Анимация для телешопа
- №7, июль
- Наталья Лукиных
Знаменитые герои фильмов Ника Парка -- герои рекламы, Англия |
Сегодня сам факт активного присутствия разных форм прикладной анимации в нашем телеэфире уже не удивляет даже малолетних детей, основательно подключенных ко всем телеантеннам. Но, к сожалению, никого не поражает и художественное качество такой анимации, поскольку в нынешней отечественной коммерческой видео- и телепродукции оно не то чтобы отсутствует, но словно бы и не предполагается.
Когда наше инфантильное киносообщество готовилось вступить в рыночную эпоху, апологеты западной киноиндустрии были почти убеждены, что наших мультипликаторов ожидает пора полного благоденствия. Внезапно открывшиеся ворота мирового рынка и в самом деле поначалу предвещали именно нашему прославленному мульткино максимальное раскрытие творческих возможностей во всех новомодных жанрах и формах без утраты при этом лучших традиций профессиональной школы. Но по мере затихания перестроечной эйфории терял свои очертания и образ кинематографического "просперити". Сперва в новой России исчезли бойкие западные заказчики, грозившиеся насытить мировое кино- и телепространство новыми российскими мультсериалами, а затем и у наших отечественных продюсеров явно упал интерес к дорогостоящему и рукотворному мульткино. Вот тут-то по-настоящему и встал перед нашими "волшебниками-одушивителями" вопрос о выживании и самообеспечении уникальной киноотрасли в новых экономических условиях. А в сущности -- о создании индустрии и национальной школы коммерческой, прикладной анимации, которой у нас до сей поры просто не было и которая во многих странах действительно обеспечивает стабильный уровень профессиональной жизни мультстудиям и независимым художникам.
Но было бы наивно предполагать, что в стране, в принципе не ориентированной на интересы взыскательного потребителя, могла в одночасье образоваться система цивилизованного европейского рынка и высокоразвитая культура рекламы и рекламного дизайна. Можно было надеяться только на традиции национального искусства и на изобретательность самих художников, методом проб и ошибок взявшихся постигать совершенно новое дело. И тем не менее реклама постепенно начала входить в профессиональные планы отечественных фильммейкеров.
Анимация была востребована и получила возможность пустить корни прежде всего в шоу-бизнесе и теледизайне. Отечественным звездам музыкальной эстрады и вышедшего из андерграунда рока раньше других потребовалась современная активная и эффектная видеореклама, которая давала бы им возможность выходить на ТВ и на международный шоу-рынок. Так у нас начали появляться первые анимационные клипы музыкантов нового поколения, по сути, решающие исключительно рекламные задачи.
Одним из первых и самых ярких экспериментов стал клип "Цветы" молодого режиссера-аниматора Александра Андраникяна с участием восходящей эстрадной знаменитости -- певицы Валерии. В трехминутном музыкальном ролике московский мультипликатор впервые в нашем кино попробовал соединить пластику классической рисованной мультипликации с техническими возможностями компьютерной графики, видеоарта и продемонстрировал все магические эффекты изящного смешения живого изображения с анимационным. Конечно, можно было бы упрекнуть постановщика в некоторой вторичности художественных приемов или даже в буквальном цитировании известных анимационных сцен из знаменитого фильма "Стена" с группой "Пинк Флойд". Но именно этот ультрасовременный клип на музыку старинного русского романса получил в 1992 году высшие призы на престижных фестивалях "Пост-Монтре" и "Поколение", дал возможность выпускнику Высших режиссерских курсов Андраникяну уехать в Америку и там сразу влиться в элитную среду современных клипмейкеров, а для отечественного кино стал некоей точкой отсчета в определении достоинств и особых примет самой эстетики прикладной клиповой анимации.
