Бэрбель Далихов: «Я возлагаю надежды на новые таланты»
Нина Цыркун. Ваш музей располагается в здании бывших конюшен, в манеже. Это очень напоминает Москву, у нас в центре, рядом с Кремлем, в Манеже -- один из самых больших выставочных залов.
Бэрбель Далихов. В 1685 году архитектор Иоганн Арнольд Неринг построил здесь, в Потсдаме, для бранденбургского курфюрста Фридриха Вильгельма оранжерею. Став королем, Фридрих Вильгельм устроил здесь военный плац, а оранжерею распорядился перестроить в манеж. В XX веке в манеже организовали военный музей, во время второй мировой войны он сильно пострадал от американских бомбардировок. После реставрации в нем расположился исторический музей, а в 1977-м его реорганизовали в музей кино. Экспозиция была посвящена немецкому кино, прежде всего -- продукции студий Бабельсберга. Теперь он называется Киномузей земли Бранденбург. Основная экспозиция -- "Киногород Бабельсберг" -- рассказывает и показывает историю немецкого кино, начавшуюся в феврале 1912 года, когда берлинский оператор Гвидо Зеебер открыл в Нойбабельсберге маленькое фотоателье.
Нина Цыркун. Кроме постоянной экспозиции, вы устраиваете специальные выставки и ретроспективы...
Бэрбель Далихов. Да, сейчас мы работаем над очень сложным проектом -- выставкой, посвященной Лени Рифеншталь. Эта женщина до сих пор вызывает горячие споры. Она даже отказывается приехать на открытие, боится, что у нее не выдержат нервы. Но до сих пор, несмотря на возраст (ей ведь уже 95!), продолжает работать. Последние полвека она занимается фотографией. И ее альбомы производят фурор.
Нина Цыркун. А в Германии ее фотоальбомы выходили в свет?
Бэрбель Далихов. Нет.
Нина Цыркун. А фильмы с ее участием сохранились? Их ведь было, если не ошибаюсь, семь?
Бэрбель Далихов. В Германии ее фильмы фашистского периода не демонстрировались. В ГДР -- под тем предлогом, что они находятся у союзников. А фильмы, снятые до 1933 года, показывали, хотя и не для широкой публики. О ней не вышло ни одной книги, есть только ее автобиография. Но творчество Рифеншталь -- важная часть истории нашего кино и очень характерная часть.
Лени Рифеншталь |
Нина Цыркун. Мнение о Лени Рифеншталь во многом сформировалось под влиянием эссе Сьюзен Зонтаг "Магический фашизм", написанного очень талантливо, но все же довольно пристрастно.
Бэрбель Далихов. Это правда. Но Сьюзен Зонтаг все же хорошо знала материал, а ведь очень часто люди позволяют себе высказываться о том, о чем просто не имеют представления. Широкому зрителю известно лишь несколько фрагментов из фильмов Рифеншталь. Кстати, когда мы здесь, в музее, смотрели "Олимпию" и "Триумф воли", мало кто досмотрел их. Под конец в зале оставались только специалисты, а персонал удивлялся: как может быть опасен фильм, который так скучно смотреть, -- сплошные речи и марши, на несколь-ко часов. В то же время Зонтаг утверждает, что это кино обладает магической силой.
Нина Цыркун. Точнее, фасцинацией -- она использует фрейдовский термин.
Бэрбель Далихов. Так или иначе, спустя шестьдесят лет пришла пора разобраться во всем этом объективно.
Нина Цыркун. 7 ноября прошлого года по каналу REN TV у нас показали 50-минутную версию "Триумфа воли" под шапкой "Триумф воли" -- Ленинская премия".
Бэрбель Далихов. Да что вы!
Нина Цыркун. Показ предваряла дискуссия в эфире, в которой подчеркивался параллелизм между нацизмом и сталинизмом, аналогии в стиле и эстетике советского кино 30-х годов и фильмов Рифеншталь.
