Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Вагон чая для зоны. «Сталкер»-2014 - Искусство кино

Вагон чая для зоны. «Сталкер»-2014

Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер» прошел уже в двадцатый раз. Затевался когда-то как разовая акция, которую поддержали писатели Анатолий Приставкин и Аркадий Вайнер, кинодраматург Валерий Фрид, правозащитник Сергей Ковалев. Цель – привлечь внимание к положению людей, находящихся в местах лишения свободы, а также поддержать кинематографистов, снимающих про них кино.

stalker-filmfest-logoОдин из тех, кто оказал содействие фестивалю, бывший заключенный, выступил с инициативой отправить в зону вагон с чаем, поскольку хорошо знал нужды осужденных. И «Сталкер» организовал эту акцию, у кого-то вызвавшую недоумение. Со временем фестиваль, как говорится, «остепенился», но интерес к необычным начинаниям сохранил.

В 2001 году в Москву привезли под конвоем малолетних правонарушителей из кировской и орловской колоний. Они исполняли песни, диск с которыми был впоследствии выпущен «Сталкером» совместно с ЮНИСЕФ и Главным управлением исполнения наказаний Министерства юстиции РФ. Он назывался «Шансон малолеток». Ребят, многие из которых впервые оказались в столице, возили на экскурсию по ночной Москве, что стало для них незабываемым событием. В 2003-м на «Сталкере» организовали выставку, а потом издали «Альбом рисунков, стихов и рассказов из мест лишения свободы».

В прежние годы фестиваль был более шумным. Фильмы обсуждались на «круглых столах» и пресс-конференциях, собиравших невероятное количество людей. Как-то в Москву приехала делегация Международной амнистии из Великобритании, в состав которой входили родители убитой девочки. Они стали активными борцами за отмену смертной казни, посвятили этому жизнь. В забитый людьми зал, где они выступали, невозможно было войти. Слушали их, как инопланетян, не понимая, как это можно простить убийцу собственного ребенка.

Год назад эта тема возникла вновь на «круглом столе» под названием «Смертная казнь: за или против». В Госдуме, где объявлен мораторий на смертную казнь, предложили ее восстановить в отношении террористов, правонарушителей-мигрантов и педофилов. Тогда очень эмоционально выступила писатель Мариэтта Чудакова, на протяжении семи лет входившая в Комиссию по вопросам помилования при президенте. Она рассказала, что не было случая, чтобы не расстреляли ни в чем не повинного человека, прежде чем находился настоящий сексуальный маньяк. В 2005 году трагически ушел из жизни ее муж Алексей Чудаков, которого из-за мобильного телефона ударил по голове семнадцатилетний наркоман. При этом, как и родители погибшей девочки из Великобритании, она выступала против смертной казни.

Приезжали на «Сталкер» актеры из Грозного, чеченские дети, впервые взявшие в руки фотоаппарат, женщина, на воспитании которой двадцать три ребенка – свои и приемные, приглашались и совсем уж экзотические гости вроде правнучки драматурга А.Н.Островского, живущей на Западе и снимающей фильмы про ГУЛАГ. В 2013 году гостем «Сталкера» стал канадский режиссер, дважды лауреат премии «Эмми», руководитель организации «Нет предрассудкам» Пол Зальцман. Семь лет назад он отыскал человека, по вине которого чуть не погиб. Тот оказался сыном высокопоставленного члена ку-клукс-клана. На протяжении пяти лет Пол Зальцман разговаривал с ним, и в результате появился фильм «Последний белый рыцарь» с участием темнокожих актеров Моргана Фримена и Гарри Белафонте.

Анатолий Приставкин, до последних дней работавший в жюри «Сталкера» и также входивший в Комиссию по помилованию при президенте, посмотрев конкурсный фильм «Три дня и больше никогда» о судьбе солдата, приговоренного к смертной казни, добился его помилования. Постоянный член жюри «Сталкера» Елена Цыплакова передала две конкурсные ленты генералу Мамаеву из Антикоррупционного совета, и он вызволил героев фильмов из тюрем, куда они незаслуженно попали.

