Виктор Сергеев: «Оставьте «Ленфильм» в покое...»
- №5, май
- Дмитрий Савельев
Дмитрий Савельев. Когда тридцать пять лет назад Виктор Сергеев пришел на "Ленфильм" помощником режиссера, он лелеял мечту о директорском кабинете?
Виктор Сергеев. Разумеется, нет. У меня никогда не было карьерных амбиций такого рода.
Д.Савельев. Став в 1997 году директором студии, вы впервые заняли руководящую должность?
В.Сергеев. Нет, я уже был руководителем, только рангом пониже -- директором Объединения телевизионных фильмов. И вроде бы неплохо справлялся со своими обязанностями, но вовсе не собирался делать карьеру чиновника.
Д.Савельев. Предложение возглавить "Ленфильм" было для вас неожиданным?
В.Сергеев. Вполне. О том, что Александр Алексеевич Голутва уходит на повышение в Москву, я узнал совершенно случайно из студийных разговоров. Пришел к нему в кабинет и спросил: "Это правда?" Он ответил: "Да". "А кто вместо вас?" Он ответил: "Вы". На что я заметил: "Это большой вопрос".
Д.Савельев. Вы приняли предложение не без колебаний?
В.Сергеев. Не без очень больших колебаний -- так будет точнее. Мое согласие было вынужденным шагом. Если бы я видел, что есть на "Ленфильме" человек, который готов положить жизнь ради студии, я бы никогда не сел в это кресло. Но я такого человека не видел, а из разговора с руководством Госкино мне стало ясно, что и у них на примете никого нет.
Д.Савельев. Значит ли это, что директором "Ленфильма" в тот момент могли стать вы и только вы?
В.Сергеев. Я всегда очень трезво относился к тому, что делаю в жизни и в кино. Никогда не переоценивал собственные возможности. Я не обладаю несомненными плюсами, которые присущи Александру Голутве: он очень хорошо экономически подкован, прекрасно разбирается в финансовых вопросах, искушен в законодательстве. Но один несомненный плюс у меня есть: я не только досконально изучил процесс кинопроизводства, но и хорошо знаю чуть ли не каждого ленфильмовца.
Д.Савельев. Этого было достаточно для того, чтобы выполнить намеченную программу? Или никакой программы у вас не было?
В.Сергеев. Программа сводилась к одному-единственному пункту: вопреки всеобщему хаосу и беспределу -- сохранить студию.
Д.Савельев. Как вы думаете, вам удается выполнять намеченное?
В.Сергеев. Более чем. Когда я сюда пришел, студия сидела на картотеке -- долг составлял четыре миллиарда рублей. А сегодня "Ленфильм" никому ни копейки не должен.
Д.Савельев. Из какой тумбочки вы достали деньги?
В.Сергеев. Мы их заработали на телевизионных продажах. Голутва незадолго до своего ухода в Госкино создал отдел реализации и проката, который встал на ноги, раскрутился, оброс связями и теперь приносит нам вполне приличные деньги.
Д.Савельев. Продажа ленфильмовских картин на центральные и региональные каналы -- главная статья вашего сегодняшнего дохода?
В.Сергеев. Пожалуй, да.
Д.Савельев. В таком случае, что означала бы для "Ленфильма" реализация идеи Н.Михалкова о передаче всех прав его внебюджетному фонду?
В.Сергеев. Если одним словом, то это -- катастрофа.
Д.Савельев. Вы хотите сказать, что Михалков этого не понимает?
В.Сергеев. Наверняка понимает, только его это мало волнует. Мне кажется, судьба "Ленфильма", "Мосфильма" или Студии Горького занимает его куда меньше, чем судьба студии "ТриТэ". Я вынужден сделать такой вывод из совершаемых им поступков, хотя с самим Никитой Сергеевичем я не имел возможности объясниться на этот счет. Зато беседовал с г-ном Пиорунским, который уверял меня в том, что профессиональные топ-менеджеры лучше нас распорядятся правами на наше кино, гораздо больше на нем заработают и поделятся с нами. Я в это не верю.
Д.Савельев. А каковы другие источники ленфильмовских доходов?
В.Сергеев. Наши арендаторы, например. В основном, мелкие, потому что крупные -- "Мост-банк", компьютерная фирма "АСКОД" -- платят аренду в госбюджет.
Д.Савельев. Вы предоставляете свои помещения арендаторам, которые платят не вам?
