Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0
Геля - Искусство кино
Logo

Геля

Ксения Зуева – актриса, сценарист, режиссер. Училась в Школе-студии МХАТ. Окончила Театральный институт имени Бориса Щукина (2012, актерский курс Валентины Николаенко), Высшие курсы сценаристов и режиссеров (2015, режиссерская мастерская Владимира Хотиненко, Павла Финна, Владимира Фенченко). Фильмом «Геля» на «отлично» защитила диплом.

Сыграла главные роли в фильмах «14 шагов» (режиссер Максим Шавкин; приз за лучший короткомет­ражный фильм ММКФ-2014), «Каппадокия» (режиссер Александр Атанесян). Автор сценария и режиссер полнометражного фильма «Близкие», который готовится к запуску. Пишет сценарии для телесериалов.

Анастасия Бакова – актриса, соавтор сценария фильма «Геля». Окончила Театральный институт имени Бориса Щукина в Москве по специальности актриса музыкального и драматического театра. Училась вокалу в Музыкальном училище имени Гнесиных. В июле 2013 года баллотировалась на пост мэра Екатеринбурга. Живет в Москве. Сыграла главную роль в короткометражке «Геля» (режиссер Ксения Зуева).

 

1

Камера скользит по интерьеру нищей квартиры. Женские руки с короткими пальцами с неухоженными ногтями натирают морковь на терке. Берут почищенное яблоко – натирают и его. Добавляют сметану, сахарят.

Камера поднимается на героиню. Это Геля. У нее на голове лента «Адидас», которая сдерживает волосы. Геля одета в домашнее. Она раскладывает по тарелочкам морковный салат, берет тарелочки в руки и проходит в комнату.

2

Комната очень тесная, возле стены советская мебель, гладильная доска, в углу кровать. На кровати лежит женщина – Гелина мать. Она частично парализована. Рядом с кроватью капельница, табуретка. Геля ставит тарелку на табуретку, поправляет матери подушку, одеяло, проверяет капельницу. Затем делает громче звук телевизора и садится рядом. Идет программа «Давай поженимся!». Мать и дочь смотрят телевизор.

ГЕЛЯ. Хочешь я тебе размешаю?..

МАТЬ (после паузы). Не надо…

Изображение на телеэкране. Герой передачи выбрал невесту. Ликование ведущих. Геля усмехается. Поворачивается к матери – та мрачнее тучи.

ГЕЛЯ. Мааааам?..

МАТЬ. Что?

ГЕЛЯ. Почему ты не ешь?

МАТЬ. Не хочу…

Пауза.

ГЕЛЯ. Хочешь я тебе размешаю?.. Сахару добавлю?..

МАТЬ. Не надо, очень сладко и так…

ГЕЛЯ. Ну давай я переделаю…

МАТЬ (отдает ей тарелку). Я не хочу! Я просто не хочу и всё!

ГЕЛЯ. Ну а что хочешь? Хочешь гречку?.. Я могу капусту сделать…

Пауза. Мать молчит. Затем поворачивается к Геле.

МАТЬ. Почему ты сидишь дома целыми днями? Почему ты не пойдешь гулять? (Гладит дочь по руке.) Иди погуляй… Сходи в кино… На какую-нибудь комедию…

Геля молчит и смотрит себе в коленки.

МАТЬ. Наверняка же идут какие-нибудь комедии…

ГЕЛЯ. Мне с тобой хорошо дома…

МАТЬ. Оставь! Что здесь хорошего… И потом, это неправильно… Ты должна жить свою жизнь… Гулять, cмеяться… Знакомиться с молодыми людьми… И вообще, Геля, это пора все заканчивать… Я…

ГЕЛЯ. Мам, не надо…

МАТЬ. Я хочу, чтобы ты в понедельник пошла в поликлинику, в соцзащиту… Чтобы ты поговорила с нашим терапевтом… Я хочу, чтобы мы начали оформлять…

ГЕЛЯ. Мам, не надо…

МАТЬ. Дослушай меня до конца! Есть дома для инвалидов, есть хосписы…

ГЕЛЯ. Мам…

МАТЬ. Там все рассчитано для таких тяжело больных людей, как я, Геля…

ГЕЛЯ. Мама… Мамочка, пожалуйста… Мне хочется быть с тобой…

МАТЬ. Меня прибило инвалидностью, тебя чего прибило ко мне?! Почему ты, молодая девушка…

ГЕЛЯ. Мама, я прошу тебя… Я буду делать все так, как ты захочешь… Буду готовить тебе все, что ты захочешь… Пожалуйста, перестань…

МАТЬ. А гречка у нас есть?