В нынешнем быстро меняющемся компьютеризированном мире "культурный слой" создается и обновляется буквально на наших глазах, и нередко вчерашние достижения видеокультуры уже сегодня становятся привычным атрибутом нашей бытовой будничной жизни. Кстати, именно так сегодня воспринимаются довольно грамотно сработанные из живого видео и рисованной анимации популярные музыкальные клипы питерского режиссера-аниматора, воспитанника студии "Пилот" и лауреата "Ники" Рината Газизова "Зайка моя" (Ф.Киркоров -- А.Пугачева) или "Маленькая страна" (Н.Королева), а также многочисленная телереклама, созданная тем же Газизовым и его коллегами-аниматорами на различных компьютерных студиях. Смотря эти работы, не скажешь об отсутствии профессионального мастерства и анимационной изобретательности. И в заезженной всеми телеканалами "Зайке", и в "Маленькой стране", и в прочих клипах Газизова живое изображение исполнителей вполне умело и по-своему эффектно соединяется с рисованными большеголовыми карапузами, птичками-рыбками, цветами и всякой анимационной мелочью. Но для мастерства такого рода сегодня уже не требуется искусный режиссер с богатейшей фантазией. Для этого вполне достаточно крепкого ремесленника-аниматора и режиссера-технаря, умеющего разбираться в компьютерных анимационных программах и знающего западные образцы современной видеопродукции с модными гэгами, "приколами" и "фенечками". Сегодня достоинства такого рода видеоизделий уже никому не приходит в голову обсуждать с эстетической точки зрения. Для их оценки как-то более подходят характеристики из жаргонной лексики "компьютерной молодежи", типа "это круто!". Не более того.
К сожалению, стремительность развития новых экранных технологий и специфические вкусы новых заказчиков из сферы шоу-бизнеса заметно повлияли на отечественные эталоны рекламной и клиповой эстетики. Сегодня поточная коммерческая видеопродукция в любой технологии создается у нас уже без какой-либо художественной претензии и, главное, без эстетических амбиций. Эстетически совершенные клипы и рекламные ролики буквально наперечет, а рынок качественных дорогостоящих проектов ревностно оберегается мощными продюсерами. В этот "золотой" круг сразу попали несомненно талантливые режиссеры и операторы молодого поколения из игрового и документального кино Б.Килибаев, Д.Файзиев, Д.Евстигнеев, С.Козлов, а также удачно дебютировавшие мастера видеоарта Ф.Бондарчук, Д.Хлебородов, но из среды аниматоров подобного качественного перетекания в индустрию рекламы как-то не случилось. Лучшие мастера молодого, а тем более старшего поколения до сих пор предпочитают собственное авторское кино. Естественно, свято место пусто не бывает, и его в сфере анимационной рекламы стали занимать бойкие дилетанты, как правило, приходившие из области компьютерного и телевизионного дизайна, или, как теперь принято говорить, из сферы новых экранных технологий.
Я не хочу сказать, что вся сегодняшняя компьютеризированная видеокультура (рекламные ролики, клипы, телезаставки и прочее) не имеет художественной ценности. Вовсе нет. Но редкие талантливые работы настоящих профессионалов игрового кино и анимации, умело экспериментирующих с новыми технологиями не только во имя технологий, теряются в винегрете безликой и безвкусной видеопродукции.
Особенно убогое зрелище представляют всевозможные компьютерные заставки и ролики, словно бы сработанные одними руками на базе нескольких популярных компьютерных программ и унифицировавшие имиджи почти всех наших современных телеканалов. Исключение все еще составляет НТВ, поддерживающее единообразие своего фирменного дизайна.
С утра до ночи так и кочуют по телеэкранам с логотипами разных телекомпаний одни и те же "силиконовые" облака, расплывающиеся круги, рассыпающиеся линии, морфирующиеся маски-лица и прочие примелькавшиеся компьютерные "примочки". Во всем этом однообразии читается либо техническая бедность (впрочем, эта причина вряд ли может извинить оформление крупных телеканалов, закупающих самую дорогостоящую современную технику мирового класса), либо, что чаще и печальнее, примитивность художественной мысли и дизайна. Да что говорить, за редчайшими исключениями, работы художника в подобного рода продукции просто не видно.
Это особенно грустно наблюдать на примере анимации -- искусства, по самой своей природе и образным возможностям способного наиболее выразительно и эффектно решать самые трудные художественные задачи современной рекламной культуры.