Все эти годы «Сталкер» проводится силами Гильдии кинорежиссеров РФ при поддержке международных организаций и представительств – Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), посольств Канады, Нидерландов и других стран. Половину своей жизни «Сталкер» не получал финансирования от государства, существовал исключительно за счет грантов международных организаций, за которые боролся на конкурсной основе. В последние годы его поддерживает Министерство культуры, что не поменяло ранее выбранный содержательный курс.

Бессменным президентом фестиваля является классик советского кино Марлен Хуциев, а катализатором многих идей, которые поначалу представляются чуть ли не безумными, – директор Гильдии кинорежиссеров, он же генеральный продюсер «Сталкера» Игорь Степанов. Есть люди, без которых этот фестиваль уже невозможно представить, – это Алексей Симонов, Вадим Абдрашитов. Открывается он всегда 10 декабря – в день принятия ООН Всеобщей декларации прав человека, и таким образом завершает фестивальный год.

«Сталкер» собирает конкурсную и внеконкурсную программы из игровых и документальных фильмов, короткометражных работ. В состав жюри обычно входит кто-то из недавних лауреатов, а также кинорежиссеры, работающие на фестивале из года в год. Председателя жюри выбирают его члены. Они сами решают, кто смотрит документальный конкурс, а кто игровой. Представители игрового кино обычно предпочитают неигровую программу, а документалисты – работы коллег по игровому цеху. Вадим Абдрашитов начинал когда-то с игрового жюри, а потом перешел в документальное, о котором он говорит, что получает здесь информацию поразительной достоверности, часто в совершенной художественной форме, смотрит кино, какое на телевидении не показывают, поскольку оно разительно отличается по картинке от того, что там востребовано. В память о Георгии Жженове, Анатолии Приставкине, Феликсе Светове, Валерии Фриде учреждены именные награды.

Декабрьский «Сталкер» в Москве – только вершина айсберга. Все остальное время фестиваль колесит по городам и весям – от Петрозаводска до Красноярска. Благотворительные акции проходили в Кемерове, Махачкале, за Полярным кругом. Режиссеры готовы поехать в самые отдаленные уголки, лишь бы показать свои фильмы. Многие из них побывали в колониях, в Душанбе и Владикавказе, фильмы обсуждались с такой болью, эмоции доходили до такого накала, что приходилось защищать режиссеров. Набивались огромные залы, люди сидели на полу, долго не расходились после просмотра. Картины о мигрантах и наркозависимых обсуждали не как художественные произведения. В 2005 году «Сталкер» отправился в города, находящиеся за 101-м километром, куда в 30-е годы прошлого столетия высылали интеллигенцию, духовенство, «врагов народа». Всюду устраивались акции у памятников в местах массовых захоронений жертв политических репрессий. Фильмы «Сталкера» показывались даже во Владимирском централе.

В программе нынешнего, XX фестиваля были представлены снятые в России в 2014 году самые заметные полнометражные игровые картины, затрагивающие тему прав человека. О мигрантах, наркозависимых и страдающих разными недугами людях, о женщинах и детях, испытывающих лишения, о толерантном отношении к представителям разных национальностей и конфессий. В конкурсе и других программах были представлены работы старшего и среднего поколения режиссеров, а также картины, снятые совсем молодыми авторами. К сожалению, если отсмотреть поток всего того, что присылают на фестиваль наши молодые кинематографисты, можно удивиться их инфантильности, сумбуру, царящему в головах, часто отсутствию профессиональных навыков.

Большинство фильмов полнометражного конкурса с успехом прошли по международным фестивалям, получили множество призов, в частности таких как «Класс коррекции» Ивана Твердовского-младшего. Но российскому зрителю они не очень знакомы, поскольку имели ограниченный прокат, а некоторые не показывались совсем.