 

3

Геля просыпается. Встает. Начинает собираться. Двигается тихо, чтобы не разбудить МАТЬ. Надевает на себя безвкусную старомодную одежду. Одевается как можно теплее. Пейзаж за окном – рассвет, просыпающийся спальный район.

 

4–5

Путь от ее подъезда до центра.

Маршрутка, наземный поезд, толпа в метро – всё снимаем подробно.

Геля возле метро в центре покупает в окошке экспресс-обслуживания пирожок и чай. Торопливо ест. Обжигается чаем. Бросает все в урну, уходит.

Она идет по дорогому району, подходит к богатому новому дому, нажимает на кнопки домофона.

 

6

Геля в проеме входной двери богатой квартиры. Ухоженная гламурная хозяйка лет сорока пяти подводит к ней трех собак элитных пород.

Хозяйка ласкает собак с противным сюсюканьем.

Хозяйка. У Чарли отравление, проследите, какой у него стул!

Геля молчит.

 

7

Геля гуляет с собаками по центральному богатому району, мимо проезжают дорогие машины. Ей холодно, она мерзнет. Закапывает в нос капли. Вытягивает рукава, прячет в них ладони.

 

8

Геля моет собакам лапы. Уходит в кладовую, надевает ленту «адидас» на волосы и начинает уборку квартиры.

Хозяйка. Ангелина, завтра я уеду на три дня, тут будет сын, он вернется сегодня ночью из Лондона. Он расплатится с вами, я его предупредила.

 

9

Геля в «Макдоналдсе». Быстро и жадно поглощает бургеры и картошку фри. Сидит перед опустевшим подносом.

 

10

Мать смотрит телевизор. Геля моет пол. Мать пристально ее рассматривает.

МАТЬ. Доча? А чего ты так распухла? Мне кажется, ты очень как-то располнела… Что такое? Геля, ну я же с тобой разговариваю, ответь… Ну посмотри – и бедра налились, и руки… И лицо какое-то… луно­образное стало. Что с тобой? Ты ешь в городе? Ходишь ешь вот эти все котлеты, сложенные в булки с майонезом? (Осматривает дочь.) Нет, здесь надо еще и макароны с хлебом, чтобы так… Нет, ну ты сильно прибавила, Гелечка! А это нельзя! Это просто нельзя, Геля! (Плачет.) Жирных никто не любит! Все мальчики любят стройненьких…

Геля остервенело трет пол, игнорируя мать.

МАТЬ. И не обижайся! Кроме меня, тебе никто правды не скажет, а я хочу, чтобы у тебя была счастливая женская жизнь! Чтобы у тебя сложились какие-то отношения, настоящие!

Геля шваркает ведром.

МАТЬ. Прекрати! Не делай резких движений! Ты меня расстраиваешь! (Рыдает.) Господи, такой хороший день сегодня был, зачем мне это надо было все? Так мало радости в жизни, Геля! И ты еще здесь со своей… Жопенью!

Геля отставляет ведро с тряпкой и подсаживается к матери.

МАТЬ. Я умру, я кому должна тебя оставить?! Какой мальчик должен посмотреть на тебя, если ты шире себя уже стала?! У нас прекрасный дома рацион, прекрасный! И борщ, и винегрет, и морковка с яблочком! И потом – посмотри, как разгулялся сахарный диабет по стране! Рассказывали по телевизору – у всех сахарный диабет!

Геля прижимается к матери.

ГЕЛЯ. Мам! Ну не злись!

МАТЬ. Я не злюсь никогда!

ГЕЛЯ. И не плачь…

МАТЬ. Ты меня просто расстроила… Голову когда в последний раз мыла?

 

11

Геля заводит собак в квартиру. Молодой мужчина – это сын хозяйки Павел – выходит из ванной в одном полотенце на бедрах.

ПАВЕЛ. Подожди, я сейчас.

Геля моет собакам лапы. Сквозь щель двери она видит, как Павел в комнате напротив, снимая полотенце, достает из шкафа халат. Геля смотрит на его спортивный торс, красивые ягодицы и не может оторваться. Краснеет.

Павел выходит в халате. Подходит к Геле, смотрит на нее, улыбается. У нее все еще красное от мороза лицо.

