Карин Вольф
Я очень рада, что журнал "Искусство кино" при поддержке Гете-Института посвящает специальный номер немецкому кино и немецкой культуре в целом.
Гете-Институт -- организация, призванная распространять достижения немецкой культуры за рубежом, действующая на основе принципа взаимного партнерства. Возникший в 1932 году в рамках Немецкой академии, он вместе с ней прекратил свою деятельность в 1945-м и в обновленном виде возродился в ФРГ в 1952-м. В 1968 году Гете-Институт получил право самостоятельно работать на почве культуртрегерства. А после 1989 года появились возможности открыть филиалы Института на Востоке, в том числе в Москве. Работа здесь стала для нас одним из важнейших участков. У нас завязались дружеские связи с представителями российского кино, среди наших дорогих друзей -- Наум Клейман, Юрий Норштейн и многие другие. Хочется надеяться, что специальный номер журнала "Искусство кино" -- первый шаг на пути сближения в первую очередь творческой молодежи, которая вместе будет решать очень важную задачу возрождения и процветания европейского киноискусства. Пусть это будет первый, но не последний номер в ряду многих славных дел на пути решения этой сложной и благородной задачи!
Карин Вольф
Гете-Институт, Мюнхен
Этот номер -- результат встречной инициативы Гете-Института (Немецкого культурного центра в Москве) и редакции "Искусство кино". Выступив спонсором нашего издания, Гете-Институт не впервые проводит акцию такого рода, расширяя горизонты взаимного культурного сотрудничества. А мы, со своей стороны, ощущая необходимость более глубокого и целостного знакомства с жизнью кино и вообще культуры в современной Европе, уже выпустили специальный номер, посвященный Франции, и надеемся сделать подобные проекты традицией.
Честно говоря, приступать к подготовке немецкого номера было страшно. Не сильно преувеличим, если скажем, что Германия "после Стены" представлялась нам совершеннейшей terra incognita. Последнее, о чем мы имели более-менее профессиональное представление, -- это "молодое немецкое кино", разнесенное ветром по разным сторонам. Предел (точнее, беспредел) нашего незнания, которым, как выяснилось, страдали многие, в большей мере определил замысел номера. Хотелось знать, что происходит в объединенной киноиндустрии сегодня, как вписывается кинокультура в контекст социальной и духовной ситуации обновления и переосмысления прошлого, как она соучаствует в художественной жизни страны. Благодаря огромной помощи сведущих людей, в своем бескорыстном энтузиазме не пожалевших ради наших целей ни эрудиции, ни времени (которое -- деньги), нам (хочется надеяться) удалось собрать некую мозаичную картину, представляющую разные фрагменты социально-культурной хроники современной Германии, неразрывно связанной с ее собственным прошлым, а также с прошлым и настоящим России.
Редакция выражает горячую признательность:
Немецкому культурному центру в Москве (Гете-Институт) и лично -- директору господину Михаэлю Кан-Аккерману и госпоже Марии Рыбкиной,
госпоже Карин Вольф (Мюнхен),
Юрию Гинзбургу (Берлин),
Борису Дубину (Москва),
Александру Иванову (Москва),
Борису Хлебникову (Москва),
Гансу-Иоахиму Шлегелю (Берлин).
Нина Цыркун