Жюри в общей сложности посмотрело 54 картины. «Сталкер» за лучший игровой фильм отдан «Испытанию» Александра Котта, без слов рассказывающему о последствиях ядерного взрыва, который унес жизни героев. «Дебют» вручили Нигине Сайфуллаевой за уверенный фильм «Как меня зовут», снятый в Крыму задолго до известных событий и вызывающий теперь особые чувства. Спецприз имени Валерия Фрида за лучший сценарий – «Я не вернусь» – получила Ярослава Пулинович, написавшая его при участии Олега Газе и Ильмара Раага. «Сталкером» за лучший документальный фильм отмечены «Коктебельские камешки» Андрея Осипова – масштабный во всех смыслах и одновременно очень личный рассказ о Волошине, Брюсове, Алексее Толстом, Эренбурге, многих писателях и поэтах, которых объединил Коктебель. Спецприз имени Анатолия Приставкина от жюри правозащитных организаций получила картина «Варлам Шаламов. Опыт юноши» Павла Печенкина, сумевшего по-новому увидеть хорошо знакомого писателя, который говорил, что истинный интеллигент непременно должен отсидеть в тюрьме.

staklker-3«Испытание», режиссер Александр Котт

На открытии фестиваля в последние годы вручают специальные призы «Сталкер» за права человека» героям документальных лент, живущим вопреки обстоятельствам. На нынешнем фестивале наградили Романа Заговеева, о котором снят фильм «После войны» Евгения Голынкина и Вероники Соловьевой. В девятнадцать лет он получил ранение в голову на второй чеченской войне, двенадцать лет лечился. Врачи, поставившие его на ноги, научившие заново жить, присутствовали на церемонии открытия. Герой «Дневника наркоманки» Светланы Стасенко – Евгений Малёнкин – на фестиваль приехать не смог, поскольку арестован, против него возбуждено уголовное дело. Награду за автора получал лидер фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман. Светлана Стасенко вспоминает, как работала в реабилитационном центре, снимая картину: «Я записала порядка двадцати интервью. Девочки рассказывали, как попали в центр и живут там, как стали видеть солнце и различать запахи. Такие вещи не подделаешь. Многое не вошло в фильм. Но я сделала монтажную нарезку, которую приобщили к материалам дела. Надеюсь, что это поможет Жене Малёнкину».

staklker-2«Я не вернусь», режиссер Ильмар Рааг

На «Сталкере» часто говорят о том, что лучше бы такого фестиваля не было. Это свидетельствовало бы о том, что в России нет проблем, связанных с защитой прав человека. Но пока все так же страдают дети и переселенцы, старики и инвалиды. На нынешнем фестивале проходил «круглый стол» «Права детей, оказавшихся в конфликте с законом», где были приведены страшные данные: ежегодно в наших семьях убивают 14,5 тысячи женщин и 1700 детей, а 60–65 тысяч детей подвергаются насилию. Мы чемпионы Европы по подростковому суициду и времени, проводимому у телевизоров. На детей у нас тратится гораздо меньше времени, чем на смотрение в «ящик». И пока это так, потребность в «Сталкере» остается.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Расизм и реализм

Блоги

Расизм и реализм

Зара Абдуллаева

На прошедшем в Киеве фестивале «Молодость» внимание Зары Абдуллаевой привлекла картина Миры Форнай «Моя собака-убийца» (Môj pes Killer) о будничном расизме в Центральной Европе – и его последствиях.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В «Иллюзионе» представят книгу «О мышах и магии» и покажут культовые американские мультфильмы

11.10.2018

На русском языке вышла легендарная книга известного американского кинокритика Леонарда Молтина «О мышах и магии. История американского рисованного фильма». 14 октября состоится ее презентация, а также показ на пленке американской анимации 20-30-х годов.