Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
«С коммунистическим приветом Эрвин Пискатор» - Искусство кино

«С коммунистическим приветом Эрвин Пискатор»

Эрвин Пиксатор среди членов съемочной группы фильма "Мертвый дом" на киностудии "Межрабпомфильм", 1931

Когда в конце 20-х годов в Советском Союзе началась первая по счету перестройка, она не могла не затронуть самое важное из всех искусств. Одной из кинематографических организаций, реально ощутивших наступившие перемены, стала киностудия "Межрабпом-Русь". Продукция студии не устраивала ни советские партийные инстанции, обвинявшие фильмы "Руси" в "псевдопроблемном кинопсихоложестве", ни руководство Межрабпома, которое требовало от подчиненных ему кинопредприятий "пролетарских революционных фильмов, стоящих на высоком культурном уровне". Предназначенная стать показательным кинопроизводством, студия была переименована в 1928 году в "Межрабпомфильм". В 1930 году ЦК ВКП(б), Агитпроп Коминтерна и ЦК Межрабпома приняли решение о коренном изменении тематики выпускаемой студией продукции. Отныне основным направлением работы "Межрабпомфильма" становится производство картин о жизни и борьбе зарубежного пролетариата, а также антивоенных и антифашистских фильмов.

Идея о привлечении германских кинематографистов к постановке фильмов по интернациональной тематике принадлежала новому директору студии Франческо Мизиано. В списке имен, предложенном в мае 1930 года художественному цеху "Межрабпомфильма", Мизиано упоминает "группу Пискатора". Речь идет об актерском коллективе Театра Пискатора, который открылся в Берлине в 1927 году.

Театральный коллектив не случайно был включен в этот список. Его организатор и руководитель Эрвин Пискатор с начала 20-х годов активно сотрудничал с Межрабпомом. Вместе с Белой Балашем Пискатор был одним из основателей Народного киносоюза в Берлине, входил в состав Общества друзей новой России, в 1929 году принимал активное участие в создании киноотдела этого общества. Проявлявший большой интерес к кино, Пискатор неоднократно использовал в своих спектаклях прием сочетания игры на сцене с показом отрывков из хроникальных и игровых фильмов, в том числе и короткометражных лент, снятых специально для какой-либо конкретной постановки. Благодаря этому в СССР сложилось твердое убеждение, что немецкий театральный режиссер сможет снять истинно пропагандистский фильм.

Пискатор был первым деятелем, приехавшим из Германии на "Межрабпомфильм" осуществлять намеченный коммунистическим руководством проект. В Москве, после долгих колебаний, он отказался от своего первоначального плана экранизировать роман немецкого революционного писателя Теодора Пливье "Кули кайзера" и остановился на романе Анны Зегерс "Восстание рыбаков Св.Барбары". Работа над фильмом началась в апреле 1931 года и должна была завершиться к декабрю, после чего Пискатор намеревался приступить к съемкам следующей картины -- "Парижская коммуна". Столкновение с действительностью привело к тому, что первый показ "Восстания рыбаков" состоялся лишь три года спустя, в апреле 1934-го, а сам фильм остался единственной полнометражной постановкой знаменитого театрального режиссера в кинематографе.

Сложная, запутанная и во многом драматическая история создания "Восстания рыбаков" отражена в сохранившихся документах. Они свидетельствуют о том, что сколь бы ни сильна была тяга Пискатора к искусству кино, он подходил к процессу кинопроизводства с позиций человека театрального. Это сказывалось и в постоянных изменениях, вносимых в сценарий уже на площадке, и в замене членов съемочной группы, и в чрезвычайно медленных темпах работы, когда за день снималось не больше одного плана. Франческо Мизиано, лично пригласивший Пискатора приехать в Москву, писал в объяснительной записке в Рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ) -- орган госконтроля, который занимался разбирательством дела по фильму: "Не зная специфики кинопроизводства и подходя к разрешению вопросов, связанных с постановкой в отношении производственно-технических заданий с точки зрения иностранного театрального режиссера (подчеркиваем -- иностранного), он не считался с пределами возможного в части количества реквизита, костюмов, людей и т.д. Так, например, он требовал, чтобы для одной сцены ему сделали несколько тысяч цилиндров, чтобы ему пошили для его постановки свыше трех тысяч костюмов, чтобы ему на Черном море, где не существует траулеров, построили декоративный траулер или чтобы ему построили в море мол, чтобы выехать для съемки морской натуры на лодках со звуковой аппаратурой и т.д. и т.п."

