Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0
Оренбург – 2014. Фестивальный комплекс «Мир» - Искусство кино
Logo

Оренбург – 2014. Фестивальный комплекс «Мир»

Завершился VII международный фестиваль «Восток & Запад. Классика и авангард». Его итоги комментирует Евгений Майзель.


east-west-fest-logoЛучшим фильмом международного конкурса жюри выбрало драму «Сердце льва» финского режиссера Доме Карукоски о непростых буднях скинхеда, вынужденного сочетать свои взгляды и формы досуга (вроде коллективных нападений на инородцев под различными предлогами) с нежной любовью к соотечественнице, у которой от первого брака сын-негроид. Непростую, чреватую шизофренией двойную игру усложняют дезертировавший из армии младший брат (член той же подпольной группировки) и пасынок, столкнувшийся с расизмом в местной школе.

С мрачной, напряженной, обеспокоенной публицистикой «Сердца...» контрастируют эксцентрические «Дети священника» хорвата Винко Брешана, признанного лучшим режиссером. Руководствуясь благими намерениями уберечь сограждан от греха контрацепции продавец сельского киоска и приходской священник в массовом порядке протыкают продаваемые презервативы, но эта авантюра, естественно, приводит не только к более частым случаям беременности, но и ко многим другим, далеко не всегда желательным последствиям. Таким образом, хорватский режиссер в юмористической, но притом последовательной и аргументированной форме откровенно полемизирует с (здесь лучше шепотом и всем пригнуться) официальной христианской моралью, рассматривающей секс лишь как технически неизбежный элемент деторождения, осуждающей аборты и настаивающей на волей Господней как на единственном регуляторе человеческого рода.

east-west-2
«Дети священника», режиссер Винко Брешан

Приз за лучшую женскую роль, врученный сразу двум молодым актрисам (одна из которых подросток), разделила одна из самых успешных копродукций этого года (в производстве, кроме знаменитой продюсерской компании Сергея Сельянова СТВ, приняло участие еще четыре страны) – фильм эстонца Ильмара Раага «Я не вернусь» о драматическом путешествии двух в буквальном смысле этого слова деклассированных героинь по бескрайней Евразии. Основанный на добротном, романного масштаба и размаха сценарии Ярославы Пулинович, «Я не вернусь» представляет собой настоящий Bildungsroman в котором объединены рассказ о превратностях судьбы, ужасающая социальная панорама – и размышление о фундаментальных этических ценностях.

east-west-3
«Я не вернусь», режиссер Ильмар Рааг

На фоне таких коллизий («Сердце льва»), проблем («Дети священника») и вариаций на тему «Как грустна наша Россия» («Я не вернусь») тихий, задумчивый норвежско-турецко-финнский опус «Кто-то похожий на тебя» режиссера Эрика Свенсона, увезший из Оренбурга приз за лучший мужскую роль, мог показаться еще более непритязательным и камерным. Сюжет классической мелодрамы: девушка встречает парня, влюбляется, затем теряет его из виду, но находит другого, похожего и снова влюбляется…  Тем не менее, подобно тому, как социальные фабулы трех вышеописанных картин-лауреатов вырастают до сюжетов вполне экзистенциальных, мелодраматическая история «Кого-то похожего...» тоже претендует на высказывание о загадочной природе человеческих чувств и больше того – человеческой идентичности.

east-west-1-heartofalion
«Сердце льва», режиссер Доме Карукоски

Отдельный вопрос – эстетический формат картин-лауреатов. Изобилующая шекспировскими страстями, заставляющими также вспомнить и «Россию-88» Павла Бардина, «Сердце льва» представляет собой остроактуальный, полный саспенса, профессионально снятый мейнстрим, бесконечно далекий от всего того, что принято называть фестивальным форматом, не говоря уже об эстетском или синефильском кинематографе. Тот же диагноз – качественный, не боящийся и не бегущий «социалки» мейнстрим – можно поставить и «Детям священника», и «Я не вернусь», и даже асоциально-аполитичному «Кому-то». Этот результат – следствие ставки на демократичное зрительское кино, сознательно сделанной президентом оренбургского фестиваля Татьяной Воронецкой и программным директором Сергеем Лаврентьевым; ставки, которую благодарный местный зритель, думается, оценил в полной мере.

