Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Ордалия - Искусство кино

Ордалия

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Журнал Time поставил Роберта Редфорда первым в десятке лучших актеров года; кинокритики Нью-Йорка тоже признали его лучшим. О героическом бенефисе 77-летнего актера в драме «Не угаснет надежда» – Нина Цыркун.


«Не угаснет надежда» (в оригинале All is Lost, или «Все Потеряно») – это, конечно, бенефис Редфорда, авто-оммаж. А если говорить о жанре, то это фильм-ордалия, испытание водой на выживание, в архаичных практиках – обращение к Божьей воле, признававшей за человеком безоговорочную вину либо удостоверявшей его невиновность. (Хотя даже одни и те же народы в разные времена по-разному толковали исход мероприятия – в пользу выжившего или наоборот).

Так или иначе, сражение с водной стихией человека, не имеющего в фильме Джея Си Чэндора имени собственного (в титрах значится: Наш Человек, оба слова с большой буквы), кристаллизуется в притчу и в аллегорический образ любого, утратившего путь во тьме долины жизни.

allislost-0
«Не угаснет надежда»

Есть большой соблазн назвать рецензию «Старик и море» – тому соответствует и возраст персонажа, и то, что, как и в повести Хемингуэя, гигантские рыбы появляются и здесь – целый хоровод акул, почуявших легкую добычу. Сравнений, связей вообще напрашивается много – взять хотя бы близко родственную «Жизнь Пи» (которой начинался минувший прокатный год в России) с его доминантой режима выживания. Но, в отличие от драмы Энга Ли, «Не угаснет надежда» – не фильм-аттракцион, а снятое в традиционном формате и почти без искусственного эрзац-наполнения чистое кино с минимальной компьютерной обработкой в основном только фонов, будто делали его еще в «мануфактурную» эпоху. Если бы не номинация на премию Актерской гильдии «за выдающуюся работу ансамбля дублеров», можно было бы подумать, что Редфорд вообще снимался без них. Как бы то ни было, это сам 77-летний ветеран стоял у руля Virginia Jean, когда волна сбивала с ног, взбирался на многометровую мачту, нырял в пучину и плыл за яхтой, уцепившись за канат.


«Не угаснет надежда», трейлер

Нелишне вспомнить, что Чэндор дебютировал фильмом «Маржинальная торговля» – своеобразной анатомией того, как образуются и лопаются пузыри, приведшие к мировому финансовому кризису. В том фильме очень много говорили, запутывая зрителя сетями банковского слэнга. В новом фильме Чэндора (а он в обоих случаях еще и автор сценария) слов почти нет – разве что звучит текст прощального письма родным, который старик отправляет по волнам безнадежно безбрежного Индийского океана. Опять же, в отличие от повести Хемингуэя, эта история вписана в контекст не только сегодняшнего кино, но заодно и вообще большой жизни. Яхту, на которой плывет одинокий старик, таранит свалившийся с грузовой платформы дрейфующий железный контейнер с каким-то трэшем – вспомним, что именно мусор, осколки отслужившего спутника разрушили околоземную станцию в фильме «Гравитация» Альфонсо Куарона. Затерянной в безвоздушном пространстве героине Сандры Буллок и терпящему бедствие в океане герою Роберта Редфорда удается поймать по радиосвязи только отголоски непонятной китайской речи. А когда тонущий в океане Наш Человек подает сигналы бедствия, мимо него, не замечая, проплывает сухогруз компании Maersk – той, судно которой взяли на абордаж сомалийские пираты в картине «Капитан Филлипс» Пола Гринграсса, снятой по следам реальных событий.

allislost-2
«Не угаснет надежда»

Все три фильма – о выживании в небесах и на водах, когда привычные гаджеты и девайсы выходят из строя или становятся бесполезными, и человек остается один на один со стихией, где единственным средством спасения становится его человечность. В фильме Чэндора нет кадров, где актеру пришлось бы «давать переживание»: камера не вглядывается в его глаза, и мы ничего не узнаем о его прежней жизни, создавая свой «портрет героя» по ненавязчивым деталям. Старый яхтсмен мог есть консервы прямо из банки, когда опасность еще только брезжила, но когда она сделалась неотступной, он выкладывает в тарелку подогретой на плитке еду, чтобы аккуратно съесть ее с помощью ножа и вилки, и тщательно бреется перед зеркалом, стоя по грудь в прибывающей воде. Свое письмо в большой мир, звучащее в самом начале, он заканчивает словами «Все кончено» (All is lost) – так называется в оригинале фильм, который у нас вышел под названием «Не угаснет надежда». До конца выполнив свой человеческий долг, Наш Человек достойно принимает овладевшее им отчаяние, а невероятный по силе финал – прощен он или нет равнодушной стихией – зритель может толковать по-своему.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Национальная безопасность зависит и от культуры

20.07.2015

Институт социологии РАН недавно представил масштабное исследование – «Российское общество в контексте новых реалий». В нем приняли участие 4 тысячи человек. На вопрос, что нужно сделать, чтобы Россия стала великой державой, 39 процентов опрошенных ответили: «Возродить высокий уровень культуры».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Открытое письмо членов Киносоюза о ситуации вокруг «Матильды»

07.02.2017

Новый фильм Алексея Учителя «Матильда», еще не законченный и находящийся в производстве, попал под массированную критику и угрозы со стороны Русской православной церкви, чиновников и так называемых "православных активистов". Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) назвал картину, рассказывающую романтическую историю из жизни Николая II, «клеветой», депутат Наталья Поклонская обратилась в Генпрокуратуру с требованием провести проверку фильма, представители христианских организаций угрожают поджогами и нападениями на кинотеатры, где будет показан будущий фильм. ИК публикует открытое письмо, подписанное членами Киносоюза.