Все западное телевидение и мир шоу-бизнеса уже давно привлекают к рекламной работе ведущих мастеров анимации, используя их лучшие замыслы, художественные приемы и авторский стиль. Особенно бережным и уважительным вниманием к искусству современных аниматоров славится Британское телевидение. Так, например, на МТV, самом модном, популярном и активно работающем телеканале Европы, большая часть заставок, рекламных перебивок, фонов и прочей видеомишуры создана не просто аниматорами, а самыми яркими звездами анимации мирового класса.
Знатоки мульткино легко угадывают в неподписных рекламных роликах и крошечных телезаставках пластилиновые улыбки знаменитых комических персонажей из фильмов трижды оскаровского лауреата Ника Парка ("Комфорт живых существ", "Неправильные штаны", "Чистое бритье") и его знаменитых коллег с бристольской студии "Аардман Анимейшн". Пластику их знаменитых превращений в новой заставке сменяет так же хорошо узнаваемая виртуозная графическая манера прославленной Джоанны Куинн из Кардифа, которая покорила весь мир своими динамичными рисованными историями и памфлетами ("Великолепное тело", "Британия"). И даже самые элитарные творцы кукольной анимации из Лондона братья-близнецы Тимоти и Стефани Куэй подключаются к работе в клиповой эстетике, но в короткой телезаставке и музыкальном ролике они пытаются воссоздать таинственную и странную атмосферу своих сложных философских фильмов, где обитают незрячие куклы с потрескавшимися фарфоровыми лицами и изломанной пластикой нервно трепещущих маленьких пальчиков ("Улица крокодилов", "Кабинет Яна Шванкмайера", "Гребень").
Еще пример. Год назад с блеском прошли мировые фестивальные премьеры (в частности, на знаменитом фестивале коммерческой и новой анимации в Утрехте, в Голландии) рекламного блока фирмы "Абсолют-водка" (производство США, продюсер-координатор Кристина Панюшка), в создании которого принимали участие около тридцати самых известных анимационных режиссеров мира. Среди них -- О.Черкасова и Н.Шорина (Россия), П.Пярн (Эстония), Е.Куча и П.Думала (Польша), М.Павлатова (Чехия), П. и М.Денойеры (Голландия), К.Кавамото (Япония), Беру (Франция) и другие. Каждому мастеру было дано всего 15 -- 20 секунд, чтобы за это короткое даже для анимации экранное время выразить и рекламную идею, и свое творческое "я", но зато теперь эти уникальные секунды войдут в золотой фонд современного рекламного искусства мира. И это неудивительно, ведь мрачная ирония польского художника Петра Думалы, например, запечатлела на бутылке "Абсолюта" имена и образы его любимых писателей Достоевского и Кафки, наша озорная Оксана Черкасова запустила в бутылку шведской водки тролля, более похожего на ее уральского домового из "Нюркиной бани", а знаменитый мастер кукольной анимации Кихачиро Кавамото из Токио одному из своих традиционных героев просто предложил вместо сакэ выпить "Абсолюта"...
Главная наша беда заключается в том, что сегодня в России своей коммерческой анимации просто мало для того, чтобы она стала серьезным явлением массовой культуры, ведь в основном наша публика видит на телеэкранах адаптированные для отечественного уха и глаза образцы западной бытовой видеорекламы. Видимо, не случайно и сами аниматоры, вынуждаемые обстоятельствами работать в рекламе, как правило, не скрывают, что делают ее ради денег, и стесняются показывать свои ролики в профессиональных конкурсах. А сами отечественные фестивали рекламы и видео чаще всего становятся мерилом не художественных достоинств работ, а соревнованием мощностей влиятельных производительных компаний.
Художественная бедность проявляется и в программе крупнейшего в СНГ международного мультфестиваля "Крок", где серьезную селекцию не выдерживает подавляющая часть отечественных рекламных и клиповых сюжетов, предлагаемых в конкурс. А на Открытом Российском фестивале мульткино в Тарусе, где ежегодно демонстрируется вся отечественная анимация без предварительной селекции, образцы коммерческой продукции выглядят хоть и более представительно, но все же довольно бледно и провинциально.