Бэрбель Далихов. На мой взгляд, такое сопоставление несправедливо. Тут все очень тонко. Рифеншталь опирается на базовые эстетические принципы, которые обладают сильным воздействием и, между прочим, используются и сегодня. На нашей выставке мы это покажем: мускулистые, атлетические тела в рекламе товаров компании Joop! -- прямое заимствование из Рифеншталь.
Нина Цыркун. Ваш второй грандиозный проект связан с другой легендой немецкого кино, с актрисой, очень у нас любимой, -- Роми Шнайдер.
Бэрбель Далихов. Да, в этом нам помогает частное агентство из Висбадена. Выкручиваемся, изыскивая средства и пытаясь на малые деньги сделать что-то изящное.
Нина Цыркун. Кто финансирует музей?
Бэрбель Далихов. О, это самая печальная глава нашей жизни. Музей находится на бюджете земли Бранденбург, а это не самая богатая земля в стране. Поэтому мы все время пытаемся найти партнеров. Скажем, выставку, посвященную Гецу Георгу -- самому популярному и высокооплачиваемому сегодня актеру, -- нам помог организовать Музей естественной истории Дюссельдорфа, для которого мы собрали материалы про фильмы о животных.
Нина Цыркун. Сколько у вас сотрудников?
Бэрбель Далихов. Двадцать девять. Треть работает в архиве. Первый человек приходит в семь утра, последний уходит в два часа ночи, мы работаем в две смены. Представьте, научных сотрудников как таковых у нас в штате нет, зато три менеджера; один занимается связями с общественностью и рекламой, другой возглавляет архив и делает выставку Роми Шнайдер. А я делаю выставку Рифеншталь и руковожу музеем. Веду переговоры с партнерами, встречаю гостей, пишу книги. К тому же у всех нас, женщин из бывшей ГДР, есть дети -- в отличие от дам из бывшей ФРГ, которые детей не рожают, а занимаются исключительно карьерой. И, кстати, получают за тот же объем работы большую зарплату.
Нина Цыркун. Насколько я знаю, в феврале у вас прошла выставка, посвященная столетию Сергея Эйзенштейна.
Бэрбель Далихов. Выставку, к сожалению, мы не потянули -- кстати, отчасти потому, что не нашли отклика в московском Музее кино, у нас было предложение сделать экспозицию об эйзенштейновском мексиканском проекте, но все наши факсы и звонки в Москву остались без ответа. А ехать туда на три недели мы не можем себе позволить. Надо работать по-западному -- быстро-быстро. Нет времени по два года вынашивать замыслы. Но мы провели вечер, представили на нем две книги, вышедшие к юбилею Эйзенштейна в Германии, -- "Я сам" и биографическую книгу Ольги Булгаковой, показали телевизионный фильм об Эйзенштейне. И еще у нас была Неделя его фильмов.
Нина Цыркун. Есть ли у вас планы относительно сегодняшнего российского кино или его истории?
Бэрбель Далихов. Вы знаете, сделать выставку так же дорого, как снять фильм. К тому же мы живем в условиях жесточайшей конкуренции. Если не покажешь, на что способен, не получишь денег. В прошлом году мы делали советские киноночи, посвященные Октябрьской революции. Фильмы шли с аншлагом. У нас была уйма гостей. Чингиз Айтматов приезжал представлять фильмы. Водки было много. Все были в восторге. Но этот показ был рассчитан на короткое время, на определенный контингент. А выставка должна собирать людей каждый день, чтобы оправдать себя. То, что пользуется популярностью в России, здесь неизвестно и достаточного количества публики не привлечет. Надо принимать во внимание, что мы разделены культурной историей. У нас была общая история с Советским Союзом, но через несколько лет от ее наследия, боюсь, ничего не останется.
Нина Цыркун. Мне кажется, что пройдет еще несколько лет, и у нас опять будет общая история. Но для этого надо, конечно, потрудиться.
Бэрбель Далихов. Я возлагаю надежды на новые таланты. И у вас, и у нас. Про нас могу сказать, что немецкое кино сейчас на подъеме, но на экспорт еще не годится. Так что пока подождем.
Потсдам, 17 февраля 1998 года
Бэрбель Далихов -- директор Киномузея в Потсдаме.