Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Синефильский роман воспитания - Искусство кино

Синефильский роман воспитания

  • Блоги
  • Тамара Дондурей

Как же порой хочется, чтобы мечты сбывались и при этом оставались мечтами. Этим парадоксом можно описать впечатление от фильма «Хранитель времени» Мартина Скорсезе, снятого с интимным обожанием кинематографа и почти детской непосредственностью. Режиссер пригласил современного зрителя 3D кинотеатров перенестись на сто лет назад и совершить путешествие в Париж первой половины двадцатого столетия. А оттуда в эпоху, когда публика еще испытывала шок от первых опытов немого кино.

Скорсезе экранизировал книгу Брайана Селзника «Изобретение Хьюго Кабре». Режиссер перенасытил фильм героями, изысканными трюками и провокационной дидактикой. Вслед за военными эпизодами из «Острова проклятых» классика, впрочем, легко уличить в плакатной образности. Хотя новый сюжет лишь отчасти связан с войной, а в центре повествования – волшебная история мальчика-сироты Хьюго и его юной подруги Элизабет, которые открыли тайну исчезновения киностудии Жоржа Мельеса. Хрупкая интрига Сорсезе строится на использовании 3D технологии для того, чтобы рассказать будущим обитателям социальных сетей, не читающих книг, о том, как искусство кино зарождалось. Снисходительность и отсутствие иронии по отношению к этому поколению, растущему без придыхания перед пленкой с царапинами и соринками, дребезжащими, наплывающими друг на друга кадрами, становятся главными упреками в адрес чувствительного сказочника. Однако именно желание облечь свою страсть к кино в максимально доступную и объемную форму делают аттракцион Скорсезе подкупающе беззащитным. Так после войны вкусы изменились, сотни пленок с фильмами Мельеса стали никому не нужны, их переплавили на дамские каблуки. Возможно, кого-то этот эпизод разжалобит лишь на улыбку, такую же притворную, как у инвалида войны – станционного смотрителя (Саша Барон Коэн). Его цель поймать Хьюго и отправить в приют. А кого-то на воспоминание о выцветших диафильмах и утраченных вместе с пленкой иллюзиях.

  • Скорсезе приоткрывает зрителю занавес, впуская в игровое пространство рискованных и вместе с тем беззаботных детских грез. Их прозрачной условной реальности можно простить многое. Например, тот факт, что дети бегают по заснеженному Парижу в коротеньких платьицах и штанишках, словно по роскошному студийному павильону. Сны Хьюго становятся экранной проекцией снов рассказчика – синефила Скорсезе. В их сложносочиненной структуре эпизоды истории кино срифмованы с приключениями главного героя. Воссоздание атмосферы одного из ранних сеансов «Прибытия поезда на вокзал Ла-Сиоты» братьев Люмьер соотнесено со сном Хьюго, в котором поезд сшибает мальчика на путях и разносит вокзал со всеми лавками, столиками и многолюдной массовкой, в свою очередь отражая реальную аварию на станции Монпарнас в 1895. Режиссер провоцирует зрителя отпрянуть от экрана, обыгрывая во времени эффект неожиданного зрелища. Эпизод, в котором Хьюго держится за стрелку гигантских часов, укрываясь от назойливого станционного смотрителя, оказывается цитатой из фильма «Наконец в безопасности» с американским комиком Гарольдом Ллойдом. До этого мальчик видел эту сцену в кинотеатре. Однако по-настоящему забавно то, с каким голливудским размахом и изобретательностью Скорсезе реконструирует мир наивных декораций киностудии Жоржа Мельеса. В «Пине» Вендерс обратился к 3D для того, чтобы передать движения танцовщиков на объемной сценической площадке. В «Хранителе времени» Скорсезе дематериализовал границу между экраном и залом, колыбельной и параграфами учебника, современностью и интерактивным музейным архивом. Остается предположить, что, если в «Пине» дистанция была не нужна, то этому фильму как раз ее в разных смыслах и не хватило.
  •  


    Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
    Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

    №3/4

    Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

    Зара Абдуллаева

    Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


    Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

    Колонка главного редактора

    Даниил Дондурей: «Сверхценности» опять останавливают Россию? Российская государственность: к этиологии сверхценностей

    28.04.2015

    Беседа с главным редактором журнала «Искусство кино», культурологом, кинокритиком Даниилом Дондуреем. — Сначала вопросы к себе: почему произошло все то, что с нами случилось в минувшем году? Что предвещало, из какой табакерки выскочило, кто демиург событий? Где таились те идеологемы, которые так неотвратимо были объявлены главными? Мне кажется, что все это сработало не вдруг и связано не только с именем государя.


    Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

    Новости

    Главный свидетель отказался от показаний против Олега Сенцова

    31.07.2015

    Главный свидетель в деле Сенцова — Геннадий Афанасьев, уже осужденный за подготовку в Крыму терактов, — на суде по делу украинского режиссера Олега Сенцова отказался от собственных показаний, данных во время следствия. Геннадий Афанасьев заявил, что давал показания под давлением. Это заявление оказалось неожиданным не только для обвинения, но и для защиты.