Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0
Когда Супермена не стало. «Отряд самоубийц», режиссер Дэвид Эйр - Искусство кино
Logo

Когда Супермена не стало. «Отряд самоубийц», режиссер Дэвид Эйр

На экраны вышел «Отряд самоубийц» — третий супергеройский боевик, снятый по комиксам DC Comics. За тем, как нанятая правительством команда отборных злодеев справляется со спасением мира, ревниво проследила Нина Цыркун.


«Отряд самоубийц» Дэвида Эйра демонстрирует: DC уверенно отряхивает прах прошлого и решительным образом обновляет состав своей экранной сборной, рекрутируя новобранцев из графических вселенных. С прежними супергероями уходят и связанные с ними повествовательные условности. К примеру, слишком старомодной выглядит сегодня простодушная деревенская лояльность Супермена, так что всегда готовые на эксперимент ребята из DC избавились от него в первую очередь, еще в «На заре справедливости». (Жалеть не надо; архетип супергероя основан на мифологии умирающего и воскресающего бога – вспомните, сколько времени отсутствовал Капитан Америка!)

Suicide Squad 2«Отряд самоубийц»

Я уже однажды писала и все больше в этом убеждаюсь: кинокомикс становится реалистичнейшим из жанров, фиксирующим многие реалии нашей современности, о которых неприятно или рискованно говорить на других художественных языках. К примеру, циничное равнодушие верхов по отношению к человеческому материалу известно спокон веку, но в жизни, как и в искусстве, его было принято либо преподносить как эксцесс, либо многосложно объяснять, а то и оправдывать. Дэвид Эйр называет вещи своими именами или, как это звучит по-английски, называет лопату лопатой. Надо признать: сегодня это норма. Как в наши «гибридные» времена нормой кажется слияние белого и черного, добра и зла. Отсюда и команда спасателей мира из числа закоренелых неисправимых преступников. Поэтому нестерпимо приторными и фальшивыми представляются здесь сентиментальные вставки подсюжета о взаимотношениях крутого мэна Дэдшота (Уилл Смит) и его дочки-подростка с пацифистскими увещеваниями. Как и прочие вставки с целью показать, где плохие парни в бытовом человеческом плане хорошие или по крайней мере безобидные.

«Отряд самоубийц», трейлер

Разрабатывая план сомнительной антитеррористической операции, высокопоставленная дама-карьеристка разведывательного ведомства Аманда Уоллер (Виола Дэвис) предлагает набрать отряд из контингента тюрьмы для особо опасных бандитов, которых можно не стесняясь последствий обмануть, а в случае необходимости – запросто слить. Выбор обусловлен не только безответственностью по отношению к бесправным узникам, но и тем, что это «металюди», обладающие сверхспособностями. Со стороны автора фильма (Дэвид Эйр и режиссер, и сценарист), это отчасти политкорректность, доведенная до крайности: мол, смотрите – те, кого мы считаем преступниками, на самом деле просто выходцы за пределы нормы (общепринятой, стало быть – навязанной), способные на великие дела. Вместе с тем, Дэвид Эйр преступает эту самую политкорректность и по другим пунктам – расовому и гендерному, – изображая сущим монстром чернокожую женщину Аманду Уоллер, чья стратегия заставляет вздрогнуть даже совсем не слабонервных коллег-мужчин, в том числе назначенного командиром отряда честного вояку, полковника Рика Флага (Юэнь Киннаман).

Пестрая команда самоубийц поневоле – суперстрелок по найму Дэдшот, чешуйчатая жертва генетичесой мутации, убийца-каннибал Крок (Адевале Акиннуойе-Агбадже), пирокинетик Дьябло (Джей Эрнандес), канатчик Слипнот (Адам Бич), коварный лицемер Капитан Бумеранг (Джай Кортни) – собралась практически по схеме клоунов из комедии дель арте, которых, как там принято, в начале фильма подробно представляют зрителю, используя в том числе графические «филактеры» (правда, прочитать их как следует не успеваешь – как и потом рассмотреть рассыпанные по телам и костюмам детали, имеющие важный смысл для понимания характеров). При всей их живописности, партнеров по отряду переигрывает «Коломбина» – очаровательно беспутная и беспредельно жестокая Харли Квинн (Марго Робби), переродившаяся в свою противоположность докторша, пользовавшая в закрытой психушке Джокера и попавшая под его чары. Джокер в новом фильме тоже новый и по-молодому заводной (Джаред Лето), и зритель волен гадать, какие все-таки чувства привязывают его к Харли на самом деле. Играет ли он по своему обыкновению с очередной жертвой или действительно нашел свою половину, достойную занять место королевы Готэм-сити.

Suicide Squad 3«Отряд самоубийц»

Для экшена тут, пожалуй, многовато любовных линий и вообще наблюдается избыток информации о частных персонажах: в паутине мотивов вязнет и без того хиловатый основной сюжет. Впрочем, похоже, что фабульная основа здесь не больше чем дань традиции – предлог, чтобы доставить нам удовольствие от прогулки по вселенной комикса в компании, не дающей заскучать (не в последнюю очередь благодаря операторской сноровке Романа Васьянова, которого мы потеряли). И в конце концов, никто же не упрекает артхаусное кино в бессюжетности, а Дэвид Эйр, за которым «Тренировочный день» и «Патруль» – автор артстрима. К нему и тяготеет DC.

© журнал «ИСКУССТВО КИНО» 2012