Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0
Над страною звучит московский брит - Искусство кино
Logo

Над страною звучит московский брит

28 октября в Москве и еще в двух десятках городов России откроется XVI фестиваль «Новое британское кино», знаменитый Бритфест. Придирчиво изучив меню этого года, Дмитрий Десятерик выбрал семь фильмов, на которые, по его мнению, следует обратить внимание в первую очередь.


new british fest logo

 

 

 

«ЛОБСТЕР», РЕЖ. ЙОРГОС ЛАНТИМОС
(Великобритания – Ирландия – Греция – Франция – Нидерланды, 2015)

brit fest 1

Один из наиболее захватывающих эпизодов «Одиссеи» разворачивается на острове богини Кирки. Последняя славилась тем, что умела превращать людей в животных; так, большую часть команды главного героя она обратила в свиней, а проклятие сняла только из любви к Одиссею.

Неизвестно, вдохновлялся ли модный режиссер греческого происхождения Йоргос Лантимос эпосом своей родины, но в его четвертом фильме «Лобстер» (Гран-при жюри на последнем Каннском фестивале) превращение в животных – неизбежность, нависающая над героями подобно античному Року. Изображенный здесь миропорядок жестоко отторгает одиночество. Одиноких людей изгоняют из города, заключают в специальном отеле и дают полтора месяца на поиск пары среди других постояльцев. Если им это не удается, изгнанников превращают в животных (к счастью, вид можно выбирать самому) и ссылают в лес, где есть вероятность попасться охотникам. В лесу, впрочем, не так все просто, поскольку там окопалось целое партизанское движение одиночек, командира которого играет звезда «Жизни Адели» и последнего Бонд-фильма Леа Сейду. Но «Лобстер» – при таком сюжете – не трагедия, скорее, трагифарс. Собственно, лобстером хочет стать главный герой, располневший ради съемок Колин Фаррелл. Фаррелл в этой роли смешон, то есть комичен, и меток. Более или менее смешны и другие герои: актерский состав здесь близок к безукоризненному, а Лантимос выдерживает идеальный баланс между абсурдом, цветовым минимализмом, социально-критическими мотивами и сарказмом.

 

«СЕВЕРНЫЙ СОУЛ», РЕЖ. ИЛЭЙН КОНСТАНТИН
(Великобритания, 2014)

brit fest 2

О том, как панк потряс Великобританию, написано и снято немало. Гораздо менее известно, что в той же середине 1970-х Соединенное Королество охватила не менее громкая напасть – соул.

Секс, наркотики и соул – такая триада вместо классического sex, drugs, rock`n`roll почти полностью исчерпывает основной сюжет «Северного соула». Почти – потому что секса здесь немного, а вот тема крепкой мужской дружбы, не терпящей, как известно, предательств, прописана гораздо ярче. Пришедшее из Америки цунами соула просто смывает молодежь Островов в безумие танцев, коллекционирования пластинок и клубных наркотиков. Протагонист (Эллиотт Джеймс Лангридж) со скандалом бросает школу, грубит родителям, устраивается в пекарню, чтобы иметь больше времени на дискотеки, а его взросление происходит под бит частотой 120 ударов в минуту. Драмы на танцполе и вне его разыгрываются нешуточные, но Илэйн Константин счастливо избегает сантиментов, присущих полнометражным дебютам о нелегкой юности, зато не забывает о верных исторических деталях наподобие культа Брюса Ли или специальных кабин для прослушивания пластинок в магазинах. Наверно, самый музыкальный британский роман воспитания за последние годы.

 

«45 ЛЕТ», РЕЖ. ЭНДРЮ ХЕЙ
(Великобритания, 2015)

brit fest 3

«45 лет» Эндрю Хея размерены, как поиск скелета в забитом слежавшейся одеждой шкафу. Кейт и Джефф Мерсер готовятся к празднованию условного юбилея: 45 лет совестной жизни. Фатальная неожиданность – письмо на имя Джеффа с сообщением о том, что в Швейцарских Альпах найдено тело Кати — немки, с которой у него была связь и которая погибла в их совместном походе за пять лет до его свадьбы с Кейт. История настояна на чеховском внимании к жестам, словам и реакциям. Шарлотта Рэмплинг и Том Кортни получили «Серебряных медведей» на последнем Берлинском фестивале за лучшие женскую и мужскую роли. Сделать что-либо увлекательное о чете, прожившей вместе полвека – задача не из легких, но, по крайней мере, можно найти приличных актеров на главные роли.

