Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
На солнечной стороне - Искусство кино

На солнечной стороне

  • Блоги
  • Нина Цыркун

26 февраля в прокат выходит «Вселенная Стивена Хокинга» – мелодрама, основанная на воспоминаниях бывшей жены знаменитого физика Джейн Хокинг. Под обаяние создателей и главного героя картины попала Нина Цыркун.


Эдди Редмейн уже получил за эту роль «Золотой глобус», BAFTA, Премию актерской гильдии, наконец «Оскар» – и это справедливо, потому что именно ему принадлежит главная заслуга в успехе «Вселенной Стивена Хокинга».

Его работу можно сравнить с другой ролью, принесшей исполнителю Дэниелу Дей-Льюису примерно тот же набор наград, – парализованного ирландского художника, поэта, романиста и автора собственной биографической книги Кристи Брауна, по которой был поставлен фильм «Моя левая нога» – еще одна повесть о настоящем человеке, история блестящего ума, заключенного в темницу немощного тела.

Разница в подходах к роли, в актерской технике объясняется разными масштабами фильмов Джима Шеридана и Джеймса Марша. В первом нам показали подлинную трагедию человека, находящегося в самой гуще не очень-то комфортной жизни и в то же время морально выключенной из нее. Отсюда внутренняя бурлящая ярость, прорывающаяся всплесками агрессии и отчаяния. Во втором режиссер имел дело с книгой, написанной женой Хокинга Джейн (Фелисити Джонс), действие которой происходит в чинных университетских аудиториях и на залитых солнцем лужайках Оксбриджа, в парке Букингемского королевского дворца, в уютной семейной гостиной и спальне, а герой предстает в блеске своего гениального ума, идя от успеха к успеху в сопровождении любящих женщин, преданных друзей и респектабельных коллег. Отсюда достаточно контролируемое поведение и не черный, как у Кристи Брауна, а вполне благодушный юмор. Конечно, во «Вселенной…» есть впечатляющие моменты, когда Стивен ощущает унизительную беспомощность, например, карабкаясь по лестнице под взглядом своего сынишки, но ни один из них не сравним с тем ужасом, который довелось испытать Кристи в среде так называемых простых людей и тем более сверстников-подростков. Это было даже не чистилище, это был ад, а к аду, как извещал Кристи накануне конфирмации католический священник, нельзя привыкнуть.

The-Theory-of-Everything-2«Вселенная Стивена Хокинга»

Стивен Хокинг привык к своему образу жизни, освоился в нем и даже собирался полететь в космос. Свой страшный диагноз Стивен услышал, когда ему был 21 год и он готовился защищать диссертацию по астрофизике. Врачи отпустили ему два года жизни, а в нынешнем январе ему исполнилось 73. Можно назвать это чудом, но можно объяснить чудо победой разума над бренной плотью. Когда Стивен тяжело рухнул в инвалидную коляску, осознавая, что это навсегда, у него не было никакого утешения. Он считал бога «исчезающим видом» и не верил в будущую легкую жизнь за гробом; у него не было рядом верной жены, надежды на продолжение рода и стимула к выживанию; наконец, самое главное: в ответ на вопрос, не откажет ли ему интеллект, врач сформулировал: «Нет, мыслить вы сможете, но люди никогда не узнают о том, что вы думаете». На помощь астрофизику, одержимому утопической идеей создать единую теорию, объясняющую все во вселенной, пришла компьютерная технология, и Стивен установил интерактивную связь с миром. По всему видно, что жизнь оборачивается к нему своей солнечной стороной. Он по-прежнему считает бога «исчезающим видом» и не надеется на легкую жизнь там, за облаками. Но ему повезло с женщинами и детьми. Люди, причем во всем мире, узнали, о чем он, беспримерный экстраверт, зажатый в скорлупе инвалидной коляски, думает, и тоже стали об этом думать. Хокинг обладает нечастым среди ученых даром – переводить свои научные идеи на общедоступный язык и иллюстрировать их наглядными примерами, скажем, с картофелиной на вилке. Его темперамента хватает не только на просвещенческие телециклы, но и на самую невероятную масс-культурную деятельность – от поп-музыки до «Симпсонов» и «Гриффинов». Публичная сторона жизни Хокинга в достатке показана в фильме, словно для того, чтобы продемонстрировать преимущества позитивного отношения к жизни, которым он охотно делится с публикой: «Не должно быть границ у человеческой жизни. Пока есть жизнь, есть надежда», Аплодисменты.

The-Theory-of-Everything-3«Вселенная Стивена Хокинга»

В его реальной жизни светско-житейской суеты гораздо больше; а в фильме внутренняя драма плененного тела выносится наружу, претворяясь в «царстве количества» в праздничную мишуру. Эта видимость, этот блеск словесной эквилибристики фестивализируют индивидуальное пространство и одновременно мистифицируют и скрывают от нас истинную драму постоянно пребывающего в работе ума, скованного физиологией; плоти, томящейся в застенке немощи. Это то, о чем нельзя говорить, а значит, следует молчать. Отчасти об этом свидетельствует музыка Вагнера, которую Хокинг слушает наедине с собой. Эдди Редмейн, как актер освоивший форму существования своего героя, вышел к самому трудному – задаче показать в рамках предельно ограниченных возможностей лишь мимики и выражения глаз то, что не вербализовано в сценарии, что не вынесено в диалоги и поступки. Ему это удалось по максимуму.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Персонально ваш

11.10.2015

― В Москве – 15 часов и 8 минут, и меня зовут Ольга Журавлёва, а персонально наш сегодня главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Открылись юбилейные XX «Белые столбы»

01.03.2016

29 февраля в Киноцентре при Госфильмофонде состоялось торжественное открытие XX фестиваля архивного кино "Белые столбы". Публикуем пресс-релиз и полную программу юбилейного форума.