Публикуемые ниже с некоторыми сокращениями письма Эрвина Пискатора отражают точку зрения самого режиссера, который искренне верил, что все беды советского кинематографа происходят от плохой организации производства, и предлагал свою концепцию перестройки.


Художественному цеху "Межрабпомфильм"

В дополнение к намеченному плану работы "Межрабпомфильм" по национальной тематике сообщаем вам, что следующие лица могут также быть привлечены к работе, а именно:

В качестве режиссеров, которые с успехом ставили социальные фильмы: Г.В.Пабст (известный), Лупу Пик (известный), Вильгельм Дитерле ("Пол в оковах"), Герхардт Лампрехт ("Опороченные", "Между собой").

В качестве писателей: Голитшер, Тухольский, Киш, которые известны за границей как писатели, но не работали в качестве сценаристов.

Самым известным сценаристом за границей является Карл Майер.

Герман Костерлитц написал за последнее время много сценариев. Последний сценарий, который он нам предложил, освещает вопрос о юстиции, написано в нашем духе -- это сильная вещь.

Тов. Франц Шульц здесь также очень известен как сценарист.

В качестве артистов -- близко к нам стоящие: Альфред Абель, Бернхард Гецке, Фриц Геншов, Фридрих Ганс, Вернер Краус, Александр Гранах, Гейнрих Георге, Иго Сим, Густав Фрелих, Вольфганг Цильцер, Фриц Кортнер, а также и члены группы молодых актеров и группа Пискатора.

В качестве артисток для звуковых фильм: Мали Дельшафт, Гедвиг Вангель, Агнес Шрауб, Ильзе Траутшольд, Лисси Арна.

Это симпатизирующие нам артистки, кроме того есть еще много других.

В качестве техников по звуковому кино: Сафра (русский) -- система Лигнозе Брейзинг (Надельтон), Голишев (советский гражданин) -- система Тобис (Лихт и Надельтон).

30.V.1930

Ф.Мизиано

Москва, 8 декабря 1933 года
В комиссию РКИ

Дорогие товарищи!

Сергей Эйзенштейн, Эрвин Пиксатор, Мэй Ланьфан.
Москва, март 1935 года

Настоящей заметкой вношу свои предложения. Конечно, они не претендуют на полноту. После окончания картины я хотел бы на основании исследования применяемых в звуковом кино методов предложить следующее.

При имеющемся отставании производства от поставленных задач на передний план выступают два момента как очевидные недостатки:

1. Нет драматурга, который с введением в звуковом кино диалога должен разрешать другие задачи, нежели в немом фильме.

2. Плохая организация.

Оба эти недостатка можно отнести за счет недостаточной концентрации объединенных творческих сил, представителями которых должны быть ведущие режиссеры.

Руководство в кинематографии находится в руках не творческих кадров, как это было бы необходимо, а в руках администраторов, управляющих и т.п.

Насколько это абсурдно, доказывает тот факт, что при таком положении вещей даже Станиславский и Мейерхольд не стали бы носителями определенных методов и не могли бы составить собственные художественные коллективы, а были бы служащими в своих театрах. Им посылались бы другими людьми работники, которых можно было бы менять без их ведома и согласия, как это практикуется у нас, хотя за режиссером и признано право распоряжаться.

