Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Простая история - Искусство кино

Простая история

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

9 февраля в рамках основного конкурса Берлинале должна состояться мировая премьера фильма Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь». О драме, чье название заимствовано режиссером у «Гражданской обороны», – Зара Абдуллаева.

 

Герой «Долгой счастливой жизни» – молодой фермер Александр Сергеевич (Александр Яценко) – проживает в деревне Мурманской области, где так прекрасна природа (оператор Павел Костомаров), богатая лесами, ягодами, прозрачными реками. А люди – развращены. Или они всего лишь люди. Неважно, зажиточные (чиновники администрации, местный бизнесмен) или бедные (члены фермерского хозяйства, на развитие которого А.С. взял кредит).

«ДСЖ» начинается резко – с конфликта народа и власти. Фермеру предлагается сделка: закрыть кредит, выплатить компенсацию, а самому убраться с арендованной земли. Выгодный контракт надо подписать. Иначе ни жить, ни работать здесь не дадут. Земля уже кому-то обещана. Это понятно без обиняков – по жестоковыйным чиновникам, по их сытым непреклонным лицам. Худенький фермер не обольщается: бороться бесполезно. И, в общем, готов к капитуляции. Однако этот конфликт уравновешивается другим, менее предсказуемым, с сельхозработниками жалкого хозяйства в деревне, куда приезжает автолавка с хлебом, мылом, макаронами и резиновыми сапогами. Соединяет два мира – чиновничий и деревенский – любовница фермера, секретарша из администрации, которая «душой» со своими работодателями, а «телом» - с А.С. Когда же главные коллизии разрешатся, она сделает неожиданный выбор, и в разрушенной жизни фермера, возможно, забрезжит любовь.

khlebnikov
«Долгая счастливая жизнь»

Добрый по режиссерскому темпераменту Хлебников, не так давно назвавший своих однокашников «новыми тихими», виражнул. И поставил, наконец, жесткий диагноз нашему времени, его героям и репрессивной массе.

Нелицемерный фермер докладывает своим работникам, что компенсацию они справедливо разделят, а с земли придется уйти. Но простые люди, грязные, оборванные, неимущие, сдаваться не хотят и готовы к сопротивлению, вплоть до заготовки оружия – тут все охотники и рыболовы. А.С. удивлен, но бросать людей не намерен.

khlebnikov3
«Долгая счастливая жизнь»

Ну вот, думаешь, фильм о народной оппозиции, о «ротфронте», о бунте крестьян против чиновников-силовиков. Но авторы сценария (А.Родионов и Хлебников) такую надежду зрителей быстренько гасят, используя обманку для обнажения психической травмы Александра Сергеевича.

Сопротивленцы, обещавшие сражаться за землю, вдруг – после наезда чиновников – начинают перестраиваться. Только что они уступали А.С. очередь к автолавке, благодарили за одолженные деньги, только что обещали мочить гадов и – все позабыто. Один товарищ по оружию и хозяйству забрал трактор, другой собрался в Карелию на лесоповал, третий от лица коллектива потребовал, чтобы А.С. сгинул отсюда. А друг-бизнесмен оказался будущим владельцем злополучной земли.

Эта мгновенная перемена позиции точна, ибо по существу репортажна. Психологических разборок авторы фильма, к счастью, избегают, оставляя внятными только действия и результат.

В результате фермер надломлен властью, народом, любовницей и богатым другом, не уступившим А.С. земли на постройку птичника, откуда ему была обещана цесарка. «Рождество я не справляю» – таков его ответ и могучая реплика, объявляющая, что же все-таки происходит на нашей – в широком смысле – земле.

«ДСЖ» – ясное высказывание. Фильм, отменно снятый (золотой осенью, когда собраны горящие пурпуром тонны клюквы, морошки), без ложных ходов, но и без сложных сюжетных вывертов. И это правильно.

Сила «простых историй» слишком часто, особенно в нашем климате, недооценивается. Между тем действие (предложение чиновников) вызывает противодействие (нежелание народа подчиняться), а еще одно действие (предательство народа) – противодействие фермера. Его единоличный бунт.

khlebnikov1
«Долгая счастливая жизнь»

«Долгая счастливая жизнь» – название драматическое. Ирония в нем обманчива или убита. Недаром оно заимствовано из названия песни группы «Гражданская оборона», которая должна была звучать на финальных титрах, но «раздавила бы», как говорит Борис Хлебников, «фильм своей мощью».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Доклад президенту РФ Владимиру Путину. О влиянии российского ТВ на стоимость человеческого капитала

12.11.2012

12 ноября 2012 года в Кремле состоялось заседание президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Публикуем доклад Даниила Дондурея.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В Россию приехало «Новое Британское Кино»

30.10.2013

30 ноября стартовал XIV ежегодный фестиваль «Новое Британское Кино». Фестиваль пройдет сразу в четырех городах России – в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске. В качестве основных хитов (или, как пишут организаторы, «больших туристических приманок») выступят «Повседневность» (Everyday, 2012) Майкла Уинтерботтома, «Грязь» (Filth, 2013) по роману шотландского писателя Ирвина Уэлша с Джеймсом МакЭвоем в главной роли, а также долгожданная «Диана: История любви» (Diana, 2013) с Наоми Уоттс – хроника последних лет жизни покойной принцессы.