east-west-4
«Кто-то похожий на тебя», режиссер Эрик Свенссон

Впрочем, как и на многих других так называемых региональных российских фестивалях, больший интерес вызвали не картины малоизвестных россиянам зарубежных режиссеров, а родная, отечественная кинопродукция. В особенности такие нашумевшие премьеры этого года, как «Шагал-Малевич» Александра Митты, «Зеркала» Марины Мигуновой, «Братья Ч» Михаила Угарова, «До свидания мама» Светланы Проскуриной и «Кино про Алексеева» Михаила Сегала. Легко заметить и другой тренд оренбургского фестиваля: если в распределении призов международного конкурса было сложно уловить какой-либо единый сюжет (что и понятно, учитывая географию международной программы), то все три премированных (и не только) картины российского конкурса составляют завидное тематическое единство – пусть не стилевое, но генеалогическое. Поскольку все три вышли, как из гоголевской шинели, из классической русской литературы. Как историческая драма Александра Митты и мокументарная реконструкция Михаила Сегала, все эти произведения принадлежат особому миру вторичного кинорынка: альтернативных биографий, римейков и экранизаций.

east-west-5-mama
«До свидания мама», режиссер Светлана Проскурина

Так, мучительно-медленная «До свидания мама» создана по сценарию Василия Сигарева, осовременившего «Анну Каренину» (приз за лучшую женскую роль достался Александре Ребенок, сыгравшей одноименную героиню). Маленькое, но продолжающее уверенно собирать призы российских фестивалей кино «Братья Ч» (приз за лучшую режиссуру Михаилу Угарову и за лучшую мужскую роль Артему Григорьеву, исполнившему роль старшего брата, писателя-неудачника Александра) сосредоточено, в формате классицистической драмы с ее законом трех единств, на полной драматических особенностей биографии писателя Антона Чехова (разорившийся отец, спивающиеся братья, зависть к успехам, неверие в собственные силы, тройственный союз и так далее). Наконец, фильм, снискавший звание лучшего (тут сыграло роль счастливое совпадение в виде пражского периода главной героини и пражского же происхождения одного из членов жюри), представляет собой байопик замечательной русской поэтессы Марины Цветаевой.

east-west-6-zerkala
«Зеркала», режиссер Марина Мигунова

Можно по-разному относиться к выбору жюри, но трудно не обратить внимание на гуманистический, пронизанный уважением и вниманием к человеку посыл, звучащий в каждом из этих фильмов. Все картины международного конкурса, как справедливо отметил Сергей Лаврентьев, в той или иной степени рассматривают отношения «Восток-Запад» в системе «Свои – Чужие», причем Чужой в них далеко не всегда является врагом, которого следует бояться, презирать, стремиться любой ценой подчинить или ликвидировать. Общая политическая, социальная, общечеловеческая идея и фестивальной программы, и отдельных лент состоит скорее в том, что прежде всего прочего и чужак, и чужая культура достойны нашего осмысления. Этой же линии – любви и бескорыстного интереса к человеку (будь то твой родственник или сосед, художник или незнакомец) – принадлежат, безотносительно к сюжетам, профессиональному уровню и эстетическим свойствам, картины российского конкурса.

east-west-7
«Братья Ч», режиссер Михаил Угаров

Не секрет, что сегодня, на фоне происходящих геополитических катаклизмов, когда все большее число россиян, согласно социологическим опросам (и вследствие целенаправленных пропагандистских кампаний в СМИ), убеждено, что Россия окружена со всех сторон врагами, значение подобной – спокойной, дальновидной, взвешенной, уважительной к оппоненту – культурной стратегии трудно переоценить. В очередной раз «Восток & Запад» подтвердил свою репутацию по-настоящему национально ориентированного ежегодного события, дающего возможность местному зрителю не только самостоятельно осмыслить происходящие вокруг него социальные процессы и конфликты, но и стряхнуть с себя конъюнктурную накипь и ядовитую истерию, наводнившую российскую повестку дня со всех сторон. В условиях растущего изоляционизма нашей страны, а также вспыхивающего повсюду мракобесия и человечеконенавистнических настроений, гражданская и социальная роль таких форумов, как оренбургский «Восток & Запад. Классика и авангард», не просто важна – она незаменима.

© журнал «ИСКУССТВО КИНО» 2012