В этом отношении плохая система кинематографии очень похожа на систему капиталистической заграницы. Кинематография находится в слишком большом подчинении у производства.

Чтобы проложить путь настоящему, ответственному художественному производству, мне кажется, важно перестроить кинофaбрики в художественные учреждения.

"Восстание рыбаков"

Для того чтобы это провести, необходимо четкое подразделение между тем, что составляет в кинопромышленности действительно промышленность и фабрику, и тем, что составляет творчество, искусство.

Промышленность и фабрика должны предоставлять творческим работникам, снимающим по железным планам и без прорывов, все имеющиеся технические средства. Кроме того, нужна рационализация всего фабричного аппарата.

Творческим работникам должна быть предоставлена возможность работать по собственному творческому методу в составленном ими самими творческом коллективе (группа, ансамбль).

Для этого имеется много путей. Я предлагаю самый радикальный, хотя бы как материал для дискуссии: полное разделение фабрики и творческого коллектива. Фабрика дает только техническую базу. Фабрика предоставляет помещения, аппаратуру -- немую и звуковую и т.д. С технической базой фабрики отдельные группы должны точно согласовать время работ. В случае невыполнения договора к виновной стороне должно быть применено условное наказание, как это делают между собой отдельные железнодорожники, фабрики и заводы.

За границей дело обстоит так: производство снимает, после того как точно установлены сроки, на определенное время, от двух недель до двух месяцев, павильоны. Невыполнение всей работы в срок почти невозможно, потому что павильоны после положенного срока сданы уже дальше.

Группа. С развитием звукового кино появляются совершенно новые формы работы. Звуковое кино требует квалифицированного актера, то есть актера обученного, имеющего определенный творческий метод и т.д. Это обстоятельство, равно как и приближение звукового кино к театру, требует, чтобы творческий метод звукового кино был приравнен к театральному.

Э.Глизер в фильме
"Восстание рыбаков"

Таким образом, становится принципиально возможным, чтобы каждый ведущий режиссер в будущем создал бы собственный ансамбль, имел бы собственного драматурга, композитора, декоратора и т.д., которые все вместе и создают свой стиль и гарантируют необходимое художественное качество. Группой руководит главный режиссер, у которого такие же права и обязанности, как у главных режиссеров в театре (Мейерхольд, Таиров и т.п.). Производственная группа имеет самостоятельное финансовое управление и самостоятельного директора.

Производство финансируется доходами от фильмов. К финансированию относится содержание группы, расходы по фабрике и т.д.

Эти группы должны подчиняться непосредственно Акционерному обществу, а репертуар их подчиняется тем же правилам, что и театральный.

Я думаю, что коллективная работа такого рода даст сильный толчок инициативе творческих работников. Связанный с лозунгом, поставленным тов. Сталиным колхозам, этот метод вызовет новый энтузиазм в работе. Я убежден, что с созданием производственных групп, например, Эйзенштейна, Пудовкина, Кулешова, Экка, Эггерта, Протазанова, Барнета и других, и установлением соответствующей организации в течение короткого времени будет ликвидирован прорыв и изменится лицо советской кинематографии.

Специальное предложение мне хотелось бы внести об организации групп иностранных режиссеров, что особенно применимо к выпуску антифашистских фильмов и фильмов, охватывающих и интернациональные мировые проблемы.

Эрвин Пискатор

Эрвин Пискатор
Москва
Гостиница "Европа"
16 октября 1934 года
Товарищу Кагановичу

Дорогой, многоуважаемый тов. Каганович!

Во время нашей беседы 26 августа с.г. меня очень беспокоила мысль, что я отнял у Вас слишком много Вашего драгоценного времени. К сожалению, я вынужден сегодня вновь обратиться к Вам, так как ни один из обоих вопросов (вопрос о фильме и о театре) не получил практического разрешения.

