Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0
Изменение климата. «45 лет», режиссер Эндрю Хэй - Искусство кино
Logo

Изменение климата. «45 лет», режиссер Эндрю Хэй

На фоне громких премьер и предстоящего в Москве и Петербурге Артдокфеста как-то незаметно вышла на экраны психологическая драма «45 лет» с Шарлоттой Рэмплинг и Томом Кортни в главных ролях. В прошлое и настоящее стареющих героев сочувственно погрузилась Нина Цыркун.


В первые моменты кажется, что «45 лет» будет классическим английским детективом. Вот пожилой джентльмен, просматривая за завтраком почту, открывает конверт со швейцарским штемпелем. А там сообщение: где-то в Альпийских горах при подтаивании ледника (глобальное потепление, знаете ли) обнаружилось хорошо сохранившееся тело молодой женщины, погибшей полвека назад. Предположительно это некая Катя, и, поскольку мистер Джефф Мерсер был ее близким знакомым, ему следовало бы приехать на опознание. Сразу же выясняется, что Катя погибла, сорвавшись с тропинки над пропастью; виновных тут нет. Предположения насчет детективной истории рассеиваются, но только если иметь в виду под детективом чисто криминальный сюжет. Между тем эта смерть дает толчок расследованию иного рода, за которое поначалу невольно взялась жена Джеффри, Кэтрин.

 

«45 лет», трейлер

Известие с континента настигло Мерсеров в тот момент, когда они готовились к пышному приему по случаю 45-летия супружества. Им не удалось отпраздновать сорокалетнюю годовщину этого события, потому что Джеффри тогда требовалась срочная операция, так что на этот раз отменить празднование просто невозможно и гости заранее приглашены. Это отличный предлог для Джеффри не отправляться в Швейцарию, чему Кэтрин тоже рада. Но, к ее сожалению, она не может не замечать, что всколыхнувшиеся воспоминания все более занимают мужа. Они так долго прожили вместе, что им не надо особо о чем-то договариваться, и имя Кати в их разговорах не всплывает. Но каждый думает о ней в одиночку. И мысли эти приобретают навязчивый характер, наверное, из-за фразы «хорошо сохранившееся тело». Перед одним она встает, как живая, другая пытается выйти на ее след и увидеть. Отсюда обычные в расследованиях детали – старые фотографии, письма, все то, что англичане называют sweetmemories– к примеру, гербарий альпийских трав. А когда Кэтрин находит на чердаке старые слайды и проецирует их на стену, Катя оживает и перед ней.

45 Years 2«45 лет»

Дэвид Константайн – автор новеллы, по которой снял свой фильм Эндрю Хэй, – неслучайно назвал главную героиню и закадровую одним именем. В сознании Кэтрин Катя существует не «до нас», то есть не до встречи ее с Джеффри (хоть она пытается внушить это мужу), а в измерении параллельности. Лишенная своей материальности, Катя чем дальше, тем сильнее навевает на Кэтрин галлюцинаторное ощущение своей конкретности, становится гиперреальной, вытесняющей из обычного поля внимания и интереса привычные вещи. И поскольку она при этом все время ускользает, охотничий инстинкт детектива заставляет Кэтрин все больше сосредоточиваться на ней, как на своей цели. И раз уж эти женщины носят общее имя, автор недвусмысленно указывает нам на то, что Кэтрин видит в предшественнице своего двойника, свою тень. Точнее, сама ощущает себя ее тенью в силу собственной «вторичности». Так или иначе, охота приобретает самоубийственный смысл. И разве же это не классический пример того, что Бодрийяр назвал обольщением собственным образом, самообольщением как погружением в смерть. Здесь все сошлось, как в фокусе: осень на дворе и осень жизни, юбилейная дата, возвращение в прошлое и неизбежные мысли о будущем, которое уже никогда не будет таким спокойно размеренным, как всего лишь несколько дней назад.

45 Years 3«45 лет»

Пора наконец сказать о главном – об актерах. Без эпитетов, которые здесь излишни, назову только имена: Шарлотта Рэмплинг и Том Кортни. Не осмелюсь предполагать, что оба они как-то соотносили сюжет «45 дней» с собственными карьерами, начало которых пришлось как раз на 60-е годы прошлого века, когда были сняты «Гибель богов» и «Одиночество бегуна на длинную дистанцию». И все же, наверное, что-то в этом есть: вечное присутствие прошлого в настоящем и невозможность от него отрешиться, вечное сопоставление себя нынешнего с тем, каким когда-то был. Потому так точно и так пронзительно это сыграно.

 

© журнал «ИСКУССТВО КИНО» 2012