Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Сергей Мирошниченко: «Коррумпированный "патриотизм" – это страшно» - Искусство кино

Сергей Мирошниченко: «Коррумпированный "патриотизм" – это страшно»

Интервью ведет Александр Воздвиженский. 

АЛЕКСАНДР ВОЗДВИЖЕНСКИЙ. Сергей Валентинович, многих интересует: почему фестиваль стал в два раза короче, а число фильмов почти вдвое уменьшилось? Не является ли это следствием экономических санкций в отношении России? 

mkf logoСЕРГЕЙ МИРОШНИЧЕНКО. Если иметь в виду программу документального кино, то мы недосчитались против обычного числа фильмов всего лишь двух картин. Не хватило времени их показать: сократилось количество просмотровых дней. Что касается зрителей, посетивших документальные программы, то их было больше, чем в прошлом году.

Но в целом фестиваль действительно стал компактнее. Хотя сохранен прежний уровень финансирования, оргкомитет столкнулся в этом году с новыми экономическими трудностями. Чтобы показать зрителям фестивальные фильмы, многим из тех, кто занимается созданием и продвижением контента – компаниям, продюсерам, дистрибьюторам, – нужно платить валютой. По сравнению с прошлым годом рубль упал в два раза. Соответственно валютная составляющая фестиваля уменьшилась.

АЛЕКСАНДР ВОЗДВИЖЕНСКИЙ. Сколько прислали и сколько не прислали из обещанных картин, каков процент отказов? Были ли режиссеры или страны, которые бойкотировали фестиваль?

СЕРГЕЙ МИРОШНИЧЕНКО. С документальным кино особых проблем не было. Пришло много хороших картин из Америки, представленных талантливыми режиссерами, и нам приходилось выбирать. Ни американцы, ни французы не бойкотировали фестиваль. А вот польских картин вообще не было, в то время как в прошлом году они шли потоком.

На мой взгляд, у нас сложилась хорошая программа. Думаю, что три лидирующих неигровых фильма – американо-мексиканская «Земля картелей», «Экстаз Вилко Джонсона» из Великобритании и китайско-французский «Юный патриот» – потенциальные кандидаты на «Оcкар».

Документалисты – люди серьезные, это не поп-звезды, они понимают, что бойкотировать коллег-документалистов в другой стране – глупость.

АЛЕКСАНДР ВОЗДВИЖЕНСКИЙ. Как производился отбор участников, и был ли он на самом деле?

СЕРГЕЙ МИРОШНИЧЕНКО. Часть картин нам присылают, часть мы получаем по Withoutabox, есть ленты, которые мы сами запрашиваем через наших отборщиков. Это активные люди, они в курсе происходящего в мире документального кино, хорошо знают рынок, знают, где какая картина создается. И если она обещает быть интересной, они отслеживают ее этап за этапом, запрашивают еще до выхода в прокат. Вот таким образом на фестиваль попадают совсем свежие фильмы.

АЛЕКСАНДР ВОЗДВИЖЕНСКИЙ. Перед премьерой южнокорейской картины «Дорогая, не пересекай эту реку» вы с арт-директором программ Григорием Либергалом говорили о том, что на сегодня существует некая проблема с получением фильмов из Азии.

СЕРГЕЙ МИРОШНИЧЕНКО. Да, действительно, с этим регионом работать сложнее. Там есть свой собственный рынок, и немалый. Спрос большой, азиатские фильмы непросто получить. Но в этом году у нас были две китайские картины и одна южнокорейская – «Дорогая, не пересекай эту реку». Она-то и получила приз зрительских симпатий. Нежная, тонкая работа про радость жизни, про семейные ценности и традиции. А китайские фильмы очень мощные.

miroshnichenko 2«Земля картелей», режиссер Мэттью Хейнеман

АЛЕКСАНДР ВОЗДВИЖЕНСКИЙ. Какие у вас впечатления от фестиваля в сравнении с предыдущими?

СЕРГЕЙ МИРОШНИЧЕНКО. Чем хорош Московский фестиваль? Будет ли им руководить Михалков, будет ли составлять программы документального кино Григорий Либергал или кто-то другой – ММКФ всегда будет оставаться государственным проектом с большими традициями. Это не частное предприятие – это достояние нашей страны, такая же ценность, как «Мосфильм», «Ленфильм» и т.д. Подобные фестивали нужно развивать и сохранять.

Закрыть фестиваль легко. Мы с куратором программ Григорием Либергалом ощутили это на собственном опыте, когда в 80-е годы была закрыта программа документального кино. Нам потребовалось около пяти лет работы, чтобы ее вернуть. Нужно быть очень осторожным, что-то меняя в программе такого большого фестиваля.

В этом году были сильные составы жюри и в игровом, и в неигровом кино. Мне кажется, были интересные работы в игровом конкурсе. У нас в документальном всегда были сильные фильмы, и в этом году традиция не была нарушена.

АЛЕКСАНДР ВОЗДВИЖЕНСКИЙ. У многих зрителей сложилось впечатление, что в неигровом конкурсе картины подбирались в основном по теме «патриотизм».

