Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Анатомия жанра - Искусство кино

Анатомия жанра

  • Блоги
  • Нина Цыркун
Майк Фиггис, автор известных картин «Покидая Лас-Вегас», «Отель» и «Таймкод» в рамках фестиваля New British Film Festival представил в Москве свою последнюю картину «На грани сомнения». О новом триллере британского экспериментатора – Нина Цыркун.


Один из героев картины, кинорежиссер, объясняя задачу своим актрисам, просит их не заморачиваться и делать что велят; им достаточно лишь знать о том, что снимается «фильм в фильме в фильме». Если добавить сюда «оболочку», то есть саму внешнюю историю, то в «китайской шкатулке» нарратива добавится еще один слой. Поскольку Фиггис снимал детективный триллер, то повествовательная перспектива должна представлять собой вариацию одной темы, последовательно или с флуктуациями, но все же устремленную к решению загадки. Проще говоря, в финале мы должны узнать, кто убил молодую француженку Анжелик Превэ (Лотте Вербеек). Для временного запутывания зрителя здесь, наверное, органично выглядело бы использование полиэкрана, так блистательно освоенное Фиггисом в «Таймкоде», где в поликадре соседствовало изображение сразу с четырех камер. Вопреки ожиданиям, на этот раз расщепленный экран лишь ненадолго появился в начальных эпизодах (и не в самых необходимых для этого случая местах), чтобы потом смениться другими, далеко не новыми приемами: расфокусом, рапидом, многозначительными подзаголовками отдельных частей истории типа «Персонаж – это сюжет» и интертитрами со словарным объяснением ключевых слов типа «близнец». Полиэкран смог бы успешно маскировать дисгармонию общей композиции; расплывающиеся образы или изысканный полет, так же, как тривиальное объяснение и без того понятных слов только отвлекают внимание, доставляют визуальное либо мнимо интеллектуальное удовольствие, чтобы потом заставить зрителя испытать досаду: зачем (чем?) позволил себя обмануть?

suspension-of-disbelief-1
«На грани сомнения»

Майк Фиггис – пленник своего ремесла, настолько им очарованный, что, видимо, искренне убежден: нет ничего более увлекательного, чем путешествие по ту сторону камеры. В беседе с журналистами он сообщил, что четыре года писал сценарий и сочинил 32 финала. По-видимому, ни один из них ему не понравился, так как в окончательной версии финала нет вообще. Зато есть концовка «фильма в фильме в фильме» – элегантный парафраз «Города грехов».


«На грани сомнения», трейлер

Удовлетворив свое тщеславие (если таковое у него имеется) союзом с голливудскими мейджорами, Фиггис ловит настоящий кайф на свободной волне независимого кино, добывая на него деньги изнурительным краудфандингом («Вам этого не пожелаю»). Зато инди-фильм дает возможность сказать все, что хочешь, и в первую очередь насчет профессии. Например, в противовес скучной кондовой структуре «завязка, развитие действия – развязка» (все по 30 минут) представить «блюзовое» импровизационное повествование, которое создателей фильма ни к чему не обязывает. Актрисы, добивающиеся от своего режиссера мотивации их действий на площадке, ответа не получают. «Мы снимаем типичный постмодернистский нуар. Вспомните "Город грехов". Черно-белое, красное…»

Если уж вслед за героями «Сомнения» вспоминать «Город грехов», то там тот же, скажем, цвет имел точное назначение. Но я, как ни старалась, не смогла вычитать смысл в эпизоде у Фиггиса, где одна героиня входит в комнату спящей другой, причем эпизод снят в черно-белой гамме, а у одной из девушек виден краешек красного белья; эпизод так до конца картины и не проявился. Импровизация, видимо.

suspension-of-disbelief-2
«На грани сомнения»

Для большей убедительности реальное воплощение тезиса о преимуществах свободного нарратива усиливается словесным комментарием от лица протагониста, в котором трудно не узнать (в том числе по внешнему сходству) альтер-эго автора: Мартин (Себастьян Кох из «Жизни других») – успешный сценарист, читающий лекции студентам Лондонской киношколы. Студенты (смуглые юноши, скорее всего, индийского или пакистанского происхождения; надо полагать – обеспечивающие объективность взгляда «других») склоняются к тому, что финал должен быть открытым, потому что тогда зритель вступает в интерактивную игру… Ну и т.д.

И все бы хорошо, если бы у того же зрителя к концу довольно затянутого фильма не возникло подозрение в том, что автор просто не знает, как ему его закончить, а стало быть, подкрадывается сомнение в осмысленности всего замысла. Что для самого сценариста-режиссера-монтажера-композитора не составляет проблемы: движение – все, конечная цель – ничто. Серьезность, с какой Фиггис относится к утверждению своей позиции, подчеркивается ни много ни мало саундтрэком, в котором самолично им сочиненные блюзовые эскапады сменяются фрагментами из вагнеровского «Парсифаля»; постмодернизм, что тут скажешь.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Чтобы ткань города усложнилась

21.09.2015

В Москве прошел фестиваль современного документального кино о городе и человеке «Центр». Главная идея фестиваля в формировании города как культурного кластера, в котором люди учитывают интересы друг друга. Корреспондент Агентства социальной информации поговорил с одним из членов жюри фестиваля, культурологом и главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем о том, какую роль играют гражданские инициативы в создании культуры города, каких культурных пространств не хватает столице и могут ли москвичи создать собственную городскую культуру.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В конкурсе «Неделя критики» приз получил режиссер из России

24.05.2013

Кинорежиссер из Санкт-Петербурга Дарья Белова, чей фильм «Иди и играй» (Komm und Spiel), участвовал каннской в программе «Недели критики», получила приз «Открытие». Черно-белый 30-минутный Komm und Spiel снят в рамках обучения Беловой в берлинской Немецкой кино- и телеакадемии (Deutsche Film- und Fernsehakademie Berlin или dffb) и посвящен Второй мировой войне. Главный герой — десятилетний русский мальчик. Бюджет фильма, по словам режиссера в интервью газете «Известия» составил 15 тысяч евро. Половина этой суммы была потрачена на 16-миллиметровую пленку. Актеры фильма работали бесплатно.