Джо Фаррелл: «Полемический сюжет может кого‒то ранить»
"Премьер". Какие вещи американская публика не хочет видеть на экране?
Джо Фаррелл. На самом деле таких вещей нет. Но, я думаю, существуют темы, сокращающие потенциальную киноаудиторию. Например, жестокость к детям, физическая или моральная агрессия по отношению к маленьким -- это риск ограничить число зрителей. Хотя и для таких фильмов всегда найдется публика. Просто она менее значима.
"Премьер". Следовательно, эпизоды насилия над детьми снижают шансы фильма в прокате?
Джо Фаррелл. В США свобода выражения позволяет снимать фильмы на любой сюжет. Правда, у каждого сюжета свое количество зрителей. Разнятся и категории зрителей, откликающихся на те или иные истории. Можно, впрочем, разрабатывать очень трудные сюжеты, надо лишь отдавать себе при этом отчет, что они обречены на меньшую аудиторию.
"Премьер". Европейцы упрекают ваши маркетинговые тесты в том, что они определяют характер сегодняшнего американского кино, а оно, по их мнению, становится все более стерилизованным...
Джо Фаррелл. Не следует забывать, что мы систематически отказываемся участвовать в написании сценариев. Я, впрочем, не думаю, что можно было бы использовать наш тип исследований для того, чтобы судить о качестве того или иного сценария. Или даже для того, чтобы его переделать. Никогда не поймешь, каким будет фильм, пока он не снят. В некоторых случаях на экране даже трудно найти следы оригинального сценария!
"Премьер". Уже на протяжении многих лет в США -- особенно в кино -- действуют законы политической корректности. Не чувствуете ли вы себя ответственным за возрастание ее роли?
Джо Фаррелл. Я не знаю, что такое политическая корректность.
"Премьер". Ну, например, в Европе всегда удивляются, почему в американских фильмах никогда не умирает собака или, во всяком случае, ее никогда не показывают мертвой...
Джо Фаррелл. Не надо забывать, что американское общество очень гетерогенно, очень плюралистично. Я полагаю, что одно из главных достижений американского кино состоит в умении делать фильмы универсально популярными, в расчете на то, что их будут смотреть все -- вне зависимости от расы, цвета кожи или национальности. Часто говорят, что успех наших картин всем обязан вложенным в них большим деньгам. Зачастую это так. Но верно также и то, что, снимая фильмы, предназначенные для столь разнообразной американской публики, авторы обращаются к проблемам, которые волнуют людей всех наций. Конечно, мы сознательно или бессознательно предпринимаем попытки избегать полемических сюжетов, потому что не хотим ранить какую-то часть публики. И поэтому, когда вы говорите о "политической корректности", мне это выражение кажется неточным, так как оно имеет большее отношение к структуре нашего общества, нежели к политике.
"Премьер". У вас есть бюро за границей. Приходится ли вам работать над адаптацией американских фильмов для зарубежного рынка?
Джо Фаррелл. Да, в какой-то мере.
"Премьер". Во Франции, например...
Джо Фаррелл. Случается. Чаще всего цель тех тестов, которые мы делаем за границей, состоит в том, чтобы добиться наилучшего представления фильма. Возьмем какую-нибудь любовную историю: в США существует определенное пуританское влияние; чересчур откровенный показ сексуальных сцен американскую публику шокирует. Как вы, должно быть, знаете, в американском кино любовью занимаются довольно грубо. Достаточно показать несколько планов во время любовного акта и, возможно, какой-то разговор после него. А во Франции любовь намного болтливее -- надо объяснять, почему да как, по поводу каждой детали. Обобщая, можно сказать, что для французов "любовь по-американски" чересчур искусственна. Не отрефлексирована и сводится к простому физическому акту. Что, в общем-то, отдает иронией, поскольку известно, что это американцы, а они пуритане... Поэтому из-за любовных историй, снятых по-американски, иностранная публика рискует воспринять фильм неправильно.
"Премьер". Можно ли сказать, что независимые кинематографисты менее заинтересованы в ваших прогнозах?
Джо Фаррелл. В США независимый кинематографист должен найти прокатчика. И как можно более солидного. Многие независимые фильмы обязаны пройти через крупного прокатчика, а значит, через нас. Время от времени независимые работают с маленькими прокатными конторами, но без серьезного бюджета трудно построить соответствующую рекламную кампанию. Это означает, что большинство кинематографистов, которым случается с нами работать, заинтересованы в наших исследованиях.
Сейчас меня больше всего волнует возрастающее влияние женской аудитории. Сегодня именно женщины составляют основную массу синефилов, намного опережая детей и подростков. Это матери, которые ведут детей в кино. И это женщины, идущие в кино с друзьями. Мужчины без женщин намного реже ходят в кино с детьми. Вот, к примеру, успех фильма "Клуб бывших жен" был "сделан" женщинами. Кроме того, женщина умеет отдаваться своим чувствам. Известно, что женщины больше, чем мужчины, читают художественную литературу. Это в основном касается любовных историй и детективов. Женщины по своей природе более чувствительны к сюжету, больше интересуются героями. Я говорю не только об интеллектуалках. И последняя правда: женщины вообще более восприимчивы, чем мужчины. Сегодня они поддерживают голливудский кинематограф, который опирается главным образом на истории и героев. В то же самое время этот феномен не очевиден, если вы задумаетесь над успехом "Дня независимости". Но если вы посмотрите фильмы десяти-пятнадцатилетней давности, предназначенные для подростков -- чаще всего совершенно идиотские, и сравните их с теми фильмами, которые опираются на историю, на сильных героев, то вы оцените позитивную роль женской аудитории.
"Премьер". Случалось ли вам ошибаться в своих прогнозах?
Джо Фаррелл. Мы должны быть точны, потому что довольно рано начинается работа, связанная с изучением природы будущего успеха фильма. У нас было несколько счастливых неожиданностей и -- в редчайших случаях -- разочарований. По сей день я все еще сожалею о фильме Роба Райнера "Принцесса-невеста", который заслуживает гораздо большего, чем вышло по результатам опроса. И наоборот, фильм-хоррор "Крик", казалось, был предназначен для подростков, я даже не думал, что он хорошо пойдет во всех аудиториях. Если бы я сейчас посмотрел данные более внимательно, то пришлось бы признать: кое-что упущено.
"Премьер". Что вам больше нравится -- "День независимости" или "Марс атакует"?
Джо Фаррелл. Я ценю и того и другого клиента.
"Премьер". У вас, должно быть, много врагов в среде кинематографистов?
Джо Фаррелл. Конечно. Чем меньше меня знают в лицо, тем лучше я себя чувствую. И потом, в этой среде, где все борются за капельку внимания, надо стараться не подмочить репутацию своих клиентов.
"Премьер". Вы это поняли с самого начала?
Джо Фаррелл. Я думал об этом до того, как начал сотрудничать с Голливудом. И знал все это, работая в Вашингтоне: политики действуют таким же образом.
"Премьер". Значит, нет возможности получить вашу фотографию?
Джо Фаррелл. Нет. Я хочу остаться "загадочным Джо Фарреллом"!
Premiere, 1997, Septembre
Перевод с французского Зары Абдуллаевой