Враг человека по-американски. «Адвокат дьявола», режиссер Тейлор Хэкфорд
- №10, октябрь
- Инна Ткаченко
"Адвокат дьявола"
(The Devil's Advocat)
По одноименному роману Эндрю Нейдермана
Авторы сценария Джонатан Лемкин, Тони Гилрой
Режиссер Тейлор Хэкфорд
Оператор Анджей Бартковяк
Художник Бруно Рубео
Композитор Джеймс Ньютон Хоуард
В ролях: Кину Ривз, Аль Пачино, Чарли Терон, Конни Нильсен
Warner Bros. Productions Limited,
Monarchy Enterprises B.V.,
Regency Entertainment (USA), Inc.
США
1997
После российской премьеры "Адвоката дьявола" один из наших коллег-критиков со значением сказал: "Теперь понятно, почему этот фильм на пятьдесят шестом месте в "Биллборде". Сказал и ушел. Отчего это русскому человеку понятно, почему американский фильм в Америке занимает не тридцать второе, а пятьдесят шестое место в рейтингах "Биллборда", ясно не вполне. Но можно предположить, что имелось в виду следующее: "Адвокат дьявола" просто плохой фильм. А вот это уже мнение, с которым можно или спорить, или соглашаться. Хотелось бы все же поспорить.
О том, что в Америке ни один гражданин и шагу не ступит без своего адвоката, известно всем, кто смотрит кино или время от времени общается с американцами. Адвокаты помогают платить (то есть не платить) налоги, адвокаты разбираются с домовладельцами и работодателями, адвокаты охраняют имущество, загубленные хирургами внутренние органы и балующихся марихуаной детей своих клиентов. Видимо, если бы не было адвокатов, вся Америка рано или поздно прошла бы через отсидку. Ежедневно сознавая эту тотальную зависимость, граждане Соединенных Штатов просто не могут оставаться равнодушными к тем, кто их бережет. И точно так же, как дети во всем мире от души способны ненавидеть школьных учителей, взрослые в Америке искренне и неподдельно ненавидят ту часть населения страны, которая называется словом "адвокатура". Кинематограф же в последнее время деятельно ищет и находит на нее компромат. "Адвокат дьявола" Тейлора Хэкфорда (он более всего известен как автор фильма "Белые ночи" с Михаилом Барышниковым) -- это настоящий плевок в коллективное адвокатское лицо. Это реальное обвинение, брошенное без иронии, без смущения и сантиментов. Это фиксация существующего конфликта. Причем конфликта абсолютного: в столкновение приходят деньги и нравственность, амбиция и мораль. Само название -- "Адвокат дьявола" -- не оставляет сомнения в том, что режиссер и сценаристы выносят герою вердикт "виновен". То же предлагается сделать и зрителям во всем мире.
Конечно же, попытки подвергнуть клан адвокатов общественному суду предпринимались Голливудом и раньше. В конце 70-х -- середине 80-х судебная драма и разнообразные вариации темы суда, следствия, обвинения и защиты были чрезвычайно злободневны для Америки, очухавшейся от вьетнамского синдрома и на излете "холодной войны" столкнувшейся с небывалым ростом преступности, о чем, кстати, свидетельствуют плотно уставленные покет-буками стеллажи секций true crime во всех без исключения книжных магазинах США. "...И правосудие для всех" Нормана Джуисона, "Вердикт" Сидни Люмета, "Мыс страха" Мартина Скорсезе -- самые знаменитые и, наверное, лучшие фильмы недавнего прошлого, исследующие нравственные аспекты адвокатской практики. Однако их безупречная детективность все же оказывала неоценимую услугу героям-адвокатам, которые вне зависимости от персональных человеческих качеств сталкивались с абсолютным злом в разных обличьях и оттого выигрывали спор за зрительские симпатии. Точно так же или почти так же слабовольные и чрезвычайно увлекающиеся герои Майкла Дугласа и Уиллема Дефо оказывались предпочтительнее их сексуально агрессивных клиенток в "Основном инстинкте" и "Совокупности доказательств" ("Тело как улика"). В "Филадельфии" больной СПИДом адвокат боролся с целой системой лицемерия. Лэрри Флинт доказывал с экрана свое человеческое право на поступок, и зритель должен был понять, что у порнографа и священника должны быть равные шансы на защиту. Американская система правосудия стала одним из главных шоу Голливуда. Теперь все знают, что защита -- это бизнес. Даже те, кто слыхом не слыхивал о чудовищной истории О.Джей Симпсона, совершенно объективно спровоцировавшей новейшую волну отвращения американских гуманистов к лучшим адвокатам своей страны.
В "Адвокате дьявола" не обсуждается вопрос о том, что на защиту имеет право любой. Это основа основ демократической системы правосудия. Режиссеру Хэкфорду интересно совсем другое: есть ли в Америке хоть один адвокат, способный по моральным соображениям отказаться от выступления в защиту заведомо виновного? То есть поставить крест на американской мечте, основывающейся на обладании лучшими из произведенных индустрией материальными благами в соответствии с качеством кредитной карты. Из фильма "Адвокат дьявола" выходит, что таких сумасшедших идеалистов среди адвокатов Америки нет. Чтобы доказать это безотрадное заключение со всей ясностью, на роль молодого совестливого адвоката Кевина Ломакса Warner Bros. утвердила одного из самых безупречных нервных юношей -- Кину Ривза, известного борца с дьявольским соблазном ("Дракула Брэма Стокера", "Маленький Будда"). Таким образом, всем должно быть понятно -- уж если герой Ривза не свят, то чего же ждать от остальных. В фильме Хэкфорда именно Ривз и есть тот, кого авторы называют адвокатом дьявола. Более того, в меру мистический сюжет раскрывает в нем непредвиденное адское происхождение: по фильму он -- плоть от плоти сатаны, сын самого страшного искусителя. Нетрудно догадаться, что в этой роли выступает как всегда ошеломительный Аль Пачино. Говорят, что на съемках Пачино криком кричал на Ривза и продюсеров, приходя в ярость оттого, что "сопляк" позволял себе опаздывать на съемку. Даже если этих скандалов не было в действительности, их стоило придумать в рекламных целях. Потому что дуэт Пачино -- Ривз, который мы видим на экране (великий актер и "нестабильная" молодая звезда), только выигрывает от присутствия закулисных шепотов: Пачино еще увереннее царит, а Ривз в соответствии с ролью сына и положением провинившегося стажера трогательно и очень толково позволяет ему это сделать. Высшей точкой профессионального триумфаторства Пачино становится сцена жертвенного самоубийства Ривза, сына и адвоката. Никто в мире не может так закричать в камеру: "Не-е-ет!!!", как это может сделать Аль Пачино. И даже если этот эпизод всего лишь авторский "римейк" знаменитого крика в финальной сцене третьего "Крестного отца", пусть кто-нибудь из звезд современного кино попробует так повторить и это слово, и это состояние безграничного отцовского горя. Честно говоря, уже одна эта сцена "Адвоката дьявола" вводит его в круг "настоящего" большого кино.