В.Сергеев. Сегодня, учитывая то малое количество проектов, над которыми мы работаем, "Ленфильм" обладает излишком производственных площадей. Но если в доме не живут, он разрушается и погибает. Чтобы законсервировать корпус или павильон, необходимо серьезное вложение средств. А возникнет рабочая необходимость, нужно будет вновь подключать воду, тепло, электроэнергию -- это опять расходы. Что для "Ленфильма" в его сегодняшнем состоянии было бы совершенно ненужным бременем.
Д.Савельев. В раннеперестроечные годы "Ленфильм" неплохо зарабатывал за счет услуг западным компаниям. Позже число желающих сотрудничать со студией сильно уменьшилось. В Чехии, например, расценки на услуги чуть повыше, зато жизнь значительно дешевле и неизмеримо спокойнее. Как с этим бизнесом обстоят дела на "Ленфильме" сейчас?
В.Сергеев. Мы провели переговоры с итальянцами -- они собираются снимать фильм, сюжет которого отчасти связан с ленинградской блокадой, возможно, студия получит серьезный заказ. Весной А.Абдулов начинает снимать "Бременских музыкантов". Я выступаю в качестве художественного руководителя этого проекта, а "Ленфильм" предоставляет производственную базу. Натурные съемки предполагается провести в Египте, Азербайджане и России. В Петербурге намечено снимать в Петродворце, а все сложнейшие декорации будут выполнены в наших павильонах.
Д.Савельев. Все эти деньги -- от продаж, аренды, услуг -- идут на поддержание ленфильмовских штанов?
В.Сергеев. Мы ведь унитарное предприятие и не получаем из бюджета денег на содержание помещений, коммунальные услуги и зарплату. Все это мы проплачиваем из оборотных средств. Из бюджета идут деньги только на конкретные кинопроекты по договорам, подписанным с Госкино. Оборотные средства, вырученные от реализации прав и хозяйственной деятельности, позволяют мне ежемесячно -- день в день -- выплачивать зарплату штатным сотрудникам.
Д.Савельев. Какова средняя зарплата на "Ленфильме"?
В.Сергеев. Она очень маленькая -- около шестисот рублей. Но проиндексировать ее я не в состоянии. Иначе мы мгновенно сожрем все имеющиеся деньги, после чего потребуется тотальное сокращение.
Д.Савельев. И сколько человек работает здесь?
В.Сергеев. Шестьсот девяносто.
Д.Савельев. За годы вашего директорства происходило сокращение штатов?
В.Сергеев. Да. Вот осенью сократили более шестидесяти человек. В основном это коснулось работников цеха обработки пленки, который мы вынуждены были закрыть по причине его нерентабельности. Если в стране снимается двадцать картин, то иметь пять цехов обработки вовсе ни к чему. Кроме того, вялотекущее сокращение идет постоянно: многие люди уходят, потому что на ленфильмовскую зарплату прожить сейчас очень трудно.
Д.Савельев. Будущее вырисовывается далеко не радужное: даже если появятся деньги на возрождение кинематографии, ее некому будет возрождать.
В.Сергеев. Я как раз об этом и говорил на совещании в правительстве. Уход каждого ленфильмовца для меня -- нож острый, потому что я знаю: ни одно высшее или среднее учебное заведение страны никогда не готовило и не готовит монтажниц позитива и негатива, ассистентов режиссера, цветоустановщиков... Можно и дальше продолжать список уникальных профессий, которыми овладевают годами. Для того чтобы подготовить хорошего ассистента режиссера, нужно прогнать его минимум через пять картин. А пять картин -- это, считай, семь лет.
Д.Савельев. Какой процент штатных работников занят сейчас в реальном производстве?
В.Сергеев. Когда идет работа хотя бы над тремя картинами, то занятость стопроцентная. А сейчас производства нет, и студия переведена на трехдневку.
Д.Савельев. Деньги, которые "Ленфильм" зарабатывает самостоятельно, едва ли сколько-нибудь существенны для серьезного кинопроизводства. Конечно, студия способна, поднатужившись, дотянуть картину за счет собственных оборотных средств, но системой это быть не может. Год, предшествовавший вашему назначению, "Ленфильм" провел в глубокой производственной яме, выпустив один-единственный фильм -- "Принципиальный и жалостливый взгляд" Александра Сухочева. Зато вскоре вышли "Американка" Дмитрия Месхиева, "В той стране" Лидии Бобровой, "Цирк сгорел, и клоуны разбежались" Владимира Бортко, ваша "Шизофрения". Из какой скважины забил неожиданный денежный фонтан?