СЕРГЕЙ МИРОШНИЧЕНКО. Чувство патриотизма должно быть присуще любому нормальному гражданину любой страны. В это понятие я включаю в качестве обязательных такие составляющие, как совесть, сострадание и разум. Чтобы патриотической риторикой не пользовались люди с нечестными намерениями. Патриотизмом ведь можно оправдать что угодно, вплоть до тотальной слежки за собственным народом.

Как только патриотизм абстрагируется от совести, сразу появляются псевдопатриоты, которые преследуют амбициозные, чисто корыстные цели. Коррумпированный «патриотизм» – это страшно. Он ведет к разрушению государств, как это было, в частности, с Советским Союзом, Югославией или Германией.

На патриотизме спекулируют. Поэтому мы с Григорием Либергалом стремились формировать программу «Свободная мысль» из фильмов, где показано, что такое не фальшивый и не фанатичный, а истинный патриотизм. И, кажется, нам это удалось. Кроме того, мы написали текст, где изложили свои взгляды на патриотизм, и распространяли его среди зрителей документального показа.

miroshnichenko 3«Дорогая, не пересекай эту реку», режиссер Чин Моёнг

АЛЕКСАНДР ВОЗДВИЖЕНСКИЙ. Совпадает ли ваше личное мнение о лучших фильмах с распределением фестивальных наград? Очень интересен ваш комментарий о картине, которая победила в конкурсе документального кино.

СЕРГЕЙ МИРОШНИЧЕНКО. Я уже говорил, что было много хороших фильмов, но, на мой взгляд, наиболее мощными были три картины, каждая из которых могла взять главный приз. Я знаю, что жюри выбирало одну из этих трех. Если бы победила картина, не входящая в мой топ-3, то я, наверное, расстроился бы. Но победила одна из них – «Земля картелей», картина с сильной драматургией и отличной операторской работой. Она о важных проблемах не только в Мексике и Америке. Там есть герои, которых запоминаешь. Есть тема шварцевского дракона: когда пытаешься победить дракона его же методами, сам становишься драконом. В этом фильме есть глубокий философский смысл. Кроме того, повторю: мне очень нравятся «Юный патриот» и «Экстаз Вилко Джонсона».

АЛЕКСАНДР ВОЗДВИЖЕНСКИЙ. Ну и, наконец, какими вы видите перспективы ММКФ: не задавят ли его в ближайшем будущем политика, санкции, военные конфликты? Останется ли он международным – не по формальным признакам, а по своему реальному значению в мире кино?

СЕРГЕЙ МИРОШНИЧЕНКО. Я так скажу. Конечно, если будет война, то будет не до кинофестивалей. Но я надеюсь, что разум возобладает и войны не будет. Замечу, что Венецианский кинофестиваль был создан в предвоенные годы. Была война, менялись система, власти – этот крупнейший мировой кинофестиваль продолжает жить. Московский кинофестиваль тоже долгожитель, прошел через полярные исторические формации.

Вообще, я полагаю, аудиовизуальное искусство будет существовать вне зависимости от политических систем, от того, что думают о кинофестивалях те или иные политики. Кино – очень демократичное искусство, а режиссеры – очень свободные люди, способные дружить вне политики. Даже в эпоху «холодной войны» художники разных стран сотрудничали друг с другом. Думаю, ММКФ будет жить вне зависимости от того, кто будет им руководить и кто станет лидером страны.

miroshnichenko 4«Экстаз Вилко Джонсона», режиссер Джулиен Темпл

АЛЕКСАНДР ВОЗДВИЖЕНСКИЙ. Как вы определили бы главную идею этого фестиваля?

СЕРГЕЙ МИРОШНИЧЕНКО. Зрители уносят с собой удовлетворенное чувство познания. Документальный экран сканирует то, чем сейчас живет мир. Наши программы – не поток новостей. Это эффективный анализ современной ситуации. Я знаю, что к нам ходят не только историки, врачи, архитекторы, юристы, но даже те, кто занимается политикой.

Меня порадовала и удивила молодежная аудитория на наших сеансах. Раньше, лет десять назад, преобладали люди старшего возраста, а сейчас кругом молодежь. И я узнал, что у нового канала «24_Doc» за счет молодежной аудитории рейтинг вырос в несколько раз. Уверен: у документального кино есть будущее.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Кабаретера. Другой нуар

Блоги

Кабаретера. Другой нуар

Дмитрий Комм

О жанре, сформировавшем национальный кинематограф Мексики, и о нескольких ключевых фигурах этого направления – Эмилио Фернандесе, Габриэле Фигуэроа, Альберто Гоуте, Нинон Севилье и других – рассказывает Дмитрий Комм.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Стала известна программа 2-го Национального кинофестиваля дебютов «Движение»

14.04.2014

2-й Национальный кинофестиваль дебютов «Движение» опубликовал конкурсную программу, которая в этом году состоит из двух секций – основной «Движение. Вперед» и короткометражной «Движение. Начало». Главная соревновательная секция фестиваля – «Движение. Вперед» – состоит из семи премьерных картин молодых российских кинематографистов.