«Аниматека» как «уходящая натура»
- №2, февраль
- Кора Церетели
Ведущая программы "Аниматека" Н.Лукиных |
Программа "Аниматека" (автор и ведущая Наталья Лукиных) выходила на канале РТР с 1993 года и могла показаться чуть старомодной, консервативной. Автор не перебивала собеседников эпатирующими репликами и вопросами, не панибратствовала с ними, не сообщала пикантных подробностей о личной жизни своих героев и, что называется, "не выставлялась". В начале каждой передачи Н.Лукиных появлялась в кадре на фоне живой анимационной картинки, чтобы всего за одну-две (максимум!) минуты в спокойной манере сообщить зрителю о содержании очередного выпуска. Затем "растворялась" в этой картинке, исчезала с экрана, и мы слышали ее голос только за кадром. Автор органично вписывалась в концепцию программы, которую можно определить как образовательно-просветительскую. Просветительство же, как известно, каленым железом выжигается с нашего голубого экрана. Участь "Аниматеки", имеющей награды нескольких международных фестивалей, решена -- новые выпуски уже не выходят в эфир.
Для автора "Аниматеки" самым важным было раскрыть перед зрителем огромный мир анимации, который, к сожалению, еще многие воспринимают на примитивном уровне постдиснеевских "Утиных историй", и постараться расшифровать код этого искусства.
Режиссеры, художники-аниматоры -- энтузиасты и подвижники, самоотреченно служащие своему делу. Другим путь в такое искусство заказан. Наверное, поэтому среди нескольких постоянно чередующихся рубрик "Аниматеки" -- "Триумфы", "На грани", "Раритет", "Окно", "Кухня", "Маэстры" -- последняя представляла особую важность для автора и вызывала особый интерес у зрителя.
Известно, что мастера мультипликации -- вдохновенные и искусные рассказчики. Не пытаясь соперничать с ними и не перебивая их, автор программы тактично организовывала сюжет, подбирала изобразительный материал, сочетая уникальные репортажные куски и фрагменты из фильмов и уступая мастеру свою роль рассказчика. Создавалась непотревоженная резонером-ведущим теплая атмосфера непринужденного общения с героем, в которой зритель чувствовал себя настоящим собеседником.
В "Аниматеке" зрителям предоставлялась редкая возможность побывать в мастерской у настоящих кудесников анимационного кино, скажем, у Юрия Норштейна и его жены -- художницы Франчески Ярбусовой, полистать вместе с ними толстые папки с сотнями эскизов и заготовок для анимационного Акакия Акакиевича и увидеть целую коллекцию тщательно собираемых для будущего фильма "фактур".
Предварительное раскрытие некоторых секретов норштейновской "ворожбы" -- прекрасная "увертюра" к показу небольшого материала к его неоконченному фильму по повести Гоголя. Акакий Акакиевич Юрия Норштейна демонстрирует воистину непостижимое "актерское" мастерство. Ни одному живому актеру не подвластна такая тонкая, такая изысканная психологическая нюансировка характера! Работа Норштейна говорит о рождении совершенно нового искусства. А зритель телепрограммы становился свидетелем этого рождения.
Патриарх отечественной анимации Федор Хитрук со свойственным ему чувством юмора приобщал зрителей "Аниматеки" к одному из таинств этого искусства -- оживлению рисунка. На наших глазах карандашные рисунки в движении под камерой обретали форму, наливались цветом, одушевлялись...
Учитывая особенности творческого метода Андрея Хржановского, автор "Аниматеки" и свой телевизионный сюжет строила на интриге постоянного творческого поиска "маэстро". Великолепный рассказчик, Хржановский шаг за шагом вел зрителя через этапы своего постижения творчества художника Юло Соостера, пушкинского наследия, английской поэзии -- к концепции своего последнего фильма "Долгое путешествие" по рисункам Федерико Феллини.
Знакомя зрителя с корифеями современного анимационного кино, "Аниматека" приобщала публику и к познанию исторических ценностей русской культуры, по небрежности или по злой воле позабытых и известных ныне лишь узкому кругу специалистов. Имя Александра Алексеева, эмигрировавшего после революции в Париж, история его жизни, творчества и смерти вдали от родины, его открытие -- игольчатый экран, синтезирующий искусство гравюры и возможности кино, -- все это появлялось в рубрике "Раритет" из тумана неизвестности, венчаясь убедительными подтверждениями гениальности русского мастера -- фрагментами из знаменитых фильмов Алексеева "Нос", "Ночь на Лысой горе", "Картинки с выставки"...
Не менее благородную просветительскую роль взяла на себя "Аниматека" и в отношении современных достижений зарубежного анимационного кино. Ведь если наш малоосведомленный зритель имеет возможность видеть на телеэкране и в видеозаписях некоторые образцы современной коммерческой, поточной анимации из-за рубежа, то о произведениях и особенно о создателях авторской анимации российская телеаудитория не знает практически ничего. Автор "Аниматеки" старалась регулярно знакомить отечественную публику с творчеством самых ярких звезд мирового мульткино. И поэтому в коллекции "Аниматеки" -- творческие портреты таких мастеров мирового искусства, как Питер Лорд и Джоанна Куинн (Великобритания), Жорж Швицгебель (Швейцария) и Мишель Оселот (Франция), Микаэла Павлатова (Чехия) и Боривой Довникович (Хорватия), Моник Рено и Геррит ван Дийк (Голландия)...
Но, разумеется, одной из главных и серьезнейших задач "Аниматеки" было знакомство зрителя с достижениями нового поколения российских аниматоров. Государственные студии, в том числе и когда-то могущественный "Союзмультфильм", парализованы тотальным кризисом. Творческие кадры растеклись по всему миру. Держать руку на пульсе российской анимации крайне сложно. Беседы с молодыми мастерами Александром Петровым, Оксаной Черкасовой, Михаилом Алдашиным, Алексеем Харитиди, Валентином Ольшвангом, Алексеем Деминым сочетались в "Аниматеке" с живыми репортажами из новорожденных школ-студий и кинолицеев.
"Аниматека" была рассчитана на универсального зрителя как по возрастным категориям, так и по степени профессиональной подготовленности. Каждый воспринимал ее на своем уровне. Нашим детям, чей вкус и сознание отравлены пошлыми комиксами, программа старалась возместить дефицит любви, добра и сочувствия. Именно эти чувства пробуждают в детях, в подростках лучшие фильмы российских аниматоров. Увы, сегодня они оттеснены с телеэкранов компьютерными страшилищами из американских мультбоевиков.
Единство замысла, авторской концепции чувствовалось в каждом выпуске программы. И для каждого сюжета, для каждой темы находились свои изобразительные решения. Потешный мультипликационный двойник автора, изредка появляясь на экране, удачно акцентировал отдельные реплики выступающих. Но, надо сказать, в передачах недоставало интриги, анекдота, которые держали бы зрителя в напряжении. Манера Лукиных-ведущей иной раз оборачивалась излишним аскетизмом. Анимация -- это еще и озорное, ироничное, веселое искусство. И следовало проявить большую долю самоиронии, активнее участвовать в веселых приколах, розыгрышах, на которые так щедры мастера анимации.
В целом же "Аниматеку" характеризовали интеллигентность и профессионализм -- качества, сегодня едва ли не атавистические на телевидении. Видимо, не по вкусу они пришлись и новому руководству государственного канала РТР, стремительно сворачивающего культурологические программы. Вслед за "Российскими университетами", "Садами культуры", "Частной коллекцией" и еще десятком таких же программ наступила очередь и "Аниматеки". Такова последовательная политика телеканалов.