Секс у нас есть
- №5, май
- Елена Стишова
Когда шесть лет назад мы делали номер «Искусства кино», вошедший в анналы как феминистский, «драйва» было больше, чем на этот раз. То была первая попытка кинокритики обозначить феминистский дискурс и хотя бы экспонировать проблематику, которая в течение десятилетий либо искажалась, либо запрещалась. Мы просто захлебывались в материале. С тех пор ситуация вокруг «женского вопроса» круто изменилась. Учреждены два Центра гендерных исследований — в Москве и в Петербурге, действует Независимый женский форум, собравший под своей крышей десятки организаций, гендерной проблематикой увлечены некоторые провинциальные университеты, например, Петрозаводский, выходят несколько периодических изданий (журнал «Преображение», «Атлантида», «Вы и мы») феминистской ориентации, уже два года, как еженедельно в телеэфире появляется ток-шоу «Я сама», наконец-то внедрившее слово «феминизм» в массовое сознание; изданы знаменитые книги самых известных западных феминисток — француженки Симоны де Бовуар и американки Бетти Фридан; многочисленные иностранные фонды, поселившиеся в России, все эти годы не жалели грантов на феминистские исследования…
И что же в итоге? Обнаружилось, что «секс у нас есть». Но феминистского бума, какой был на Западе в конце 60-х годов, не состоялось. Феминистская идея не овладела массами — это достояние узкого круга исследователей и функционеров. Между тем на пресловутом Западе феминизм активно вмешался в практику гендерных отношений и стал органической частью так называемой «политкорректности». Наша версия «политкорректности» была растиражирована телевидением: Жириновский оттаскал за волосы народную избранницу прямо в зале заседаний Думы, и ТВ взахлеб цитировало этот скандальный кадр.
А в это время, как писали в титрах немых фильмов, при Кризисном центре для женщин в Москве возник проект «Мужская солидарность», который намерен объединить мужчин, поддерживающих идеи женского освободительного движения и — самое интересное! — помочь самим мужчинам преодолеть стереотипы поведения, навязанные существующими дискриминационными практиками. Цель проекта — показать, что существует альтернативный образ мужчины, который не вписывается в навязываемую обществом модель «мужественности».
Совершенно неожиданный в наших Палестинах «мужской зигзаг» — свидетельство того, что «несмотря и вопреки» караван все-таки идет. Мы же следим за его небыстрым движением и по мере сил участвуем в нем, «озвучивая» процессы, затаившиеся в культурных пластах. Мифология мужского и женского в кино — вот тема номера «Искусства кино», который мы предлагаем уважаемым читателям.
Елена Стишова