Спасение утопающих...
- №5, май
- Даниил Дондурей
В нашей киноиндустрии впервые за десять лет полная смена руководства. И в Союзе кинематографистов, и практически на всех крупнейших киностудиях, и в Госкино. С новыми людьми обычно приходят новые идеи, пионерские стратегии и даже методы работы. Есть такое вдохновляющее понятие -- "обновление", которое провоцирует людей на ожидание лучшей доли. И кто бы ни занял высокие кинематографические кресла -- замаскированные архаисты или жесткие новаторы, -- надежды на перемены при появлении новых лиц неизбежны. Кинематограф сегодня тоже существует в новой послеавгустовской ситуации, и когда мы готовили интервью с руководителями студий, ожидали услышать прежде всего их кардинальные суждения о работе в послекризисных условиях.
Конечно же, всех волнуют производственные ресурсы наконец вступившего в силу Закона о кино. Раньше директора, как и рядовые кинематографисты, были уверены, что реализация этого закона станет панацеей в решении проблем и инвестиций в кино. Они думали: правительство издаст соответствующие подзаконные акты, и частные структуры немедленно понесут нам свои деньги. Однако обман состоит в том, что ринуться в кинематограф и подкармливать его из собственного кармана готовы только те предприниматели, у которых банковские структуры и кинопроизводство находятся под одной крышей, являются единой собственностью. Организм выживает потому, что станция переливания крови, очередь доноров и реанимационные боксы имеют не отвлеченную гуманитарную, а практическую связь. Естественно, что такая ситуация в кино может рассматриваться только как исключительная. А значит, три года воздвигавшаяся гора денежных ожиданий родила мышь, а мышей, наверное, и без того достаточно на опустевших киногигантах. Ведь практически закон дает лишь льготы по НДС, которые были у студий и без этого закона. То же -- с приватизацией студий. Мало кто сегодня хочет покупать фантомные акции, скажем, "Ленфильма" или Студии Горького, если за акционированием не стоят далекие от кинопроизводства интересы. Например, заполучить шикарную землю в центре города, а павильоны превратить в российские "Диснейленды".
Понятно, что наиглавнейшая тема, которая заботит директоров, -- это объемы и регулярность получения средств из бюджета через Госкино. Но денег сейчас мало, выплачивают их неполностью и с чудовищным опозданием. Поэтому реальным источником финансирования индустрии помимо налогоплательщиков остаются внебюджетные вливания, которые возможны только при наличии у продюсеров и режиссеров дружеских связей с акулами капитализма. Умение дружить, патронировать, продавать престиж, налаживать контакты и сохранять таким образом свой высокий статус -- вот что обеспечивает возможность снимать кино, которое нередко оказывается никому не нужным. Одна радость -- можно избежать безработицы. Перевалить ее на плечи молодых режиссеров, у которых нет богатого знакомствами прошлого.
Сегодня главная цель киноиндустрии -- "лечь на сохранение". А кто, кого и когда будет рожать, поживем -- увидим. Пока же удовлетворимся отстаиванием штатного расписания, старых и по-настоящему профессиональных кадров.
Публикуемые ниже интервью с директорами крупнейших российских студий интересны, на мой взгляд, как первоначальная рекогносцировка на громадной местности, к которой примериваются наши государственные продюсеры, несмотря на перманентное безденежье.