Телереклама: игрушки для взрослых, или Новейший способ честного отъема денег у потребителя
- №7, июль
- Ю. Мининберг
Самые известные клиенты рекламных агентств -- от "Ниссана" до "Найка" -- не раз использовали анимационные образы, желая продать игрушки для взрослых живущему в каждом из нас ребенку.
Мы предлагаем вашему вниманию рассказ о новых телевизионных роликах, о том, кем и как они были сделаны.
Aardman Animation. "Текрон" для "Шеврона"
Студия была основана в Британии в конце 70-х. Известность в США приобрела благодаря фильмам режиссера Ника Парка "Неправильные штаны" и "Комфорт живых существ".
Идею рекламы для "Шеврона" подсказал "Комфорт живых существ". В этом рекламном фильме, сделанном по заказу одной компании по электрооборудованию, пластилиновые животные говорили голосами реальных людей, рассказывающих о достоинствах обогревательных приборов. Аниматор Дэвид Спрокстон рассказывает, что сначала была идея сделать колеса машины вручную, но потом от нее отказались как от нарушающей чистоту анимации. В результате перед аниматорами встала трудная задача -- создать "автомобильный характер" лишь с помощью движений глаз, бровей и рта. Машины в 15 дюймов длиной были отлиты из силикона, который отличается легкостью, прочностью и удобен для аниматоров; все движения рта создавались с помощью двух десятков его готовых форм. Снимались ролики способом покадровой анимации.
"Чтобы движения были не слишком дергаными, -- говорит Спрокстон, -- мы снимали видеокамерой с ее 30 кадрами в секунду (в отличие от 24 кадров кинокамеры). При озвучании использовались реальные записи людей на улицах, говорящих как бы от имени своих машин". Затем анимационный образ превратился в популярную игрушку. "Спрос был потрясающим. Машинки раскупались, едва поступив в продажу", -- сообщил менеджер по рекламе Дан Барбьери.
Will Vinton Studios. "Игрушки" для "Ниссана"
Реклама составляет около 75 процентов всей продукции студии Vinton, а "Калифорнийский виноград" и "Безумная пицца" -- в числе самых популярных ее творений.
В "Игрушках" кукольный герой Ник выпрыгивает изо рта пластилинового динозавра, съезжает по проводу лампы, вскакивает в гоночный радиоуправляемый "Ниссан 300ZX" и колесит по квартире, проезжая мимо домашнего кота и вкатываясь в детскую. Там на него обращает внимание кукольная девушка, которая бросает своего приятеля, чтобы покататься с нашим героем в "Ниссане".
"В нашем ролике мы не стали снимать Кена и Барби, -- рассказывает Марк Густафсон, режиссер покадровой анимации ("живое" движение снимал Кинка Ушер). -- Моделями Ника, его девушки Роксаны и ее отвергнутого бой-френда Теда послужили настоящие актеры. По их фотографиям были изготовлены восьмидюймовые куклы, а также их шестнадцатидюймовые копии для крупных планов. На съемки ролика ушло четыре недели, в течение которых пятеро аниматоров работали на шести площадках для покадровой анимации. Обычно аниматоры стремятся достичь реалистичности движений, но в "Игрушках" куклы должны были двигаться именно как... куклы".
Самую большую трудность представляли съемки настоящего кота, а также управление игрушечной машиной. В роли оператора выступил двукратный чемпион в гонках радиоуправляемых машин, которого Густафсону стоило немалых усилий уговорить не преследовать кота на автомобиле. Видимо, игрушки и в самом деле способны в любом из нас пробудить ребенка.
Digital Domain. "Барби-модельер" для "Мател"
Ролик "Барби-модельер" создан в интерьере дома "Мател". За основу взяли CD-ROMное трехмерное изображение Барби. Пластику моделей демонстрировала бывшая манекенщица, при этом специальные датчики снимали информацию о ее движениях, на основании которой аниматор Джордан Харрис сделал длинный узкий скелет и затем облек его в пластиковое тело.
Нелегко было выбрать тон кожи для героини ролика, так как Барби бывает разной, от смуглой до бледненькой (CD-ROMные изображения негритянской и азиатской Барби появились совсем недавно). Тон был составлен на основе двадцати разных вариантов. Трудно было подобрать и цвет глаз, которые на каждой кукле рисуют вручную, используя три оттенка голубого и белый.
Каждая девушка знает, что самое хитрое в туалете -- это прическа и косметика. Барби не исключение. Художнику Майклу Саделлону и группе визажистов "Мател" пришлось немало потрудиться, чтобы найти верное решение.
У куклы Барби уже больше жизней, чем у кошки, и несколько завидных профессий: она была, например, и врачом, и учительницей. Но у аниматоров возникла новая идея: Барби-аниматор, вот это карьера!