ПАВЕЛ. Сильно замерзла? Пошли чайку хлебнем.

Геля не двигается с места.

ПАВЕЛ. Да ладно тебе, не бойся, сегодня я хозяин.

Они пьют чай. Павел достает из холодильника черную икру, что-то еще из дорогих продуктов, пирожные. Геля ест неловко, сдерживается.

Павел на секунду выходит, и тогда она, оставшись одна, жадно пихает в рот пирожное.

Он возвращается, садится.

ПАВЕЛ. Сколько лет тебе?

ГЕЛЯ. Двадцать два.

ПАВЕЛ. Ха! Как и мне! Прикольно! Да чё ты так стесняешься-то, я не пойму… Тусуешься?

Она молчит.

ПАВЕЛ. Да ладно, я пошутил… Я вот все тусуюсь, это, знаешь, телки, сиськи, а так чё-то хочется тепла, знаешь, типа спокойствия, тихой гавани…

ГЕЛЯ. Я не… тусуюсь…

ПАВЕЛ. Короче… Тема такая, я чё тебя позвал… Мы на выходных собираемся с ребятами на коттедже дняру телочки одной справлять… Ну на ночь, танцы-шманцы… Давай ты с нами поедешь, потусуешься, потанцуешь… А потом коттедж вымоешь? Тебе же нравится, я смотрю, мыть… А? А тут double pleasure… Ну типа два в одном.

Смеется.

ГЕЛЯ. Можно…

Геля стоит у двери.

ПАВЕЛ. Номерок я записал. Я позвоню – скажу, где заберу тебя. А теперь иди, а то я жду людей. И расслабься! Не нужно так париться по жизни!

Помогает ей надеть пальто, целует в щеку. Она краснеет.

Геля выходит из квартиры и идет вниз по лестнице. Навстречу ей поднимается роскошная девушка модельного вида. Геля внизу прячется за лифтом и смотрит, как девушка звонит в квартиру Павла.

 

12

Геля моется в ванне. Поливает себя душем, затем направляет душ между ног, напрягается…

Внезапно слышен голос матери: «Геля! Гелечка!»

Она вздрагивает, задергивает штору.

 

13

Геля лежит рядом с матерью. Мать спит. Геля мечтательно смотрит в потолок. Ворочается.

 

14

Геля за гаражами в богатом районе пересчитывает деньги.

 

15

Геля в магазине покупает клетчатую юбку и лосины.

 

16

Геля в ванной бреет ноги. Мажет ноги и тело кремом. В комнате выбирает трусы и лифчик, надевает новое. Красится.

МАТЬ. Ты куда-то собираешься?

ГЕЛЯ. Погулять…

МАТЬ. Куда гулять, с кем?

ГЕЛЯ. С девчонками…

МАТЬ. С какими девчонками? Поздно, куда ты пошла? Ты что, как шлюха, намалевалась? Ты оставишь мать одну ночью? Я не хочу, чтобы ты уходила! И потом, что это на тебе надето?! Что это за вульгарная юбка красного цвета, она тебя только увеличивает! А губы! Губы ты зачем накрасила? Вернись в комнату и ответь мне, куда ты собралась в таком виде?! Тварюга! Мне не нравятся эта красная юбка и чулочки в сеточку! Куда ты выставила свои мотолыжки?! Ну что это – ноги?! Это какие-то бульонки, обтянутые вульгарными чулками! Мне плохо сегодня, я прошу тебя остаться дома и никуда не уходить!

ГЕЛЯ. Да если тебе всегда плохо?! Невозможно уже больше!
Я и так каждый день здесь с тобой! С утра до ночи!!! Оставь ты меня ради бога! Ничё не случится с тобой, ноги отнялись, но не руки с башкой! Соседка придет и сменит тебе памперс твой! Я могу хоть один вечер провести нормально?! Просто уже сдохни!

Мать в ступоре смотрит не нее. Геля хлопает дверью и уходит.

 

17

Геля едет в метро. Сжимает мобильник. Она готова набрать номер «мама», но сдерживает себя. Глаза блестят.

 

18

Геля выходит из метро, видит Павла, который ждет ее в машине. Павел курит и разговаривает по телефону, смеется. Геля смотрит на него, тревожно мнется на месте. Глаза ее наполняются слезами. Внезапно она разворачивается и бежит обратно в метро.

Геля рыдает в вагоне.

© журнал «ИСКУССТВО КИНО» 2012