В.Сергеев. Из Нижневартовска. По разработанной системе вексельных взаимозачетов гиганты отечественной индустрии погашали свои долги перед государством таким образом, что часть этих денег шла на федеральные выплаты бюджетным предприятиям. Благодаря системе взаимозачетов мы смогли не только финансировать производство, но и вложить деньги в переоборудование студии. Кроме того, мы отремонтировали крышу главного корпуса, вывели из аварийного состояния 4-й корпус, где обваливалась стена. От вексельной программы зависело очень и очень многое, однако вышел президентский указ об отмене взаимозачетов, и на этом все закончилось.
Д.Савельев. Наверное, не просто закончилось, а рухнуло со страшной силой, раз в июне прошлого года "Ленфильм" обратился с Открытым письмом к Президенту и правительству, а вы дали понять, что готовы уйти в отставку, если положение решительным образом не изменится.
В.Сергеев. А что нам оставалось делать? В июле всей отрасли подали на бедность 17 процентов положенных денег -- этого не хватало даже на зарплату бюджетникам. А "Ленфильму" и подавно перечислили всего 9 процентов обещанного.
Д.Савельев. Тогда, в докризисном июле, фигурировала, насколько я помню, сумма два миллиона рублей: ее, получаемой ежемесячно, "Ленфильму" должно было хватить на завершение работы над фильмами, которые находятся в производстве, и для запуска новых картин. Однако вскоре, как известно, случился август. Подпрыгнувший доллар увеличил необходимую для выживания сумму в несколько раз, да и сам пафос этого воззвания -- немедленно спасайте "Ленфильм"! -- в свете всеобщего обвала стал казаться не слишком уместным. Надо думать, ваше письмо осталось без внимания?
В.Сергеев. А я с самого начала не особенно рассчитывал, что оно возымеет действие в Москве. Правда, откликнулся наш губернатор -- дал распоряжение разобраться с тем, что происходит на "Ленфильме". Я написал ему письмо с минимальными просьбами -- предоставить льготы по местным налогам и разрешить взаимозачеты с "Водоканалом".
Д.Савельев. Просить нечто большее все равно бесполезно?
В.Сергеев. Я же понимаю, что "Ленфильм" -- не "Мосфильм", потому что Питер -- не Москва. У нас нет своего Юрия Лужкова, который уже давно вдвое снизил расценки на мосфильмовские коммунальные платежи, а в позапрошлом году вложил двенадцать миллионов долларов в производство фильмов. Безусловно, я имею в виду не лично мэра Лужкова, а финансовые возможности столицы, которых мы лишены.
Д.Савельев. В июльском письме ленфильмовцы требовали дать дорогу закону "О государственной поддержке кинематографии РФ", который был принят Думой аж летом 1996 года. И вы не раз говорили, что обсуждать какие-либо перспективы бессмысленно, пока не заработает этот закон. Наконец случилось: 6 января нынешнего года закон вступил в силу. И что? Дальше -- тишина.
В.Сергеев. Действительно, не я один думал, что вот вступит в действие закон -- и все сдвинется с мертвой точки. Но в результате мы не получили ничего, кроме льгот по НДС, которые и раньше имели, правда, не по закону, а по письму Госналогслужбы и решению правительства. А главные надежды, которые я связывал с предоставлением налоговых льгот инвесторам, готовым вкладывать деньги в кино, не оправдались. И понятно почему. В августе 1996 года, когда этот закон принимался, инвестиционный климат в стране был в высшей степени благоприятный. А сегодня... Я даже слово не могу подобрать. В какую бы дверь мы сегодня ни постучали, везде ответ один: "Ребята, вы с ума сошли? Посмотрите, что в стране творится". Никто не вкладывает деньги не только в кинопроизводство, но и в производство вообще. Все разговоры о начале экономического роста, которыми нас кормит каждое правительство, и правительство Примакова -- Маслюкова в том числе, на самом деле -- полная ерунда. Никакого роста нет, а раз так, то и внебюджетных инвестиций тоже нет. К тому же закон был принят с пятилетним сроком действия -- значит, работать ему осталось два с половиной года. А что такое два с половиной года для жизни кинематографии? Это срок производства одной картины. Ну, максимум -- двух.
