-slaboshpitskij-konechno-dolbanutyj

Беседу ведет Никита Карцев.

Никита Карцев. Мирослав, ты последовательно подбирался к принципиально новому киноязыку звукового фильма без слов. Сначала короткометражная лента «Глухота», потом «Ядерные отбросы», получившие «Леопарда» в Локарно – история не про глухих, но тоже без слов. Теперь «Племя» – первый полнометражный фильм, снятый на жестовом языке.

Мирослав Слабошпицкий. Я не соцработник, и у меня нет оглохшей девушки, так что сами глухие меня интересовали постольку-поскольку. Фильм мы сняли в школе, в которой я реально учился со второго по восьмой класс. В Киеве, в районе, который называется Сталинка.

Подробнее...

]]>
№7, июль Fri, 05 Sep 2014 11:25:24 +0400
Кен Лоуч: «Нужно освобождать дух и воображение» https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/ken-louch-nuzhno-osvobozhdat-dukh-i-voobrazhenie https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/ken-louch-nuzhno-osvobozhdat-dukh-i-voobrazhenie

— У вас премьера фильма в Канне, у Майка Ли тоже вышла новая картина — «Мистер Тёрнер» (Mr. Turner). Что вы чувствуете по поводу неизбежности заголовков вроде «Майк против Кена» или «Столкновение двух британских ветеранов»?

Кен Лоуч. Майк – мой старый друг. Я знаю его с 70-х годов, он хороший парень. Конечно, мы и сами подпитываем это клише: два старых английских приятеля. Даже в любом списке идем друг за другом: наши фамилии начинаются на «Л»! Что касается фильмов, мы практически как два противоположных конца телескопа. Газеты говорят о каком-то противостоянии. Это очень утомительно.

Подробнее...

]]>
№7, июль Fri, 05 Sep 2014 10:34:30 +0400
Аличе Рорвахер: «Я обожаю пчел» https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/aliche-rorvakher-ya-obozhayu-pchel https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/aliche-rorvakher-ya-obozhayu-pchel

Беседу ведет Марина Торопыгина.  

Марина Торопыгина. Герои вашего фильма «Чудеса» занимаются разведением пчел. В нем есть один, прямо скажу, шокирующий момент. Откройте секрет: расскажите, как ваша героиня Джельсомина делает фокус с пчелами во рту?

Аличе Рорвахер. Это трутни, пчелы-мужчины. Они не работают, не добывают мед, но и не жалят. Мы утром отобрали несколько штук в улье, посадили в коробку и потом использовали на съемках. 

Подробнее...

]]>
№7, июль Fri, 05 Sep 2014 09:41:56 +0400
Нури Бильге Джейлан: «Я опираюсь на интуицию» https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/nuri-bilge-dzhejlan-ya-opirayus-na-intuitsiyu https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/nuri-bilge-dzhejlan-ya-opirayus-na-intuitsiyu

Беседу ведет Марина Торопыгина.

Марина Торопыгина. Не могу не спросить: ваш фильм «Зимняя спячка» очень длинный. Так и задумывалось?

Нури Бильге Джейлан. Когда пишешь роман, не знаешь, насколько длинным он получится. Просто следуешь за своими персонажами и не можешь остановиться на полпути. Когда я писал сценарий, не думал о прокате и прочих коммерческих вопросах. Потом мы отсняли все, что было в нем написано. Получилось двести часов материала, включая репетиции эпизодов. Первая версия, которую мы смонтировали, длилась четыре с половиной часа, а в окончательной редакции осталось три часа шестнадцать минут.

Подробнее...

]]>
№7, июль Fri, 05 Sep 2014 09:20:05 +0400
Начало языка. «Племя», режиссер Мирослав Слабошпицкий https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/nachalo-yazyka-plemya-rezhisser-miroslav-slaboshpitskij https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/nachalo-yazyka-plemya-rezhisser-miroslav-slaboshpitskij

Речь: указательным пальцем дотронуться до подбородка и развернуть руку в ладонь.

Деньги: пальцы вверх щепоткой, потирать ими.

Любовь: поднести указательный палец раскрытой ладони к губам, потом ладонь к сердцу.

Смерть: скрестить ладони ребром друг к другу на уровне груди.

Герой приезжает на троллейбусе. Молодой. По походке, повадкам немного увалень. Имя, согласно сценарию, Сергей. Черный рюкзак за плечами, непрезентабельный чемодан в руках, одежда сливается по цвету с ржавым остовом старых «Жигулей» и голыми стволами деревьев на заднике. Осень. Сцена снята издалека, через шоссе с насыщенным движением, звуковая дорожка забита дорожными шумами. Сергей подходит к кому-то, жестикулирует, достает блокнот – так он спрашивает дорогу. Ему вниз, в переход.

