Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0
Берлин-2014. Реалити - Искусство кино
Logo

Берлин-2014. Реалити

Продолжаем изучать самые интересные картины Берлинале. По мнению Зары Абдуллаевой, «Вторая игра» Корнелиу Порумбою, показанная в программе «Форум», возвращает чересчур с некоторых пор расплывчатому понятию кинематографической радикальности первородный смысл.


berlinale logoБезукоризненный минимализм этого проекта сравним только с навязчивым желанием режиссера осмыслить прошлое или вообще время, включая текущее, которое в Румынии (но не только) воспринимается в резко противоположном режиме. Совершенно на разные лады. Реальные события прошедшего или настоящего времени почему-то трактуются персонажами всех фильмов Порумбою с противоположных точек зрения. Этот странный эффект ощущения времени, исторических или повседневных событий – загвоздка для персонажей режиссера. Так было в фильме «К востоку от Бухареста» (оригинальное название переводится «Было или не было?»), когда в прямом эфире телешоу – в день годовщины румынской революции – голоса звонящих в студию очевидцев свидетельствовали о том, что революции не было и тут же – что она была. В финале звучал женский голос, напомнивший телезрителям, что в тот день шел снег, а ее сын погиб. В фильме «Полицейский, прилагательное» молодой следователь не мог удостоверить улики, которые угрожали мальчику, то ли торгующему наркотиками, то ли нет, тюрьмой. Но старший следователь требовал закрыть дело и мальчишку арестовать. В картине «Когда наступает вечер в Бухаресте или Метаболизм» режиссер на пробах актрисы уверял, что через пятьдесят лет его фильмы, да и другие современные фильмы никто не будет смотреть.

porumbou-2
«К востоку от Бухареста»

Во «Второй игре» тоже проявится тема времени. На экране идет запись, сделанная во время матча румынских команд высшей лиги «Стяуа» и «Динамо», арбитром которой был отец режиссера – Адриан Порумбою. Они вместе с нами, зрителями, смотрят технически ужасную запись и вяловато, нейтральным голосом ее комментируют. «Кому интересен этот матч?» – задается вопросом футбольный судья. И продолжает: «Футбол, как и кино, как вообще искусство, перестают волновать, когда проходит время».

porumbou-3
«Полицейский, имя прилагательное»

Матч состоялся в декабре 1988 года. За год до революции. Во время матча шел жуткий снег, запорошивший футбольное поле и игроков. Снег шел и в революционном декабре 1989 года. Папа с сыном обсуждают игру, закончившуюся 0:0, вспоминают стукачей, сопровождавших Адриана во время международных матчей, румынских полковников, объяснивших папе режиссера, кто должен выиграть в грядущем матче, подают реплики о правилах на поле минувших дней и нынешних, когда игра стала зрелищным шоу, о камере, которая, как только натыкалась на стычки игроков, переводила свой взгляд на трибуны… Но эти реплики вполголоса («вполноги») никому – прежде всего самим комментаторам – уже неинтересны. И «Вторая игра» не о футболе. Хотя, пересматривая матч, снятый в «каменном веке» (так говорит бывший арбитр), сын с отцом обостряют внимание современных зрителей на так называемое «правило преимущества». Этим правилом злоупотреблял Адриан. Состояло оно в том, что он не штрафовал нарушителя, покуда игрок владел мячом, полагая, что, потеряв мяч, он свое наказание получит. Раньше или позже. Радетель непрерывной – красивой – игры, Адриан тем самым поступал по-человечески и не совсем профессионально. Это был его выбор. Но в том матче он обделил одну из команд пенальти, который она заслужила, так как игрок другой команды нарушил правила в штрафной площадке. В результате одна из команд лишилась потенциальной победы.

 

porumbou-4
«Когда наступает ночь в Бухаресте или Метаболизм»

 

Сын задает отцу вопрос, осмыслил ли он с течением времени свое решение. Считает ли себя правым? Отец уклончиво что-то отвечает, но мы понимаем: однозначного ответа на вопрос о справедливости нет. Или он неразрешим. Эта фундаментальная дилемма о решении права на ошибку, о наказании и о желании закрыть глаза на штрафника (или проштрафившихся людей не только во время матчей) приклеивает публику в современном кинозале не к плохой картинке, на которой виден только снегопад, стеной закрывшей игроков и белоснежное поле, но к потусторонней – за пределами футбольных дискуссий – проблематике. Речь, ни много ни мало, о памяти, непроизвольно или намеренно стираемой. И о цене побед/поражений. Об отношении к прошлому, даже революционному, но подзабытому, хотя следствия ее кровоточат до сих пор. И – к настоящему, которое невозможно пережить без рефлексии о прошлом…


Полная версия рецензии будет опубликована в третьем номере ИК.

© журнал «ИСКУССТВО КИНО» 2012