Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Берлин-2018. Часы и дни - Искусство кино

Берлин-2018. Часы и дни

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В третьем берлинском репортаже Нина Цыркун рассказывает о трех фильмах, посвященных трансгрессии – «Утойе 22 июля» норвежца Эрика Поппе, «7 днях в Антиббе» бразильца Жозе Падильи и «Недвижимости» шведов Акселя Петерсена и Манса Манссона.


berlinale logoПервый текст о Берлинале 2018 я назвала условно «героическим», второй «экзистенциальным», а вот этот называю «трансгрессивным», то есть речь пойдет о фильмах, сам сюжет которых или его персонажи переходят какую-то чрезвычайно важную или запретную границу. Своеобразным эпиграфом к этой группе стала драма шведских режиссеров Акселя Петерсена и Манса Манссона «Недвижимость».

Это настоящий шокер о престарелой наследнице многоэтажного доходного дома. Вернувшись в Стокгольм после долгого безбедного жилья за границей, она обнаруживает, что страна уже не живет по привычным буржуазным законам. А самой героине даже не удастся распорядиться унаследованной недвижимостью по собственному желанию. И вот Нойет, которой на вид не меньше, чем за восемьдесят (ее играет племянница одного из режиссеров, непрофессиональная актриса Леоноре Экстранд), решает: пусть оно горит все синим пламенем.

Фильм снят в резком динамичном ритме и почти целиком на сверхкрупных планах. Камера безжалостно регистрирует обвисший подбородок, морщинистые щеки, мешки под глазами, дряблые руки, не стесняясь показывать полуобнаженное дряхлое тело в спортзале. Это читается как метафора утратившего реальную силу мира, натужно пытающегося доказать свою действенность, а случае фиаско – способного на крайние и жестокие меры, выходящие за пределы разумного.

berlinale 2018 03 01 s«Недвижимость», режиссеры Аксель Петерсен, Манс Манссон

Фильм норвежца Эрика Поппе «Утойя 22 июля» – реконструкция теракта, совершенного в 2011 году его соотечественником Андерсом Брейвиком. Тогда на острове, в «самом безопасном месте в мире», где расположился молодежный лагерь, погибли 69 человек. На родине режиссера сама идея снимать об этом событии фильм вызвала жаркие споры. Многие сочли, что еще не пришло время: слишком остра боль, да и не послужит ли кино прославлению террориста?.. И все же решено было фильм снять, но не на основе историй реальных людей. Террорист тут не показан и даже не назван, а персонажи вымышлены. Но, может быть, это и дало возможность сосредоточить в одном образе – 19-летней Кайе (Андреа Бернтцен) – лучшие черты человека в беде: когда собственная жизнь висит на волоске, но в нем все равно просыпается сочувствие к незнакомым людям. И главное – происходит это естественно, и таким же естественным способом, без нажима показано.

berlinale 2018 03 02«Утойя 22 июля», режиссер Эрик Поппе

Кайе, как всем остальным, непонятно, кем, почему, откуда ведется стрельба; подростки мечутся по лесистому острову, атмосфера иррационального ужаса напоминает «Ведьму из Блэр» Мирика и Санчеса, тем более что фильм тоже снят ручной камерой и почти в стилистике home video.

Внеконкурсный фильм «7 дней в Антиббе» бразильца Жозе Падильи (лауреата «Золотого медведя» за «Элитный эскадрон») посвящен истории захвата в 1976 году палестинско-немецкими террористами самолета авиакомпании «Эйр Франс», направлявшегося из Афин в Тель-Авив. Террористы угрожали убить 256 захваченных заложников, если не будут освобождены их единомышленники из тюрем Израиля, Кении и Западной Германии. Срок ультиматума истекал 4 июля, на утро были запланированы первые расстрелы. Угнанный самолет принял у себя в аэропорту угандийский диктатор-каннибал Иди Амин (в фильме его играет Нонсо Анози). После переговоров с израильскими властями он позволил освободить несколько человек, но только граждан Франции. Об этой зловещей фигуре рассказывает фильм Кевина Макдональда «Последний король Шотландии»; Форест Уитэкер получил за свою роль «Оскар». У Падильи Амин тоже впечатляет – особенно, когда негромким голосом и с мягкой улыбкой извещает пленников, что если требования «повстанцев» не будут удовлетворены, они будут стрелять, начиная с детей, «вот этих двоих».

berlinale 2018 02 04«Семь дней в Антиббе», режиссер Жозе Падилья

Этот теракт уже неоднократно фигурировал в разных фильмах и, как норвежская «Утойя», его новая экранная версия тоже вызвала к себе пристальное и неоднозначное внимание. В данном случае – израильских властей. Поскольку речь идет о вопросе, по которому и тогда, в середине 70-х, и сейчас нет согласия: можно ли вести переговоры с террористами? Конечно, премьер-министр и министр обороны Израиля брали на себя огромную ответственность, разрабатывая операцию освобождения заложников, но, кроме подробностей дебатов в кабмине, споров между Ицхаком Рабином и Шимоном Пересом в фильме главное внимание уделяется трансформации сознания двух членов немецкой экстремистской группировки «Революционные ячейки», которых играют Розамунд Пайк и Даниэль Брюн. То, что в романтическом тумане революционных планов казалось среди друзей героическим актом, на практике оказывается неотличимо от действий нацистов – тем более, что некоторые из подпольщиков были их узниками.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

«Эффективность вечных кодов двоемыслия»

15.04.2013

Имперское сознание россиян непоколебимо. Поколение интернета пока не способно к проектированию будущего. Экономисты наивны в своих цеховых объяснениях. Самое главное свойство российского общества – тотальное недоверие: всех ко всем, считает социолог культуры, главный редактор журнала «Искусство кино», член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, кандидат философских наук Даниил Дондурей.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Завершился 64-й Берлинский кинофестиваль

16.02.2014

15 февраля завершился 64-й международный кинофестиваль в Берлине. Главной награды форума – приза «Золотой медведь» за лучший фильм конкурсной программы – удостоилась детективная картина китайского режиссера Йинана Дяо (Diao Yinan) «Черный уголь, тонкий лед» (Bai Ri Yan Huo). Фильм посвящен бывшему полицейскому, который после увольнения из органов решил расследовать серию загадочных убийств. Приз большого жюри завоевал Уэс Андерсон за картину «Отель "Гранд Будапешт"» (The Grand Budapest Hotel), открывшую Берлинале.