 

«МИСТЕР ХОЛМС», РЕЖ. БИЛЛ КОНДОН
(Великобритания – США, 2015)

brit fest 4

Каким мог бы быть Шерлок Холмс в старости? Чем бы занимался, как бы выглядел? Сохранил бы ясность ума и остроту своего знаменитого дедуктивного метода?

Билл Кондон дает ответ, заглядывая далеко вперед. Его Холмсу (Иэн МакКеллен) – 93 года, он давно ушел из профессии после неудачного дела и живет одиночкой в мире, где только что закончилась Вторая мировая война. Компанию отставному сыщику составляют пчелы с его пасеки, а также домохозяйка, вдова мисс Монро (Лора Линни) и ее любознательный сын Роджер (Майло Паркер). Кондон очень старается мелодраматизировать историю, жмет на слезные железы зрителей всеми доступными способами, но «смерть, траур, горе так банальны» – резонно замечает Холмс; спасение от банальности и приходит в лице блестящего и многогранного МакКеллена, своей работой подтягивающего и других исполнителей. Сюжет окончательно налаживается во второй половине фильма, когда детективные мотивы все-таки занимают подобающее место.

 

«ПЕРВЫЙ ФИЛЬМ», РЕЖ. ДЭВИД УИЛКИНСОН
(Великобритания, 2015, документальный)

brit fest 5

Священный Грааль любого киноисторика – найти того безумного ученого, того самого изобретателя, который первым, еще до Люмьеров, собрал кинокамеру и снял фильм. Актер и продюсер документального кино Дэвид Уилкинсон потратил на этот поход более 30 лет и наконец принес миру благую весть о своем земляке (также жившем в Лидсе) Луи Ле Принсе, человеке, от которого остались камера, целых три фрагмента съемки, сделанной еще в 1888 (!) году, а также работы в авторской технике «фотокерамики». Ле Принс пропал без вести незадолго до того, как должен был продемонстрировать свое изобретение публике, не сойдя с поезда Дижон-Париж в пункте прибытия. Узнавать сюжет этой жизни, столь же захватывающей, сколь и трагической, не менее интересно, чем наблюдать за одержимостью самого Уилкинсона. На таких, как он, искусство, собственно, и держится.

 

«РАССЕЛЛ БРЭНД: ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ», РЕЖ. ОНДИ ТИМОНЕР
(Великобритания – США, 2015, документальный)

brit fest 6

«Второе пришествие» интересно как иллюстрация тезиса Энди Уорхолла о доступных каждому 15 минутах славы. Расселл Брэнд, ныне 40 лет – вульгарный, крикливый комик – один из многих, попсовый телеведущий – один из многих, посредственный актер – один из очень многих, наркозависимый плейбой, скандалист на публику, гламурный леворадикал – одним словом, не человек, а типовой набор глянцевых банальностей, которыми забиты таблоиды.

Почти два часа Тимонер показывает самого Бренда, друзей Бренда, любовниц Бренда, мать Бренда, коллег Бренда, Бренда с Майком Тайсоном, с Дэвидом Линчем, с Оливером Стоуном. Сюжет фильма, если верить анонсу – уникальное перерождение голливудского комика в комика ультралевого. Но, став критиком капитализма, Бренд остался все-таки собой – эксгибиционистом, эгоцентристом и любителем внешних эффектов. По сути, это ведь и есть его профессия – не имея сколько-нибудь глубокого таланта ни в чем, быть знаменитостью, работать звездой. И это у него получается, ему платят, к нему прислушиваются, а иногда складывается впечатление, что он действительно верит во все, что говорит.

 

«КЛОД ЛАНЗМАНН: ПРИЗРАКИ «ШОА»», РЕЖ. АДАМ БЕНЗАЙН
(Великобритания-США-Канада, 2015, документальный)

brit fest 7

Фильм Клода Ланзманна «Шоа» (его фамилию чаще переводят как Ланцманн) – шедевр документалистики, важнейшая кинематографическая работа, посвященная Холокосту. «Призраки» – о том, чего стоили эти почти 12-летние съемки самому автору. В сорокаминутном интервью Ланзманн рассказывает о кинематографе, о Холокосте, о дружбе с Жаном-Полем Сартром и Симоной де Бовуар, и о том, что никто еще не слышал – полном моральном и психологическом истощении и попытке самоубийства. Ланзманн показывает кадры из несостоявшегося интервью с одним из эсэсовских палачей. Итог исследования, предпринятого Бензайном: только личность масштаба Ланзманна могла справиться с воистину нечеловеческой задачей.

© журнал «ИСКУССТВО КИНО» 2012