Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Не пианистка - Искусство кино

Не пианистка

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Зара Абдуллаева о фильме Катрин Брейя «Злоупотребление слабостью» (Abus de faiblesse, 2013) с Изабель Юппер в главной роли.


Катрин Брейя, некогда радикалка, интеллектуалка, эпатирующая буржуазную публику тем (всем), что теперь эта публика с удовольствием потребляет, сняла фильм в легком жанре. Если б не Юппер, о «Злоупотреблении слабостью» можно было бы умолчать. Хотя нет. Оправившись после инсульта, Катрин Брейя плюнула на «серьезную» или модную проблематику, хотя, возможно, замышляла представить свой болезненный опыт в ином свете. Однако воспринимается он с комическим эффектом из-за того, как играет роль Мод, режиссера, оправляющегося после инсульта Юппер. Вместо ожидаемой «автобиографической драмы» получился бурлескный бенефис Изабель, играющей здесь не столько режиссера, сколько, в сущности, актрису, утверждающую сама себя на роль соблазнительницы, будучи при этом калекой. Ее Мод не совсем восстановилась: одна рука осталась парализованной – о, как она этим бравирует; да и ногу приволакивает. Но с какой элегантностью. И в каких ботиночках! Она их заказала, нарисовав каблук, заклепки, прямо на наших глазах. И выглядит Юппер отменно – лучше, чем в фильмах, где ее героини от инсультов не пострадали. Смотришь на экран и задаешься вопросом: сделала она пластику или ее лицо филировали лучшие французские мастера этого дела?

Так или иначе, однажды ночью Мод смотрела телек и увидела интервью с крупным мошенником, отсидевшим срок в тюрьме. Ей он понравился. Как мужчина. Брейя и после инсульта помнит, как это мужское и женское важно. Короче, звонит Мод своему ассистенту посреди ночи, чтобы объявить: она будет снимать этого красавца, мерзавца этцетера. Они знакомятся. Мошенник (Куль Шен) ведет себя нагло, брутально. Но так поначалу. А Юппер ведет свою роль со столь строгой игривостью, что он попадается. Она, правда, выписывает ему чеки на оглушающие суммы, но в эти дебри идиотической фабулы я вдаваться не буду.


«Злоупотребление слабостью», трейлер

Тоненькая лукавая Юппер в изумительных нарядах – черненьких, цветных, или возлежащая на эксцентрично подобранном (в цвете) постельном белье – выглядит бесподобно. Но еще бесподобнее она тешит себя и своего партнера своим изуродованным наполовину телом, развлекая публику походочкой, улыбочкой, сонливым голосом (когда говорит с «артистом» по телефону), затаенной радостью, что этот сексапильный болван в нее таки влюбился.

Сыграв свою лучшую роль извращенной анархистки в «Пианистке», Юппер пленила ледяной отстраненностью и романтической эксцентричностью. Тогда она действовала «по ту сторону удовольствий», следуя феминистской озабоченности Елинек, автора романа, по которому Ханеке снял фильм. Теперь – по эту сторону удовольствий. Причем с той же академической предвзятостью, утепленной не всегда очевидной женственностью, подчеркнутой здесь телесной ущербностью.

«Я не сексуальная, наверное, я интеллектуалка», – говорила ее героиня по имени Изабель в «Любителе» Хартли, бывшая монашенка, пишущая порнорассказы. В фильме Брейя Юппер сексуальная. Интеллектуалку как ветром после инсульта сдуло. Зато ума у ее героини не убавилось.

Когда-то – то был оммаж ее сорокалетию – «Кайе дю синема» опубликовал беседы Юппер с умниками всех мастей и областей. В одной из таких бесед она сказала: «Сила игры связана не с тем, что вы идентифицируете себя с героиней, а с тем, что играете со своим телом, как с чужим… Мне нравится идея, что актриса может быть одновременно и субъектом и объектом, что она может желать и соблазнять, искушать одновременно… Я активно создаю свой отсутствующий образ. Без этого мое присутствие было бы невозможно».

abus-de-faiblesse-1
«Злоупотребление слабостью»

Брейя подарила ей сюжетный кунштюк, сделав часть тела героини чужим в буквальном смысле слова. Оказавшись в такой выигрышной для себя ситуации, Юппер не надо было это «чужое» изобретать, чтобы пудрить мозги субъектно-объектными отношениями со своими персонажами. Обворожительный результат случился по такой надуманной (по роли) причине. Чужая сторона свободного гибкого тела сделала облик и образ Юппер заманчивее некуда.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

«Все делают так, как нужно "жирным котам" — владельцам кинотеатров»

02.10.2013

Депутаты отказались от идеи облагать показ зарубежных фильмов налогом на добавленную стоимость. Соответствующий законопроект отозвали сами авторы. Главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей обсудил ситуацию с ведущими "Коммерсантъ FM" Дарьей Полыгаевой и Алексеем Корнеевым.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

XXIII «Окно в Европу» осталось без лучшего фильма

14.08.2015

В Выборге завершился XXIII фестиваль российского кино «Окно в Европу». На церемонии закрытия было вручено порядка трех десятков призов и дипломов в нескольких номинациях, включая четыре конкурсных программы. При этом, ни жюри главного конкурса «Осенние премьеры» под председательством Светланы Проскуриной, ни Гильдия кинокритиков, также оценивающая эту секцию, не смогли выбрать из предложенных картин лучшую и ограничились в первом случае Призом исполнительнице главной роли в одной из картин Ирине Купченко, а во втором - поощрительным дипломом режиссеру-дебютанту Дарье Полторацкой.