Д.Савельев. Надежда на чудодейственный закон умерла последней, иллюзий у вас больше нет, и цели-задачи остаются прежними: потихонечку выживать?
В.Сергеев. Наверное, надо отдавать себе отчет, что к тем объемам кинопроизводства, которые были раньше, вернуться -- по крайней мере, на моем веку -- не удастся.
Д.Савельев. А как обстоят дела с вопросом об акционировании "Ленфильма"? Помнится, впервые этот вопрос встал в 1992 году: Голутва оповестил коллектив студии о предложении, поступившем от англо-американо-канадской компании "Техниколор", которая хотела приобрести довольно большой пакет акций "Ленфильма". Однако в ответ получил обвинения в попытке распродать национальное достояние, было даже послано письмо на имя Президента от деятелей петербургской культуры. Выходит, тогда вопрос был поднят рано?
В.Сергеев. Рано в том смысле, что сознание интеллигенции не было в достаточной степени подготовлено к новым жизненным реалиям и пониманию того, что акционирование неизбежно.
Д.Савельев. Сегодня у "Ленфильма" подобных предложений нет?
В.Сергеев. Семь лет назад все только начиналось. Иностранцы надеялись, что пирог скоро будет испечен, и заранее готовились к его дележке. Сейчас у них такой надежды, как вы понимаете, нет.
Д.Савельев. Тем не менее вопрос об акционировании "Ленфильма" рано или поздно встанет. Ваш прогноз -- когда это произойдет?
В.Сергеев. Предсказывать не берусь. Сейчас нет инвестора, который готов вложить достаточно серьезные средства в будущее акционерное общество под названием "Ленфильм". Кроме того, согласно правительственному постановлению о приватизации учреждений культуры, к которым мы относимся, никаких льгот для трудового коллектива не предусмотрено. По этой схеме в случае приватизации мы получаем примерно 50 процентов. Спрашивается, 50 процентов чего? Остаточной стоимости "Ленфильма"? Она копеечная. В такой ситуации я и заикаться об акционировании не буду. Не говоря уж о том, что потенциальных инвесторов интересует не "Ленфильм", а три с половиной гектара земли в историческом центре города. Один предприимчивый господин предложил мне открыть на ленфильмовской территории "Диснейленд", а кино снимать в пустующих цехах завода "Русский дизель". Я ответил ему, что такое возможно только через мой труп. Но в любом случае я не хочу, чтобы акционирование случилось на моем директорском веку. Я ведь тоже из старых ленфильмовцев, и мне не доставит радости появление в этих стенах совета директоров из числа мальчиков-банкиров, для которых "Ленфильм" -- звук пустой.
Д.Савельев. Значит, долгосрочные ленфильмовские перспективы вы с собой в качестве директора не связываете?
В.Сергеев. Соглашаясь занять это кресло, я поставил условие: беру на себя руководство студией на год, не больше. Потом оказалось, что по существующему положению я не могу подписать контракт меньше, чем на два года. Но вот недавно срок моего контракта истек, так что я -- вольный человек.
Д.Савельев. Собираетесь его продлевать?
В.Сергеев. Наверное, еще на год продлю, чтобы новый министр -- мой предшественник на посту ленфильмовского директора -- имел поддержку в лице руководителя одной из крупнейших студий страны. Только из этих соображений. А в дальнейшем нет, наверное. Я уже начинаю уставать от всего этого. Да и "Ленфильм" нуждается в притоке "свежей крови".
Д.Савельев. Тогда оставим в стороне долгосрочные перспективы и возвратимся к делам сегодняшним. Итак, на вашем директорском веку вернуться к прежним объемам кинопроизводства не удастся. Понимая это, как вы собираетесь строить политику студии?
В.Сергеев. Приоритетными для меня являются не те проекты, которые могли бы принести студии гипотетическую прибыль, а те, которые способны вызвать громкий резонанс. За год студия должна выпускать хотя бы один по-настоящему звонкий фильм. В прошлом году для меня таким фильмом были "Цветы календулы" Сергея Снежкина, какие бы язвительные стрелы ни выпускали по его адресу критики. В нынешнем году мы будем представлены "Молохом" Александра Сокурова. Кстати, в эту картину "Ленфильм" инвестировал свои оборотные средства, потому что от Госкино мы получили сущие копейки.
