Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Цвет мимозы. «Леди в фургоне», режиссер Николас Хайтнер - Искусство кино

Цвет мимозы. «Леди в фургоне», режиссер Николас Хайтнер

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В России при полных залах продолжается фестиваль «Новое Британское кино». Нина Цыркун посмотрела чисто английскую картину «Леди в фургоне» с легендарной Мэгги Смит в главной роли.


new british fest logoГрустная комедия – так в нашей традиции определила бы я жанр этого фильма, который официально обозначается как «драма» и «биография». Конечно, здесь есть и драматизм, и биографичность. При том, что главная героиня – леди в фургоне – некая мисс Шеперд, на самом деле это еще в большей степени авторская саморефлексия, откровенная исповедь драматурга и прозаика Алана Беннета. И еще это очень английская история, особенно если иметь в виду однажды сказанные Беннетом слова: «Мы, англичане, – таковы, какими хотели бы быть». Это можно понять так, что, зная свои несовершенства, человек пытается исправиться и поступает наперекор инстинктивным побуждениям, то есть, так, как следовало бы, через колено приучая себя к толерантности. То, что показано на экране, происходило в действительности, но совершенно невообразимо в ландшафте родных осин. Разве можно себе представить, чтобы при аккуратном особнячке в быстро превращающемся в элитный столичном районе, разместилась бомжиха, воняющая сырым луком и мочой, со своими громоздкими транспортными средствами? И чтобы оставалась она там до самой смерти. И величественно позволяла хозяину дома пускать ее в свой туалет, делать для нее покупки в супермаркете и убирать мешки с мусором, ни разу не услыхав в ответ слова благодарности. И так – целых пятнадцать лет…

Хозяин не строит из себя доброго самаритянина; но его гнев, провоцируемый сумасбродной старухой в жутком затрапезе, который она из упрямства не желает менять, изживается в диалогах с самим собой. Алан Беннет предстает перед нами в двух лицах – как обычный человек и как писатель. Один живет, второй записывает. Уживаться в одном теле им непросто, но куда денешься. В качестве «хора» в этой истории появляются его соседи – один с циничными репликами, другая с попытками милосердных жестов, воспринимаемых адресатом в лучшем случае с холодным равнодушием. Алан пытается устроить судьбу мисс Шеперд, вернуть ее к нормальной, с точки зрения обычных людей, жизни. Но она не поддается ни на его уловки, ни на действия социальной работницы. Алану удается узнать, с каких высот грянула она самое дно, и как аукнулся ей характер вечной спорщицы. Но до конца разрешить загадку Алан смог лишь после ее смерти, которую нетрудно было предугадать по причине весьма преклонного возраста, в каком эта женщина, которую зовут то ли Мария, то ли Магдалина, впервые встретилась ему на улице.

The Lady In The Van 2«Леди в фургоне»

Мисс Шеперд сыграла дважды оскароносная кавалерственная дама (и еще профессор Хогвартса Минерва Макгонагалл) Мэгги Смит, достоверно изобразившая величественное достоинство в нищенском обличье с тем тонким и изящным юмором, который мы называем английским. В ее героине нет ни капли смирения или робости. Она может свысока отбрить полицейского, который осторожно поинтересовался, чтó леди в ночной рубашке, выглядывающей из-под плаща, делает в районе дорогих бутиков. И свой фургон она, не платя за парковку, собственноручно выкрасила в вызывающий ярко-желтый цвет мимозы.

Фильм поставил Николас Хайтнер, прежде ставивший эту пьесу (как и другие беннетовские произведения) на театральной сцене. А Мэгги Смит исполняла роль мисс Шеперд и в театре, и на радио вместе с Алексом Дженнингсом, поразительно похожим на своего героя в те далекие 70-80-е годы, когда все это произошло. Можно добавить, что и снимали в том самом месте и в том самом доме.

The Lady In The Van 3«Леди в фургоне»

Однажды Беннет описал случай, произошедший с ним в магазине одежды. Две женщины вроде бы нечаянно капнули на него мороженым и суетливо принялись очищать пятно. Он же чувствовал к ним благодарность – пока не обнаружил, что в этот момент у него стибрили полторы тысячи фунтов, которые он только что снял с карты. И в дальнейшем это сделало его гораздо менее доверчивым к доброте посторонних людей. Потому и к собственной доброте он относился с изрядной долей досадливого скепсиса. Не без повода.

Надо сказать, что Беннет – автор серии скетчей «говорящие головы». Сначала он выступал с ними на радио, потом на телевидении. Это зарисовки от лица реальных людей, чьи слова он услышал, чьи поступки увидел и сделал материалом своих историй. Не пощадив и родную мать, впавшую в старческое слабоумие и помещенную сыном в приют. Мисс Шеперд услышала этот сюжет по радио и упрекнула автора, добавив, что следующей жертвой писательской алчности станет, вероятно, она. Как в воду глядела. Шеперд с лихвой отплатила Алану Беннету за гостеприимство и милосердие. Он включил ее в свои «говорящие головы», написал о ней пьесу, которая много лет ставилась в Национальном театре, потом сценарий – и вот «Леди в фургоне» дебютировала на кинофестивале в Торонто, а теперь докатила и до России.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Есть ли в России культурная политика?

16.08.2013

Интервью «Ведомостям» о том, есть ли в России культурная политика, почему не хватает творческой среды и о питчинге кинопроектов. 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Завершился 70-й Венецианский кинофестиваль

07.09.2013

7 сентября состоялась церемония закрытия юбилейного Венецианского международного кинофестиваля 2013 года. Главный приз основной конкурсной программы фестиваля, неожиданно для многих критиков, получил документальный фильм «Священная римская кольцевая» (Sacro GRA) итальянского режиссера Джанфранко Роси. По собственному признанию, Роси снимал картину около двух лет. Гран-при, был присужден тайваньцу Цай Минляну за фильм «Бездомные псы» (Jiaoyou / Stray Dogs. Другой вариант перевода названия этой картины в русскоязычной прессе – «Бездомные собаки»).