Renegade Animation. "Татуировка" для "Карлс Джуниор"
Озорник, оживающий среди замысловатых татуировок на плече Денниса Родмена и отправляющийся затем на прогулку по его телу, -- это последняя из веселых находок Renegade Animation, основанной в 1992 году Даррелом Ван Ситтерзом, работавшим до этого на студиях "Дисней" и "Уорнер Бразерс". Ван Ситтерз уже имел опыт сочетания в своих клипах анимационных и "живых" героев -- например, он снимал знаменитых спортсменов, в том числе Майкла Джордана (в клипе "Найка" "Космический Джордан") и Шекила О'Нила (в рекламе "Пепси").
Работая над "Татуировкой", Ван Ситтерз столкнулся с непредвиденными трудностями. Пока в одной из татуировочных на бульваре Сансет режиссер Джастин Кларенбек устанавливал камеру, Ван Ситтерз старался выкроить для Озорника местечко среди многочисленных красочных татуировок Родмена и разработать маршрут движения анимационного персонажа. "Мы тщательно продумывали вариант его передвижений, -- рассказывает Ван Ситтерз, -- и нам неоднократно приходилось все менять, так как уже на следующий день съемок мы обнаруживали на Родмене новые татуировки. Поэтому часть из них приходилось замазывать". Когда Родмен не позволил скрыть под гримом изображение своей грудной дочери, к работе над клипом пришлось подключить дополнительную команду аниматоров. "Татуировка" была создана в старой доброй технике рисованной анимации, но последние кадры были сделаны с помощью компьютерных "чернил" и "краски".
Industrial Light & Magic. EV-1 для "Дженерал Моторс"
Компания ILM знаменита производством спецэффектов в художественных фильмах -- именно здесь были созданы, например, металлический монстр "Терминатора-2" и динозавры для "Парка Юрского периода". Начиная с 1989 года в студии существует отдел рекламы. Семь его штатных режиссеров снимают по 35 -- 40 роликов в год, приносят студии одну треть ее общего дохода.
В EV-1 рекламируется автомобиль "Дженерал Моторс" с электрическим двигателем. Толпа электроприборов, из которой раздаются то приветственные, то растерянные возгласы, демонстрирует волнение в электрической среде, вызванное появлением новичка. "Труднее всего было, -- говорит продюсер Кевин Таунсенд, -- наделить все эти утюги и скороварки живым характером, сохранив в то же время их реалистичность. Мы не могли поместить их в какой-то искаженный, деформированный фантастический мир: действие происходит в моем и вашем доме, когда нас нет".
В последней сцене 523 прибора с радостными криками высыпают на улицу, чтобы поглазеть на новую электрическую машину "Дженерал Моторс". "В первом варианте они выглядели как "живые мертвецы" из триллера, -- шутит ведущий аниматор Пол Гриффин. -- Фокус заключался в том, чтобы заставить их двигаться с разными скоростями. После чего они уже выглядели не так зловеще".
Wild Brain. "Корова" и "Шалтай" для "Найка"
Эта сан-францисская студия рисованной анимации была основана тремя бывшими сотрудниками "Колоссал Пикчерз" -- продюсером Джеффом Фино и режиссерами Джоном Хейсом и Филом Робинсоном.
"Корова" и "Шалтай" -- это свободная интерпретация английских стишков, которая задумывалась в противовес более жестким роликам, рекламирующим "Найк". Черно-белый графический стиль кажется несколько необычным -- дело в том, что за основу были взяты рисунки художников-иллюстраторов (а не аниматоров): Питера Де Стива ("Корова") и Джона Вуда ("Шалтай").
Аниматор Гордон Кларк, снявший оба ролика, говорит, что в страстном стремлении сохранить причудливый карандашный стиль Де Стива они с режиссером Гареттом Шелдрю сделали всю работу сами -- в этом ролике обутая в кроссовки "Найк" корова прыгает через Луну. "Шалтая" -- ролик, где речь идет о добром яйце, которому угрожает злая шайка вооруженных сковородками поваров, -- рисовать было проще, и поэтому Кларк и режиссер Роджер Доудсон доверили работу четырем другим аниматорам. Иллюстратор Джон Вуд создавал Шалтая в "Макинтоше", специалисты Wild Brain нарисовали его на бумаге -- крайне редкий случай!
Troon. "Панушка Абсолют" для водки "Абсолют"
Созданная в Санта-Монике в 1991 году Джеймсом Яффом, студия Troon прославилась своим шокирующим роликом "Келли Уэб Абсолют", рекламирующим дистиллятор. Подобный первому, ролик "Панушка Абсолют" назван в честь Кристины Панюшки, директора отделения экспериментальной анимации компании Cal Arts.
Художникам из разных стран мира была предоставлена полная свобода в реализации своих фантазий, единственное требование состояло в том, чтобы было обязательно использовано изображение бутылки "Абсолют-водка". То, что происходит на экране, оставляет ощущение настоящей бури.
"Сегодня, когда на анимацию нет денег, а таланты погибают от коммерциализации, -- говорит Кристина Панюшка, -- мы видим свой долг в том, чтобы привлечь всеобщее внимание к этому виду искусства, попавшему в тяжелый финансовый кризис. Заодно работа, может быть, поспособствует и продаже "Абсолюта".
The Hollywood Reporter Special Animation Issue,
1997, Jan. 14
Перевод с английского Ю.Мининберга