Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0
Симона Стивенс: «Сторителлинг и командная работа» - Искусство кино
Logo

Симона Стивенс: «Сторителлинг и командная работа»

Кельнская киношкола IFS (Internationale Filmschule), основанная 18 лет назад директором Международного Берлинского кинофестиваля Дитером Коссликом, давно зарекомендовала себя как современный институт, развивающий новые стандарты кинообразования. Главный упор в IFS делается на умении студентов чувствовать себя свободно в изменяющейся дигитальной среде. Анжелика Артюх расспросила директора IFS Симону Стивенс об особенностях образования в киношколе и о том, могут ли в ней учиться российские граждане.

Анжелика Артюх. IFS была основана в 1995 году Дитером Коссликом, нынешним директором Берлинале. Как это помогает киношколе сотрудничать с фестивалем?

Симона Стивенс. Мы дружим с Дитером и это помогает развивать хорошие отношения с Берлинале, но для IFS существуют те же самые условия подачи фильмов на фестиваль, что и для остальных киношкол и кинематографистов. Ежегодный отбор тщательно курируется, и фильмы, попадающие на фестиваль, должны соответствовать заданным критериям. Тем не менее, два дипломных фильма наших студентов и один полнометражный дебют выпускника участвовали в официальной программе кинофестиваля.

ifs Gruetzmacher1
Кельнская международная киношкола. Фото: Nina Grützmacher

Анжелика Артюх. Киношкола заработала себе отличную репутацию тем, что имеет тесные связи с индустрией кино. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Симона Стивенс. Это правда, что IFSимеет тесные связи с киноиндустрией в Германии. В первую очередь это связано с тем, что киношкола IFS— некоммерческая дочерняя компания наиболее солидного в Германии Кинофонда: Кино и Медиа Фонд Северной Рейн-Вестфалии. Правда, снова могу сказать, что это никак не гарантирует привилегированное положение студенческим проектам IFS. Они должны демонстрировать эстетические и драматургические инновационные качества наравне с проектами других режиссеров, подающих заявки в Фонд. Более того, большинство наших профессоров и лекторов — активно работают в киноиндустрии. Они успешно заняты как режиссеры, сценаристы, продюсеры, операторы, звукооператоры, художники и монтажоры. Мы считаем очень важным, чтобы они развивали свои самостоятельные карьеры и одновременно преподавали в киношколе. Через эти связи мы наводим мосты в профессиональную сферу для наших студентов. Они часто используют эти связи и в процессе обучения, и после его окончания.

Анжелика Артюх. Вы не могли бы рассказать об особенностях образования в IFS. Чем она отличается от других киношкол в Германии?

Симона Стивенс. Мы довольно молодая киношкола. К тому же как международная киношкола мы существуем только двенадцать лет. То, что мы маленькая организация, делает нас очень гибкими. Это позволяет нам все время внедрять новые программы и проекты, изменять наш учебный план гораздо быстрее, чем это делают другие. Наш учебный план находится в постоянном процессе совершенствования, подобно тому, как развивается время и наше общество. В действительности мы постоянно стараемся предугадать будущее. И это то, на что мы нацеливаем наших студентов в процессе обучения.

ifs Gruetzmacher2
Здесь и далее: студенты IFS за работой. Фото: Nina Grützmacher

Мы не получаем наше финансирование в зависимости от количества студентов. Мы очень разборчивы в приеме. Мы берем максимум восемь студентов на курс и набираем раз в два года. Если говорить о принципах обучения в IFS, то оно организовано на основе индивидуального и интенсивного подхода.

Анжелика Артюх. Насколько сильно дигитализация кино повлияла на кинообразование, в том числе в IFS?

Симона Стивенс. Поскольку мы хотели соответствовать требованиям дигитальной эпохи, мы внесли большие изменения в наш учебный план. Мы написали новую программу курса DigitalFilmArtsдля бакалавров, где попытались соединить мир традиционного кинопроизводства с миром компьютерной графики. Курс обучения начался в зимний семестр 2012 года. Его последовательность примерно такая: превизуализация, запись материала на видеопленку посредством съемки, редактура и монтаж изображений и звука, полное переведение его в дигитальный формат.

Анжелика Артюх. Как организовано IFS? Из каких отделений оно состоит?

Симона Стивенс. В нашей школе мы имеем все отделения, которые отвечают за производство фильма: сценарное, режиссерское, отделение креативного продюсирования, операторское, постановочное, отделение художников по костюмам, грим, спецэффекты, монтаж, монтажа звука, дизайн звука. Каждый семестр студенты всех отделений получают заказ на индивидуальный проект, и трудятся над ним сообща. Ключевые слова нашей преподавательской философии: сторителлинг и командная работа. Это интердисциплинарна работа с дальнейшим все большим и большим уделением внимания специализации. Теоретические курсы также составляют значительную часть образовательного процесса, но традиционно они сочетаются с практическими целями.

Анжелика Артюх. Как долго длится обучение?

Симона Стивенс. Курсы бакалавриата длятся семь семестров, магистратуры четыре семестра.

Анжелика Артюх. Какие фонды поддерживают IFS? Платят ли студенты за обучение?

Симона Стивенс. Главный финансовый источник киношколы — субсидии правительства Северной Рейн-Вестфалии. Еще нас субсидируют Кино и Медиа Фонд Северной Рейн-Вестфалии и телеканал ZDF. Студенты также платят небольшие суммы за обучение — 1750 Евро в семестр.

Анжелика Артюх. Ваша киношкола считается международной. Могут ли студенты из России у вас учиться?

Симона Стивенс. У нас 20 % иностранных студентов. Наше единственное требование — знание немецкого языка, так что российские студенты вполне могут подавать заявки на конкурс.

Анжелика Артюх. Как киношкола финансирует работы студентов?

Симона Стивенс. Студенты-бакалавры получают 12 тысяч Евро на каждый дипломный проект. Для курсовых работ бюджеты меньше — от нуля до 2500 Евро.

Анжелика Артюх. Расскажите, пожалуйста, о преподавателях киношколы.

Симона Стивенс. У нас есть несколько знаменитостей среди постоянных преподавателей. Например, чешский оператор Дэвид Слама, или хорошо известный и многократно награжденный режиссер Ганс Стейнбихлер. Но, как правило, мы не гонимся за знаменитостями. Профессор должен быть хорошим преподавателем. Это главное, на что мы делаем ставку.

ifs Gruetzmacher2
Фото: Nina Grützmacher

Анжелика Артюх. Какого рода международную деятельность развивает IFS?

Симона Стивенс. Мы сотрудничаем с 25 киношколами из других стран. С двумя из них у нас есть программы обмена. Мы посылаем наших студентов за границу с целью того, чтобы «вытащить их из футляров», помочь осуществить проект в совершенно иных культурных и социальных условиях. И, конечно же, мы рады приглашать студентов киношкол и помогать им осуществлять свои проекты. К тому же мы участвуем в двух консорциумах, поддерживаемых Европейской Комиссией, что позволяет нам развивать дополнительные программы, например,

© журнал «ИСКУССТВО КИНО» 2012