За последние два-три года наиболее интересные творческие и авторские находки появились как раз не в рекламе, а в жанре музыкального анимационного клипа. Так что полноправно могут называться авторскими фильмами вполне адекватные музыке и исполнителям рисованные клипы "Я дам тебе знать" А.Татарского (группа "Машина времени") и "Голоса" Д.Резчикова и А.Ратновского (певица Настя Полева), а также кукольный балет О.Кузовкова "Синкопирующие часы" (оркестр Владимира Спивакова), пластилиновая "Октябрятская партизанская" Д.Высоцкого и А.Сикорского (группа "Дюна") и ироническая драма в комбинированной технике А.Алексеева "Песня о безответной любви к Родине" И.Вейтшагина и О.Кузовкова (группа "Ноль"). Хотя качество всех перечисленных клипов одинаково достойно и все они в полной мере могли бы украсить наш телеэфир, повезло на телевидении, пожалуй, только клипу хорошо раскрученной и модной ныне группы "Дюна" "Октябрятская партизанская", где смешной рассказ о захвате пионерлагеря врагами ведется от лица постоянно меняющихся пластилиновых героев с лицами дюновцев. Стиль приблатненной детской песенки в сочетании с яркими пластилиновыми превращениями и в самом деле может удовлетворить самые разные вкусы.
Мне, однако, хочется особо выделить клип группы "Ноль", чья трогательная песня "Человек и Кошка" оказалась воплощенной сразу в двух независимых авторских анимационных композициях. Здесь пойдет речь о комбинированном клипе "Песня о безответной любви к Родине" Вейтшагина и Ко, в котором, по-моему, получилась наиболее выигрышная и осмысленная экранизация песни про душевную тоску. Взяв за основу уже хорошо апробированный клипмейкерами прием соединения актера с рисованным персонажем, авторы ленты, однако, не сделали этот эффект самоцелью, а лишь определили с его помощью роли своих героев. Незадачливого сочинителя, который мучает себя, пишущую машинку и домашнего кота своими творческими порывами, убедительно изображает вполне реальный режиссер-аниматор Слава Ушаков, а его Ученый Кот, с тоской глядящий за окно и на хозяина, нарисован коллегами Ушакова. А вот рисованная анимационная реальность символизирует для обоих героев клипа и неспетую песню о Родине, и образ жизни в родной России, где все не в лад, невпопад, не в радость, но и как бы не всерьез...
В жанре же чистой рекламы профессиональным мастерством и художественной фантазией за последнее время отличились лишь несколько рекламных роликов Гарри Бардина, Константина Бронзита и учеников Александра Татарского со студии "Пилот". И прежде всего успех им обеспечило использование своих традиционных мультгероев в рекламных целях (вспомните хотя бы пластилинового бардинского Иванушку, агитировавшего нас идти на выборы, чтобы не стать козленочком...). Но подлинно художественного совершенства удалось добиться пока только Юрию Норштейну и Франческе Ярбусовой в трех перекладочных роликах для фирмы "Русский сахар". Прелестное семейство львов и львят-сладкоежек достойно войти в уникальную галерею норштейновских персонажей, а наполненная солнечным светом и сладким ароматом атмосфера минисюжетов про чаепитие, варенье и цирковых львов невольно напоминает о том тумане, в котором потерялся пугливый Ежик, и о румяных яблоках на пушистом снегу, которыми любовался маленький Волчок...
Но о таком художественном качестве телерекламы нам остается только мечтать. К сожалению, современная система отечественного рекламного шоу-бизнеса выделила для искусства анимации жанровое место где-то среди роликов телешопа, где об искусстве уже забыли, а о культуре дизайна еще не научились всерьез думать. Ведь никому не приходит в голову обсуждать эстетические качества телепоказа какого-нибудь тренажера или пылесоса. В телешопе важны цена изделия и марка фирмы-производителя, остальное -- чепуха.
Впрочем, если считать стабильное пребывание нашей анимации среди необходимых атрибутов телешопа лишь начальной фазой жизни в рынке, то, может, и не стоит обижаться на судьбу. Пройдет еще год-другой, и у творцов качественной анимации появится более завидная роль в рыночном социуме. Лишь бы за эти годы не оскудела профессиональная школа и не разбежались по всему свету те, кто еще способен привнести в прикладную анимацию энергию художественного образа.