Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Паспорт-2, или Сказка Венского леса. «Сьюзи Вашингтон», режиссер Флориан Фликкер - Искусство кино

Паспорт-2, или Сказка Венского леса. «Сьюзи Вашингтон», режиссер Флориан Фликкер

"Сьюзи Вашингтон" (Suzie Washington)

Авторы сценария Микаель Стурмингер, Флориан Фликкер
Режиссер Флориан Фликкер
Оператор Роберт Ноймюллер
Композитор Анди Халлер
В ролях: Биргит Долль, Карл Кратцль, Август Цирнер
Allegro-Filmproduktion
Австрия
1998

 

Неувязки в драматургии этого фильма можно отнести на счет художественной условности, но дело скорее просто в том, что нормальный западный человек не видит проблем и осложнений там, где они частоколом встают для нас, бывших советских людей. Ведь в нашей жизни всякая "условность" имеет очень даже безусловное значение. Как, к примеру, вышло, что грузинская женщина оказалась в венском аэропорту без визы и только когда задумала оттуда проследовать дальше, в Америку, была наконец остановлена? Мы-то знаем, каково одолеть любое иностранное консульство, чтобы получить доступ к границе, а уж тем более австрийской, где даже вездеход Шенген не годится. Или другой, еще более поразительный факт: эта же самая Нана Яшвили, которую спугнула полиция, оставляет на дороге спортивную сумку, в которой лежат восемьсот с лишком баксов. Хотя вполне могла бы успеть ее подобрать. Да и не станет никогда беженка из наших мест держать такую уйму деньжищ в спортивной сумке. Другие для того есть места.

Кино, однако, не про это, и Бог с ними, этими неувязками. Кино про то, как хорошие, в общем-то, люди австрийцы по мере сил помогают незнакомой им молодой грузинке, этой ярко выраженной фигуре Чужого (по-немецки не говорит, внешность экзотическая, поведение странное) в разные трудные моменты. Что им Гекуба? Да ничего. Она лишь пробуждает их ленивое, сытое любопытство и тайную надежду пощекотать себе нервы.

В венском аэропорту Мария, социальный работник, вежливо-радушно предупреждает Нану о неминуемых последствиях ее незаконного пребывания в стране и так же вежливо-равнодушно удаляется, предоставив ее самой себе. Нана без особых проблем (подхватив оставленную уборщицей тележку) покидает здание аэропорта, садится в автобус и едет в город, на ходу присваивая себе имя попутчицы -- Сьюзи Вашингтон, потом ловким маневром избавляется от назойливого гида-кондуктора, который мягко, но твердо требует предъявить авиабилет, дает деру через лес и попадает прямо в ласковые объятия (метафорически выражаясь) благостно настроенного отдыхающего, который (натурально, бесплатно) доставляет ее на своей лодке через реку в пансион.

Обойдясь без толкования вышеозначенной речной символики, отметим вырисовывающуюся разность ментальностей. Все добры и крайне расположены к незнакомке, но только вплоть до той поры, когда выясняется, что Нана -- не просто чудаковатая странница-туристка, на некоторое время посетившая их страну, и даже не просто лицо без паспорта, а иностранка, незаконно пребывающая в стране. Законопослушание не обсуждается. Оно впитано с молоком прабабушки и даст о себе знать даже в угаре зарождающегося чувства. И "лодочник" из пансиона, и мягкосердечный трактирщик из приграничного заведения отдельно держат чувства к этому экзотическому цветку и отдельно -- свою гражданскую бдительность. И опять же беженка из постсоциализма Нана тоже имеет свои представления о том, что можно. Когда она, воспользовавшись своим сходством с туристкой-француженкой, стырила у этой пышущей благополучием дамочки паспорт, никто этого вроде и не видел, но потом почему-то паспорт оказался у трактирщика. Для Наны естественно, что с ней должны "делиться"; эта француженка себе паспортов сколько хочешь выправит в одну минуту, а ей, Нане, он позарез нужен, а взять неоткуда -- значит, можно и украсть. А трактирщик, выходит, не побрезговал порыться в Наниных вещичках, хотя и проникся к ней искренней симпатией и даже предлагал поселиться у него навечно.

А Нана тем временем все пытается реализовать свое право, дарованное Декларацией прав человека, свободно жить где хочет. Осуществить известный демократический лозунг. Американского дядюшки, к которому обращены ее письма, сочиняемые в уме, скорее всего нет в природе. "Мой американский дядюшка" -- это фильм Алена Рене и почти одноименный "Робинзон, или Мой американский дедушка" -- фильм Наны Джорджадзе (не отсюда ли и имя главной героини, ходкое в международных кинематографических кругах?), все эти дядюшки и дедушки, коли и были, давно растворились в эфире, а если какой реликт и уцелел, то пуще всего на свете он боится визита племянницы или внучки из-за поднятого "железного занавеса".

Время вспомнить зеркальную ситуацию из фильма Георгия Данелии "Паспорт". Там Нанин соотечественник, нечаянно оказавшись за кордоном, всеми способами пытается вернуться на родину, а те, кто его окружает, опять же бывшие соотечественники, с таким же остервенением ему помогают, и один даже гибнет, подорвавшись на мине. Насчет закона они, как и Нана, нисколько не беспокоятся, и обмануть могут, и разыграть, но вот чтобы украсть -- как-то обходится без этого. Нана же без оглядки прет на Запад и удержу ей нет, как нет и резонов, прямо стихия какая-то. Она не прочь переспать с дальнобойщиком, который обещался перевезти через германскую границу (тот, правда, надул, и странствие продолжилось в другой компании). Она готова и на более решительные действия, да Бог спасает.

В общем, Нана вовремя исчезает, не успев перейти ту грань, за которой может стать действительно опасно. И нужна-то она была авторам лишь как бродильный фермент, чтобы задать хоть какое-то движение закосневшей в своем унылом совершенстве повседневности. Ситуация фильма от начала до конца развивалась как чисто условная. Ведь если всерьез, то порядку (космосу) нипочем не устоять против хаоса (стихии), и вторжение Наны должно было произвести в сфере ее действия нешуточный эффект. Однако никакой полной гибели всерьез не происходит, пресловутый комфорт скучен и бесплоден, но эпоха титанов, беспощадно разрушавших его хотя бы на экране, безвозвратно ушла.

Итак, все кончилось благополучно. С чужим паспортом Нана садится в самолет, который доставит ее в Америку, подальше от родины, где, по словам героини, "нельзя жить". Но особенно удачно обстоятельства сложились для австрийцев, которым очень хочется выпихнуть из такой уютной и нарядной страны этих незваных гостей, от которых не знаешь, чего и ждать. В приграничной зоне немало таких ошивалось, все пренеприятнейшие личности, явно с криминальным фоном. В жизни, наверное, от них не так-то просто избавиться, но в кино все получилось ладненько. Хотя и неправдоподобно.