Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
«Счастье – это…» – незначительные подробности жизни - Искусство кино

«Счастье – это…» – незначительные подробности жизни

  • Блоги
  • Светлана Хохрякова

26 марта в Москве состоялась премьера киноальманаха «Счастье – это…», после чего фильм вышел в широкий и некоммерческий российский прокат. Компания Disney, инициировавшая и реализовавшая проект, умудрилась вовлечь в него 400 кинотеатров страны – в них альманах покажут совершено бесплатно. Результат оценила Светлана Хохрякова.


Спрашивается, к чему такой альтруизм? Руководство компании решило проверить, действительно ли зрителю нужно наше отечественное кино, о чем так много говорят. Вот вам, пожалуйста, приносим его на тарелочке – только приходите. Так и проверим, действительно ли народ в нем нуждается. К сборникам короткометражного кино наш зритель мало приучен. Так что это еще одно испытание для создателей проекта. Семь маленьких фильмов, по замыслу идеологов альманаха, должны напомнить людям о том, что каждый из нас достоин счастья. И оно не где-то за горами, а рядом. Главное – не упустить свой шанс, не прозевать в суете счастливое мгновенье.

Проект Disney хорош уже на уровне идеи. В него оказались вовлечены десятки молодых драматургов и режиссеров, заявки и работы которых рассматривало представительное жюри: кинорежиссеры Алексей Учитель, Владимир Хотиненко, Павел Лунгин, Павел Чухрай, сценарист Александр Бородянский, ректор Высших курсов режиссеров и сценаристов Вера Суменова. Возглавил судейскую команду кинорежиссер Владимир Грамматиков.

Для начала решили выяснить, что думают люди о счастье. Кто-то мечтает о Nissan [надо сказать, что отчетливый produst placement – и не только автомобильной марки – в фильме очевиден и отчасти, возможно, служит разгадкой экономического обоснования этого «некоммерческого» проекта, – прим. ред.], а кто-то все помыслы связывает с чисто духовными материями. Люди у нас разные. Недавно вот Эдуард Лимонов, выступая перед читателями, разглядел наше с вами счастье в том, что все мы хотим побед, поэтому якобы так повеселели после Крыма, получив тонны адреналина. Наши лица, если верить Лимонову, помолодели. Кому-то достаточно тихого обывательского счастья. Владимир Грамматиков с группой своих коллег был удивлен тому, что российский человек не строит планов, не работает на результат, а продолжает верить в чудо, в Жар-птицу, в то, что лягушка превратиться в царевну. Об этом свидетельствовали результаты общенационального конкурса, изыскания сценаристов и режиссеров, итоги конкурса всенародных идей, которые провели, выискивая в народе самородков. Да и те, кто участвовал во всенародном кастинге исполнителей и присылал свое видео, склонны были к тем же мыслям. Победителей из числа непрофессиональных артистов задействовали в альманахе наряду с известными актерами. Но все эти интересные наблюдения, свидетельствующие о состоянии наших умов, никак не отразились в альманахе. Его новеллы получились пресноватыми и благостными, парящими над жизнью.

Одна из короткометражек, «Двое вместе» Анны Яновской выделяется на общем фоне хотя бы тем, что снята по сценарию профессионала Александра Бородянского. Но и она, как утверждают авторы проекта, появилась в результате проведения Всенародного конкурса сценарных идей, ими и наполнена. Анна Яновская – актриса, снималась в «Универе», «Хозяине империи», «Досье детектива Дубровского», «Осенних соблазнах». Но по какой-то причине занялась режиссурой, стала снимать документальное кино. Совсем недавно мы увидели ее картину о Крымске, с трудом приходящим в себя после страшного наводнения. В своей новелле Анна Яновская вспомнила, что она – актриса и сыграла женщину с «матюгальником», собирающую людей у вокзалов. Александр Бородянский, маститый сценарист, подаривший нам «Афоню» и «Курьера», – учитель Яновской. Он-то ее и спас своей небанальной историей. Другим повезло меньше.

Schaste-eto-2«Двое вместе», режиссер Анна Яновская

Молодой человек в новелле Яновской и Бородянского впадает в психогенную депрессию, как определит его состояние странноватый психотерапевт. Эту роль великолепно сыграл Валерий Гаркалин. По большому счету, он тут единственный артист, запомнившийся яркой работой. Его самобытный и слегка театральный персонаж и сам нуждается в наблюдении врача, но пока пытается помочь пациенту. «Совершить убийство не хотите? Ограбить банк? Жить вечно?» – серьезно спрашивает он. На все получит отрицательный ответ, так что останется единственное верное средство для «больного» – влюбиться. В итоге пациент по рекомендации врача приобретет мотоцикл, а там уж дело пойдет. Он наконец-то почувствует себя «менеджером собственной жизни», познакомится с девушкой и станет отцом. Темпераментная и смешная получилась история, выгодно отличающаяся от вялотекущих «соседей» по альманаху.