Подробнее...

]]>
№7, июль Fri, 05 Sep 2014 09:17:26 +0400
Искренне Ваше Настоящее. «Прощай, речь ЗD», режиссер Жан-Люк Годар https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/iskrenne-vashe-nastoyashchee-proshchaj-rech-zd-rezhisser-zhan-lyuk-godar https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/iskrenne-vashe-nastoyashchee-proshchaj-rech-zd-rezhisser-zhan-lyuk-godar

– Куда прешь?
– Мужчина, по ногам не ходим!
– Дайте пройти!
– Вот только на колени ко мне не надо садиться!

Эти и другие «трамвайные» возгласы раздавались на показе фильма Жан-Люка Годара «Прощай, речь»[1] в рамках 36-го Московского кинофестиваля. Ажиотированные зрители без билетов пытались занять места на балконе первого зала «Октября». Спустя пятнадцать минут сцена повторилась: люди стали пробираться к выходу. Почему-то кажется, что Годару это понравилось бы: еще один источник звука, причем стереофонический, стал дополнительным уровнем того сложного, многослойного, полифонического текста, каким и является картина «Прощай, речь».

Подробнее...

]]>
№7, июль Fri, 05 Sep 2014 09:02:36 +0400
Социопат и мама дорогая. «Мамочка», режиссер Ксавье Долан https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/sotsiopat-i-mama-dorogaya-mamochka-rezhisser-ksave-dolan https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/sotsiopat-i-mama-dorogaya-mamochka-rezhisser-ksave-dolan

Как и в «Томе на ферме», действие «Мамочки» замкнуто в пределах одной семьи, которая концентрирует в себе достаточное количество безумия. Еще больше новая работа Ксавье Долана напоминает его режиссерский дебют «Я убил свою маму». Сходство подчеркивается тем, что маму и мамочку играет одна и та же актриса – Анн Дорваль. Различие на сюжетном уровне: для мамы проблемой была сексуальная ориентация сына, а для мамочки – его буйный нрав, психоз и социальная агрессия.

Подробнее...

]]>
№7, июль Wed, 03 Sep 2014 11:55:24 +0400
Американская трагедия. «Охотник на лис», режиссер Беннет Миллер https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/amerikanskaya-tragediya-okhotnik-na-lis-rezhisser-bennet-miller https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/amerikanskaya-tragediya-okhotnik-na-lis-rezhisser-bennet-miller

Синопсис «Охотника на лис» Беннетта Миллера, выложенный в преддверии фестиваля на каннском сайте, многих ввел в заблуждение. Фабула казалась слепком со множества спортивных драм с криминальным оттенком. Ссылка – «фильм основан на реальных событиях» – только усилила эти домыслы: подобным триллерам документальная основа придает остроты, привкус правдоподобности. К тому же кинематограф всегда тяготел к историям «из жизни знаменитостей». Вот и нынешний фестиваль открывался сентиментальным пышнотелым «жэзээлом» про легендарную принцессу Келли, принявшую экранный облик легендарной Николь Кидман.

Подробнее...

]]>
№7, июль Wed, 03 Sep 2014 11:46:56 +0400
Земля. «Чудеса», режиссер Аличе Рорвахер https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/zemlya-chudesa-rezhisser-aliche-rorvakher https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/zemlya-chudesa-rezhisser-aliche-rorvakher

«Чудеса» – самый тихий участник главного конкурса Канна-2014 – неожиданно для его поклонников получил Гран-при, оказавшись, пожалуй, единственным бесспорным победителем в довольно сомнительном призовом раскладе, срежиссированном Джейн Кэмпион.

Подробнее...

]]>
№7, июль Wed, 03 Sep 2014 11:34:39 +0400
1882–2014. Сновидческая одиссея. «Хауха», режиссер Лисандро Алонсо https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/1882-2014-snovidcheskaya-odisseya-khaukha-rezhisser-lisandro-alonso https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/1882-2014-snovidcheskaya-odisseya-khaukha-rezhisser-lisandro-alonso

Думаю, не будет преувеличением объявить картину Лисандро Алонсо «Хауха» («Земля блаженства») из конкурсной программы «Особый взгляд» самым загадочным фильмом 67-го Каннского кинофестиваля. Да и можно ли считать иначе, если реальность изображения играет с нами злую шутку, а мы, глядя кино, вторгаемся в область сна, в котором граница между воображаемым и существующим упразднена как таковая. Нет, отличить явь от вымысла в этом подчеркнуто строгом, стремящемся к полному аскетизму художественном произведении оказывается делом решительно невозможным.

Подробнее...

]]>
№7, июль Wed, 03 Sep 2014 08:59:40 +0400
Однажды не в Америке. «Зимняя спячка», режиссер Нури Бильге Джейлан https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/odnazhdy-ne-v-amerike-zimnyaya-spyachka-rezhisser-nuri-bilge-dzhejlan https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/odnazhdy-ne-v-amerike-zimnyaya-spyachka-rezhisser-nuri-bilge-dzhejlan

В юбилейном каннском альманахе «Каждому свое кино» есть уморительная новелла, принадлежащая братьям Коэн. Открыточный ковбой заявляется в кинотеатр и узнает, что там идет турецкий фильм. Ковбой спрашивает: «А что, фильм действительно на турецком? И надо читать субтитры?» Его охватывает паническая атака. Ковбой абсолютно уверен, что кино делается только на его родном языке. Поколебал это убеждение Нури Бильге Джейлан: именно его картину крутили в ковбойской глубинке.

Джейлан вошел в каннскую номенклатуру в самом начале века и сначала считался апостолом Тарковского, потом – «турецким Антониони».

Подробнее...

]]>
№7, июль Tue, 02 Sep 2014 11:24:53 +0400
На танцполе игры доброй воли. «Зал Джимми», режиссер Кен Лоуч https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/na-tantspole-igry-dobroj-voli-zal-dzhimmi-rezhisser-ken-louch https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/na-tantspole-igry-dobroj-voli-zal-dzhimmi-rezhisser-ken-louch

Политический активист Джеймс Гролтон (1886–1945), он же прототип пьесы Донала О’Келли «Танцевальный зал Джимми Гролтона» (Jimmy Gralton’s Dancehall), не входит в число знаменитостей XX века. Даже в родной Ирландии его помнят, судя по всему, не твердо: рецензия на «Зал Джимми» в Irish Post начинается со слов: «Вероятно, вы никогда не слышали о Джеймсе Гролтоне». Тем не менее именно эта биография, отмеченная шрамами большой истории, странствиями, поисками себя и, к счастью, сравнительно бескровная, заинтересовала сценариста Пола Лаверти и режиссера Кена Лоуча в рамках их многолетней реабилитации социалистического пути в целом и марксизма в частности.

Подробнее...

]]>
№7, июль Tue, 02 Sep 2014 11:05:30 +0400
Трагедия как прием. «Два дня, одна ночь», режиссеры Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/tragediya-kak-priem https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/tragediya-kak-priem

1

В «Поэтике» Аристотеля трагическое определяется исключительно через технику. Трагедия равнодушна к тому, что именно движет героем, насколько достоин (и достоин ли, в принципе?) его предмет смертельного риска. Суть трагедии в несоразмерности мира и чувства. Она увековечивает человеческую ошибку, превращает заблуждение в правило. Трагический персонаж верит лишь в собственный образ и этим обезоруживает или, точнее, свергает утвердительный объективный характер реальности.

При чем тут Дарденны? При том, что они всегда тяготели к этому жанру.

Подробнее...

]]>
№7, июль Tue, 02 Sep 2014 10:30:38 +0400
Фильм сопротивления. «Два дня, одна ночь», режиссеры Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/film-soprotivleniya-dva-dnya-odna-noch-rezhissery-zhan-per-dardenn-lyuk-dardenn https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/film-soprotivleniya-dva-dnya-odna-noch-rezhissery-zhan-per-dardenn-lyuk-dardenn

1

Картина «Два дня, одна ночь» заставляет вспомнить знаменитое годаровское различение и заметить, что Дарденны не снимают политические фильмы, но снимают фильмы политически. Начать с этого общего места удобно хотя бы потому, что оно и очерчивает поле разговора о фильме, и ограничивает язык, заставляя находить в бедности точность, как поступают и сами братья Дарденн.

«Выбрать первое – значит заняться описанием ситуаций».

«Выбрать второе – значит конкретно анализировать конкретные ситуации».

Вот различие.

«Выбрать второе – значит занять позицию пролетариата».

«Выбрать второе – значит показать борьбу людей».

Так писал Годар в 1970 году.

Подробнее...

]]>
№7, июль Tue, 02 Sep 2014 10:04:31 +0400