После моей беседы с Вами, в согласованности с представительством ЦК Межрабпома и дирекцией "Межрабпомфильма", я выработал конкретный, состоящий из двух договоров проект. Этот проект должен был урегулировать взаимоотношения между фактической производственной организацией, то есть "Межрабпомфильмом" и предполагаемым парижским обществом (под руководством тов. Вилли Мюнценберга), с одной стороны, и между парижским обществом и частным контрагентом (который будет финансировать производство) -- с другой. В основу обоих проектов была положена мысль о том, чтобы путем создания лучшей технической базы значительно сократить процесс производства, использовать в фильме известных заграничных артистов и специалистов, что дало бы возможность путем предоставления парижскому обществу права свободной продажи фильма (что нам уже было обещано тт. Динамовым и Недатчиным) самым широким образом использовать фильм в капиталистических странах. Что касается идеологического характера фильма, то излишне указывать, что оба договора обеспечивают нам руководящую роль.

8 октября с.г. тов. Динамов, к великому моему удивлению, сообщил мне, что для основания парижского общества потребуется разрешение ЦК, но что из представленного мною предложения должны быть изъяты слова "производство полностью осуществляется на советской территории".

Еще более удивительным был заданный мне вопрос: почему же к производству этого фильма не приступают тут же за границей. Далее он сказал, чтобы и "Межрабпомфильм" в настоящее время не заключал договора с парижским обществом и что это должно иметь место лишь тогда, когда к этому будут "конкретные поводы".

Без поводов ни тов. Мюнценберг, ни я не обратились бы к Вам. Если в настоящий момент вопрос о заключении договора с предпринимателем Филиппом отпадает, то -- как Вы можете убедиться из имеющегося у Вас материала -- согласно телеграфному сообщению тов. Мюнценберга, этим вопросом интересуется одно американское общество с капиталом в 1 млн. долларов.

Сообщенное нам решение лишает нас возможности вести дальнейшие переговоры с заграничными партнерами, так как, не имея за собой гарантии, основание не располагающего капиталом парижского общества является бесцельным, ибо какой же предприниматель мог бы видеть в одном только факте основания этого общества гарантию для вкладываемых им капиталов.

Логическим выводом из этого сообщения т. Динамова было бы отказаться от всего этого дела и считать этот вопрос исчерпанным. Однако тот факт, что политическая необходимость в советской и коммунистической пропаганде за границей продолжает существовать и с каждым днем все увеличивается, заставляет меня, исходя из того, что Вы были согласны с этой идеей, еще раз отнять у Вас Ваше драгоценное время для того, чтобы заново рассмотреть этот вопрос и прийти к окончательному решению.

С коммунистическим приветом Пискатор

20 января 1935 года

Дорогой товарищ Стецкий!

В марте 1934 года, то есть десять месяцев назад, Вы получили мое предложение о форме работы в кинематографии (по созданию автономной группы). Вы мне ответили тогда дословно следующее: "Это решение не нужно письменно фиксировать".

18 ноября того же года Вы хотели назначить совещание. На этом совещании должна была обсуждаться программа создания киногрупп для постановки специальных антифашистских фильм. Совещание это не состоялось.

Между тем, к моему большому сожалению, оказалось, что все мои предложения и решения по ним до сих пор игнорируются. Даже "Межрабпомфильм" отклоняет мои предложения, базирующиеся на Ваших решениях.

Моя прежняя деятельность в области кинематографии, не получающая внимания и поддержки, ставит передо мной вопрос о целесообразности моей работы в этом направлении вообще. Не имея возможности выполнить поставленные передо мною задачи, я полагаю необходимым просить Вас о содействии в расторжении договора с "Межрабпомфильмом".

С коммунистическим приветом Эрвин Пискатор


Предисловие и публикация Екатерины Хохловой

Тексты печатаются по машинописным оригиналам, хранящимся в РГАЛИ (фонд 631, оп. 14, ед.хр. 393, 401, 409).