«Купидона первого разряда» снял Сергей Буров, еще недавно скучавший на работе в офисе, а теперь ставший режиссером. Когда прошла информация о конкурсе Disney, он решил рискнуть и прошел в финал. Конкуренция была серьезная. На одну новеллу претендовали по три начинающих кинематографиста. Главного купидона сыграл Сергей Пускепалис. Он, конечно, хорош сам по себе, но одного только выхода артиста с располагающим лицом совершенно недостаточно для полного киносчастья. Артисту надо что-то предложить или вытащить из него необходимое для роли, а не использовать былые заслуги и природное обаяние. У Купидона время о времени появляются за спиной крылья. Он помогает людям обрести личное счастье, не пропустить вторую половину. Да и сам симпатизирует продавщице мороженого, целыми днями торгующей почему-то в парке императорского дворца. Влюбленный герой Пускепалиса каждый день покупает по нескольку эскимо и однажды решается пригласить свою пассию в кино. А она заупрямится, как и многие женщины в подобной ситуации. Но закончится все хорошо, и купидона напоят горячим чаем.

Schaste-eto-3«Купидон первого разряда», режиссер Сергей Буров

Новелла «Принцесса цирка» Татьяны Пономаревой рассказывает о многодетном семействе, главу которого сыграл Станислав Дужников. Вместе с режиссером он пытается доказать нам прописную истину, что счастье – в семье. Трогательный человек, он консультировался со знающими людьми, и те сказали, что после третьего ребенка численное увеличение потомства в семье не так заметно. Это помогло ему сыграть отца семерых сыновей. Но сама история невнятная, а сыновья настолько разнокалиберные, что ощущения единой семьи может возникнуть разве что у человека с богатой фантазией.

В новелле «Последний пункт» Виктории Козельцевой вполне устроенный в жизни герой Андрея Мерзликина постоянно находится в состоянии стресса. Сам не живет и семью замучил. Когда начальник сообщит, что в связи с кадровыми перестановками его должность сокращается, герой прокрутит в голове всю жизнь и задастся вопросом, а был ли он счастлив?

Еще один вариант счастья от несчастья – в новелле «Счастливого пути» (режиссер Леонид Залесский). Это история двух сестер, живущих в разных странах – России и Швеции. Одна вечно что-то теряет, а вторая – воплощение порядка и пунктуальности. Они постоянно в диалоге, готовы поссориться из-за пустяка. Но когда приходит сообщение о том, что разбился самолет, в котором должна была лететь одна из них, все изменится. Невнимательность одной спасла жизнь второй: перепутали аэропорт, на злополучный рейс опоздали. Ход – банальнее не придумаешь. Чтобы зритель не испытывал неловкости, его утешают: все пассажиры остались живы. Значит, чудо существует.

Schaste-eto-4«Последний пункт», режиссер Виктория Козельцева

В «Счастье на ладони» (режиссер Артем Прохоров) юный герой Витя покупает велосипед и встречает девушку Аню. Записав на ладони ее телефон, он не сможет потом разобрать две последние цифры. Приходится разыскивать девушку, набирая разную комбинацию цифр. Пропажа найдется, и будет Витя самым счастливым человеком на земле. Сыграл его юный Павел Табаков. И если в фильме Анны Меликян «Звезда» мы порадовались открытию нового имени, то теперь увидели перепевки ранее найденного, и вовсе не по вине способного актера.

Множество идей приходило авторам альманаха по поводу объединения новелл в нечто целое. Искали сквозных героев, придумали перышко, которое перелетало бы из одной новеллы в другую. В итоге нашли совсем другие связки, объединившие отдельные сюжеты в целое. «Счастье – это…», конечно, совсем не прорыв. Оно и наполовину не оправдало тех возможностей, которые в него закладывались. Но есть в нем легкое дыхание, как и ощущение того, что незначительные подробности нашей жизни и есть счастье.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Как вернуть зрителя российскому кинематографу?

24.01.2014

К. ЛАРИНА: Добрый день. В студии ведущая Ксения Ларина. Мы начинаем программу «Культурный шок». Сегодня мы вновь говорим, поскольку есть повод. Вновь возникла идея введения квотирования российского кино. Эту идею высказал в очередной раз министр культуры Владимир Мединский: «Квотирование российского кино вводить надо, без этого российскому кино не поможешь. 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Объявлены итоги второго конкурса сценариев «ЛИЧНОЕ ДЕЛО»

10.01.2013

Журнал «Искусство кино» завершил проведение конкурса сценариев полнометражных игровых фильмов, под девизом «Личное дело», который мы осуществили при поддержке Фонда «Финансы и развитие». Всего в конкурсе участвовали 794 сценария из 19 стран. Комиссия экспертов, в которую входили кандидат искусствоведения Зара Абдуллаева (автор пяти книг о кино), кандидат искусствоведения Кристина Матвиенко (преподаватель курса современной драматургии во ВГИКе) и Алексей Медведев (создатель фестиваля «2morrow» и «2 в 1», критик, переводчик, арт-директор других отечественных кинофестивалей), отобрали: