Хорст Петер Колл: «Наша задача ‒ держать зрителя в форме»
Filmdienst -- одно из старейших и авторитетнейших немецких киноизданий, выпускающееся Католическим институтом. Редакция журнала находится в Кельне, и окна редакторского кабинета выходят на знаменитый Кельнский собор -- жемчужину европейской готики. И на знаменитый Людвиг Музеум, где среди прочих замечательных вещей -- одно из самых "богохульных" полотен мировой живописи -- "Богоматерь наказывает младенца Христа в присутствии трех свидетелей" Макса Эрнста. Два полюса европейской культуры. Там, время от времени поглядывая в окно, мы и беседовали с господином Хорстом Петером Коллом, главным редактором журнала.
Нина Цыркун. Господин Колл, трудно поверить, что такой серьезный журнал вы выпускаете почти в одиночку, ведь, кроме секретаря, у вас в подчинении никого нет...
Хорст Петер Колл. У нас недостаток не только штатных сотрудников, но и вообще специалистов-критиков. Увы, такова ситуация в сегодняшнем немецком кинематографе: авторское кино пребывает в довольно жалком состоянии, хотя процветает коммерческое. Так что изучать практически нечего. И молодые специалисты с большей охотой занимаются американским кино, а не родным. Их можно понять. К сожалению, времена великого немецкого кинематографа прошли. Надеюсь, что не навсегда. И наша задача -- держать зрителя в форме. Изучать кинокультуру и эстетику, передавать читателям навыки понимания искусства актерской игры, режиссерского и операторского мастерства. Одна из больных проблем -- широкой публике неинтересно авторское кино. Мы пытаемся выяснить, почему. Привить к нему интерес.
Нина Цыркун. Когда и по чьей инициативе возник ваш журнал?
Хорст Петер Колл. Первый номер вышел полвека назад. Осенью прошлого года мы праздновали юбилей. Filmdienst родился по инициативе киноведов-католиков, которым надоело американское засилье в кинокультуре. Поначалу журнал, возникший под эгидой Католического института, проводил политику церкви. Он был очень консервативным и, например, не принимал кинематограф Феллини, считая его богохульственным. После 1968 года, когда произошли серьезные перемены в культурной жизни Западной Европы, этот католический ригоризм стал отталкивать читателей. И тогда было решено модернизировать политику журнала, переориентироваться на воспитательные цели. Журнал стал более открыт в эстетическом плане, начал приветствовать новаторство стилей и идей. Filmdienst стал не столько религиозным изданием, сколько общекультурным. Тем не менее я должен сказать, что до 60-х годов число наших подписчиков составляло десять тысяч, а потом сократилось до двух. Правда, сейчас оно поднялось до четырех тысяч.
Нина Цыркун. Это большая цифра для Германии!
Хорст Петер Колл. Очень большая, особенно если принять во внимание, что это не коммерческое издание, мы не пишем о шлягерах, не печатаем сплетни о жизни звезд. Но мы публикуем критические портреты известных актеров, обзоры кинофестивалей. В журнале много иллюстраций. Раньше их вообще не было. И как ни странно, этот скучный на вид журнал, похожий на академические записки, был очень популярен -- десять тысяч подписчиков только в Западной Германии...
Нина Цыркун. В какой степени Католический институт контролирует деятельность журнала? Существует ли, например, индекс нерекомендуемых для просмотра фильмов?
Хорст Петер Колл. Такие ограничения возникают лишь в исключительных случаях, когда разгорается такой скандал, на который нельзя не отреагировать. Но мы не провоцируем и не поощряем такие скандалы. Пытаемся аргументированно показать, чем вреден тот или иной фильм. Но всегда стараемся выявить лучшее, что в нем есть.
Нина Цыркун. Я не случайно задала этот вопрос. У нас имел место важный прецедент -- один из телеканалов объявил о показе "Последнего искушения Христа" Мартина Скорсезе, и православная церковь выступила с резким протестом, вызвавшим жаркие споры. Показ фильма был отменен, потом картину все же показали, и в результате запрет повлек, как водится, обратный результат -- фильм посмотрели и те, кто не стал бы его смотреть, если бы интерес не был искусственно подогрет.
Хорст Петер Колл. Да, отголоски этого скандала дошли и до нас. И мы о нем писали. Вообще за последние пятнадцать лет это единственный фильм, вызвавший резкий протест Ватикана. В Германии тоже против него ополчились. И мы попытались проанализировать эту ленту, разъяснить позицию Скорсезе и тем самым притушить страсти. Подобные случаи были с фильмами "Дева Мария" Жан-Люка Годара и "Привидение" Герберта Ахтернбуша, где образ Христа приобрел саркастическую окраску. Фильм Ахтернбуша финансировало государство, и, увидев результат, деньги потребовали вернуть. Так или иначе, мы всегда заостряем внимание на положительных аспектах. Отрицательные видны и без наших усилий.
Нина Цыркун. Вы, следовательно, концентрируетесь на общегуманистических проблемах, а не на религиозных и даже не только христианских?
Хорст Петер Колл. Да, это для нас не главное. Точнее будет сказать, что мы все время стараемся расширять горизонты. Вообще сейчас очень мало исследований о кино и религии, в этой области еще очень много неосвещенных зон. Например, творчество Пола Шредера, которое целиком базируется на религиозной проблематике, но строится на светских сюжетах. А Тарковский? Это же символ духовного кино!
Нина Цыркун. Нам известно довольно немного журналов вашего типа. Bianko e nero в Италии, Cinema jeane в Бельгии... Вы поддерживаете контакт друг с другом?
Хорст Петер Колл. Да, постоянно. Мы объединены в международную организацию, правда, в нее входят только западноевропейские издания. Раз в год мы встречаемся на кинофестивале в Венеции. Мы совместно создали общую электронную информационную базу, объединены компьютерной сетью. Кроме общей эстетической и этической проблематики нас объединяет и общее бедствие -- недостаток средств. Денег не хватает даже на поддержание информационной базы.
Нина Цыркун. Рекламу вы не даете принципиально или рекламодатели к вам не обращаются?
Хорст Петер Колл. Год назад мы изменили макет журнала и пересмотрели наш договор с Католическим институтом. Раньше мы не имели права давать рекламу, теперь этот запрет отменен. Но рекламодателей находить очень трудно, не только потому что мы некоммерческое издание. Мы не можем рекламировать спиртное или табак. И, конечно, рекламные плакаты, вроде известного постера к фильму "Народ против Лэрри Флинта", нам не подойдут. Но надо искать. Надо, как я уже говорил, расширять горизонты...
Кельн, 12 февраля 1998 года