Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0
ММКФ-2015. Безвременье - Искусство кино
Logo

ММКФ-2015. Безвременье

Главный приз 37 ММКФ – статуэтку «Золотого Георгия» – а также Приз жюри российской кинокритики и Приз жюри Федерации киноклубов России получила болгарская картина «Лузеры» («Каръци»). О фильме режиссера и решении жюри Ивайло Христова – Зара Абдуллаева.

mmkf logoГран-при ММКФ-2015, выданный болгарским «Лузерам» Ивайло Христова, – faux pas Жан-Жака Анно. Нет, это совсем не плохой фильм. Трогательный, дурашливый, нежный. И черно-белый, что мгновенно внедряет в сознание профессиональных зрителей умилительную артистическую прелесть. Если фильм, комфортный во всех отношениях, получает главный приз, в этом чувствуется подвох. Или – выдох, что скандала не будет. Даже те, кто не склонен к конспирологии или презирает ее, почувствовали оскорбление. Из-за фильма Миндадзе.

В болгарском захолустье, в серой зоне с бетонными безликими домами, кромешной тоской, пустынностью и безнадегой, девочки маются от бессмысленно прожитых дней и лет, а мальчики изнывают от любви и участи лузеров.

«Лузер – человек, родившийся в Болгарии», – сообщает протагонист по имени Коко (Ованес Торосян). Но его товарищи поправляют: везде их хватает.

Застойную атмосферу городка оживляет приезд столичной рок-группы «Кислород», комических персонажей и тоже вообще-то лузеров, оживляющих тем не менее сонное пространство этой замшелой местности хоть каким-то разнообразием. Тусклая серость обыденки взрывается приключением: как достать билет на концерт и флиртом солиста группы с девчонками, сохнущими по другой жизни. В Софии хотя бы.

Коко живет с бабушкой, у которой альцгеймер. Его родители на заработках в Греции, что в нынешнем времени звучит довольно саркастично. Елена (Елена Телбис) живет с пьянчужкой-матерью, которая меняет любовников, а дочка ненавидит чужаков и мечтает стать певицей. Ну да, такая «молодежная драмеди».

Христов, не желая снимать тот тип кино, который не точно и очень сомнительно в давние времена называли «чернухой», позволяет себе кунтштюки. Для отвлечения и себя, и публики. Может быть, и для развлечения актеров. То бабулька протагониста рванет на дрезине по шпалам. То от легкого удара разлетятся стенки дворового туалета. То заштатные, они же столичные, но болгарские музыканты выстраиваются в ряд, чтобы пописать и тут же представить такую мизансцену в как бы сновидческом клипе.

lusers 2«Лузеры»

Эти же музыканты задают друг другу вопрос: можно ли представить тут жить? Вроде бы нет: травмы однообразия зашкаливают, а вспышки легковесного абсурда ничего не меняют. Между тем эта жизнь в серой «промзоне» как-то продолжается. Потому что осознать себя «лузером» – значит его в себе (хотя бы в кино) на время преодолеть.

Когда Коко ложится на рельсы перед надвигающимся поездом, а его друзья зажмуривают глаза, и он остается живехоньким, жюри (видимо-невидимо) в роли зрителей с облегчением открыли глаза и оказались готовы ради этой милой болгарской картины буквально на все.

И все же. Христов снимает провинциальный городок и его обитателей так, будто «ничего не произошло». Никакой революции в странах бывшего соцблока не было. Когда один из школьников предлагает другому жвачку с забытой радостью, в зале начинают подозревать, что время застыло в этом черно-белом пространстве. Но малышка-девочка (эпизодница), шагающая по шпалам неизвестно куда, все-таки заставляет вспомнить, что время и тут на месте не стоит.

lusers 3Ивайло Христов пришел к успеху

Так это или иначе, но жюри оспорило реплику героя фильма Ивайло Христова про лузеров из Болгарии. В Москве его лишили такой отметины или – как взглянуть, как порешить – такой привилегии.

 

© журнал «ИСКУССТВО КИНО» 2012