Д.Савельев. Формируя репертуарный план "Ленфильма" в новых условиях, вы волей-неволей оказываетесь в ситуации выбора, когда должны одни проекты предпочесть другим. Как вы думаете, изменится в ближайшее время облик ленфильмовского кино?
В.Сергеев. Я ничего не стану решать самостоятельно, хотя как директор студии наделен определенными полномочиями. У нас есть худсовет, его возглавляет Александр Сокуров -- режиссер вполне определенных эстетических пристрастий.
Д.Савельев. Директор студии Сергеев в связке с главой худсовета Сокуровым -- это система эстетических сдержек и противовесов в действии?
В.Сергеев. Можно считать, что так. Я стараюсь, чтобы баланс между проектами коммерческого толка и арт-проектами сохранился.
Д.Савельев. Если судить по названиям и именам из нынешнего производственного плана студии, то баланса не наблюдается: "Русские: в поисках любви и смерти" Игоря Алимпиева, "Собственная тень" Ольги Наруцкой, "Петербург" Ирины Евтеевой -- питерское арт-кино явно преобладает над мейнстримом.
В.Сергеев. Есть несколько сценариев другого толка -- мелодрама, комедия. В частности, мелодраму попытается сделать ваш покорный слуга, если найдет деньги.
Д.Савельев. За госбюджетным вспомоществованием обращаться не будете из принципа?
В.Сергеев. Вы же знаете, я ни одного фильма не снял на государственные деньги. Я все время находил их на стороне, но приносил именно на "Ленфильм". Единственный прокол произошел у меня на фильме "Любовь, предвестие печали...". Был подписан договор с Калининградским Народным банком, но, когда шли съемки, банк неожиданно рухнул, и пришлось дотягивать картину на оборотные ленфильмовские средства.
Д.Савельев. То есть вы не отрицаете, что возможность находить частные деньги и сегодня существует?
В.Сергеев. Но это возможность, так сказать, личного характера. Она основана на дружеских связях.
Д.Савельев. Неужели вам дают по дружбе, заранее смирившись с тем, что денег вы не вернете?
В.Сергеев. Между прочим, я всегда возвращал 90 процентов затраченных денег. Надеюсь, что при бюджете, в который предполагаю уложиться, я опять сумею это сделать.
Д.Савельев. Бюджет будет скромным?
В.Сергеев. Достаточно.
Д.Савельев. А может ли оказаться в поле вашего директорского зрения дорогой проект?
В.Сергеев. Надо смотреть правде в глаза: позволить себе масштабную, постановочную картину "Ленфильм" сегодня не может. Впрочем, реальность такова, что и наша кинематография в целом не должна себе такие картины позволять. Супермасштабные проекты хороши тогда, когда государство в состоянии их вытянуть. А оно было когда-то в состоянии -- достаточно вспомнить "Войну и мир", "Освобождение" и другие фильмы, вполне конкурентоспособные рядом с любым американским блокбастером тех лет. Однако сегодня, когда мы нищенствуем, когда бюджет всей национальной кинематографии на 1999 год составляет порядка десяти миллионов долларов, претендовать на сверхбюджет аморально.
Д.Савельев. Интересно, как бы складывались ваши рабочие отношения с новым министром кинематографии, если бы правительство при его назначении прислушалось к мнению Михалкова?
В.Сергеев. Никак бы не складывались. Просто я не стал бы работать с министром, назначенным по указке Никиты Сергеевича. Подал бы в отставку, потому что никакое сотрудничество при такой конфронтации невозможно. Поймите, я далек от мысли, что назначение на этот пост Голутвы будет означать режим особого благоприятствования для "Ленфильма"...
Д.Савельев. "Коммерсантъ-Daily" так откомментировал это назначение: "Вполне вероятно, что бывший директор "Ленфильма" будет лоббировать его интересы..."
В.Сергеев. А я вот, напротив, не удивлюсь, если все случится ровно наоборот. Психологически мне это будет понятно. Но одно дело работать с человеком, который в принципе настроен на созидание и готов к разумному компромиссу, и другое дело -- сотрудничать с теми, кто поставил себе целью разрушение государственной структуры и создание пресловутого Фонда поддержки отечественного кино. Давайте не разбрасывать камни -- давайте их собирать. Я вовсе не ратую за возвращение к системе социалистического распределения, Боже упаси. Но если "Ленфильм" живет и продолжает, несмотря ни на что, снимать кино -- то оставьте его в покое, дайте ему эту возможность.