Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0
Как обставить платинового упыря - Искусство кино
Logo

Как обставить платинового упыря

В прокат вышли «Мстители. Эра Альтрона» Джона Уидона. В сюжетных хитроспелетениях одиннадцатой экранизации одноименных комиксов от издательства Marvel терпеливо разбирается Нина Цыркун.


Главное, что делает комикс как жанр бессмертным – вовсе не супергерой, который за редким исключением на экране всегда один и тот же, с раз и навсегда определенным набором признаков. (Правда, в графических альтернативных вселенных правила меняются или вообще отменяются, но до кино они еще не добрались.) Жизнеспособность комиксу обеспечивает антагонист, суперзлодей; он-то как раз меняется, заменяется другими (его же надо каждый раз победить, лучше всего – уничтожить). Поскольку зло многолико и изворотливо, пространство авторской фантазии тут безгранично. Поэтому злодеи часто переигрывают супергероя: Джокер Джека Николсона или Хита Леджера впечатляет больше и запоминается крепче, чем Бэтмен Майкла Китона или Кристиана Бейла. В сиквеле «Мстителей» – «Мстители. Эра Альтрона», тоже сочиненном и срежиссированным Джоссом Уидоном, ситуация иная: тут многоликий легион супергероев выступает против единого воплощенного зла. Так что срабатывает кумулятивный эффект, заставляющий внимательно следить за действиями этого ансамбля уникумов, тем более что каждый получает впечатляющий сольный номер. Сюжетная мозаичность, конечно, распыляет зрительские эмоции, разрушает стройность композиции, но режиссерская воля Уидона не дает первым ослабеть, а второй рассыпаться благодаря цементирующему каскаду экшена, головокружительной хореографии погонь и схваток, и зрителю не позволено расслабиться ни на минуту.

Avengers 3A-Age-of-Ultron-2«Мстители. Эра Альтрона»

В новых «Мстителях» противостояние супергероев и суперзлодея разыгрывается по «франкенштейновской» модели творения, взбунтовавшегося против своего создателя. В этом качестве – искусственный интеллект в виде андроида Альтрона с армией роботов. Это изобретение Железного человека/Тони Старка и Халка/Брюса Баннера на случай, если Мстители не смогут выполнить свою миссию (им ведь в финале первой части пришлось незаметно рассеяться и залечь на дно, чтобы не пострадать от гнева властей, разогнавших Щ.И.Т. и уволивших его директора Ника Фьюри, возглавившего «Инициативу Мстителей»). IT-технологи создали Альтрона как заместителя супергероев, чтобы Землю защищал, а этот платиновый упырь вообразил, будто самую большую угрозу Земле представляют люди, слишком несовершенные и не подлежащие «оптимизации». Поэтому проще всего уничтожить их как класс, чтобы очистить площадку для более биологически продвинутого вида. Само собой приходит на память ницшеанство в его вульгарной интерпретации; для особо (или принципиально) недогадливых Альтрон цитирует его фирменный афоризм «То, что нас не убивает, делает нас сильнее». (Как раз вульгарные толкователи и превращали сложносочиненную философию Ницше в убийственную идеологию). Ирония в том, что Супермен, от которого отпочковалась бесчисленная рать супергероев, получил свое англо-американское имя как кальку с немецкого ницшевского «сверхчеловека». А на сегодняшний день, пожалуй, лишь он да простой, как правда, Капитан Америка остаются абсолютно цельными, приближающимися к идеалу Ницше персонажами без страха и упрека. Всех прочих гнетут мрачные сомнения в душе, либо весомые грехи на совести, либо скелеты в шкафу, о чем не без сентиментального сочувствия поведал Джосс Уидон. Поскольку мы уже много знаем про Железного человека и Тора, пришла пора рассмотреть профайлы Черной вдовы/Наташи Романофф и Соколиного глаза/Клинтона Бартона и узнать о них много неожиданного и даже нарушающего табу комикса как жанра.

Avengers 3A-Age-of-Ultron-3«Мстители. Эра Альтрона»

Обертоны довольно пессимистичной сюжетной линии диктуют гораздо более мрачный визуальный колорит, чем он был в первой части, и сопровождаются едкими комментариями Тони Старка.

Альтрон использует против супергероев ту же стратегию, что и Асгардский бог Локи и ГИДРА – вбивает клин в команду Мстителей и сеет между ними вражду (точно так же, как сеет разрушение во имя мира). Дело осложняют новички киновселенной Marvel – сироты-двойняшки Пьетро/Ртуть (Аарон Тейлор-Джонсон) и Ванда Максимофф/Алая ведьма (Элизабет Олсен), получившие свои сверхспособности благодаря смертоносным изделиям «Старк Индастриз», и это в очередной раз аукнется Железному человеку. Однако разъединяющие команду и отдаляющие от цели желание отомстить, взаимная подозрительность и соперничество, доходящее до драки, поддаются «когнитивной рекаблировке» (как называет этот процесс Наташа Романофф, прошедшая школу КГБ и Щ.И.Т.а), и, ясен пень, нет уз святее товарищества.

Avengers 3A-Age-of-Ultron-4«Мстители. Эра Альтрона»

Когда заканчиваются два часа и двадцать минут фантасмагорического зрелища, остается одно сожаление: марафон изрядно вымотал Джосса Уидона, и он сошел с дистанции. Следующие две серии – «Мстители. Война бесконечности» будут делать Энтони и Джо Руссо. Что ж, они тоже хорошие режиссеры, комикс бессмертен, а вселенная Marvel бесконечна. Летом выйдет «Человек-муравей», и опыт подсказывает, что он войдет в команду «Мстителей».

© журнал «ИСКУССТВО КИНО» 2012