Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0
За кругом света. «И гаснет свет…», режиссер Дэвид Ф. Сандберг - Искусство кино
Logo

За кругом света. «И гаснет свет…», режиссер Дэвид Ф. Сандберг

21 июля в российский прокат выходит фильм ужасов Дэвида Ф. Сандберга «И гаснет свет…». Почему его герои боятся тьмы, выяснила Нина Цыркун.


Джеймс Ван, постановщик «Заклятия 2» открыл путь в большое голливудское кино шведскому режиссеру Дэвиду Ф. Сандбергу, посмотрев в интернете его короткометражку-хоррор, выросшую теперь в полнометражный триллер «И гаснет свет…». Как следует из названия, главным руководителем проекта стал сам свет, которому отошла роль основного борца в единоборстве добра со злом, представшем как противостояние света и тьмы. Особенно колоритно это противостояние представлено оператором Марком Спайсером в первом эпизоде фильма – своеобразной прелюдии, где действие разворачивается на текстильном складе с призрачными фигурами манекенов – этих своеобразных и, как все куклы, зловещих «заместителей» живых людей, то ярко освещенных, то тающих во мраке, то совсем исчезающих в кромешной тьме.

Тьма закономерно выступает как средоточие страхов, потому что таит в себе нечто невидимое и непознаваемое, и это делает ее столь сильным проводником нашего ужаса. Когда знаешь врага в лицо, страх отступает, давая дорогу другим, более «рациональным» чувствам. В фильме Сандберга (по сценарию Эрика Хайссерера) зло не просто скрывается во тьме, но порождено ею и потому неуловимо. Нивелировать его хотя бы на время можно с помощью электричества, пламени свечей, огней автомобильных фар, но это лишь паллиативы. Поэтому борьба света и тьмы – обманка; на самом деле окончательно расправиться с темнотой может только человек. Кто это будет – главная ли героиня, молодая и раскованная Ребекка (Тереза Палмер), ее маленький братишка Мартин (десятилетний Гэбриел Бейтман), положительный до приторности красавчик-бойфренд Брет (Александер ДиПепсиа), или ее измученная демоном мать Софи (Мария Белло) – в этом интрига фильма. Был еще один претендент на героическое соло – отчим Пол (Билли Бёрк), но уже в начале фильма он становится жертвой жуткого косматого паукообразного существа, притворяющегося подругой Софи под именем Диана.

"И гаснет свет...", трейлер

Фабула фильма строится как расследование, которое должно объяснить, откуда взялась эта Диана и почему она взяла такую власть над Софи, сводя ее с ума. Страшнее всего то, что, не удовлетворившись покорением воли Софи, Диана принялась за ее детей, и с этим бедная женщина, так долго терпевшая злобства мнимой подруги, уже не может смириться.

Снимая «И гаснет свет…», Сандберг по сути дела выводит на экран два сюжета: психологический триллер об одолении монстра, тяготевшего над семьей, и не менее психологичную историю взаимоотношений внутри этой семьи. Здесь каждому отведена важная и нетривиальная роль: дети берут на себя ответственность за мать, чей рассудок помутился. Маленький Мартин уже не может спать из-за ужасных ночных видений. Ребекка, покинувшая семью после таинственного исчезновения своего отца, в стремлении оградить себя от невыносимой атмосферы, царившей в родном доме, понимает, что надо всему этому безобразию положить конец. Но в критический момент все внезапно и решительным образом меняется, выставляя всех в истинном свете.

Особую интимность повествованию придает отказ съемочной группы от использования компьютерных эффектов: положились на старый добрый грим, парики из натуральных волос и сноровку актрисы и каскадера Алисии Вела-Бейли, изображающую хитрую на выдумки, непредсказуемую «бестелесную» Диану, пожелавшую выйти из мрака.

Lights Out 3"И гаснет свет..

Как это часто бывает, происхождение фильма из (ультракороткой) короткометражки новичка выдает себя, оборачиваясь непозволительной для жанра прерывистостью темпоритма. Неопытность режиссера в крупномасштабном формате проявляется в нарушении логики повествования, в шаблонности приемов (таких, к примеру, как удары громкой «устрашающей» музыки или резкие «наезды» камеры с внезапной остановкой), виспользовании до боли узнаваемых экс- и интерьерных локаций (без всякой иронии), в наивно детальной проработке отдельных моментов и прописывании ставящих все точки над iреплик (чтобы все понятно было).

Но в целом дебют Дэвида Сандберга, уложившегося в пятимиллионный бюджет, вполне удачно вписывается в летние хиты по своей категории.

© журнал «ИСКУССТВО КИНО» 2012