В плену предсказуемости
- №8, август
- Юлия Панкратова
В плену предсказуемости
Раздача "Орфеев" в этом году транслировалась каналом РТР, которому пришлось взять на себя и организацию церемонии. Ее провели в самом пафосном месте -- киноконцертном зале "Россия". Хлебный кусок (из-за обилия рекламодателей) обустройства и телетрансляции всегда доставался ОРТ. Но кому-то, видимо, показалось, что сегодня на РТР порядка больше. Высокие начальники первой кнопки, хорошо скрывая раздражение, уверяли, что не расстроены. Константин Эрнст сказал, что в этом году ему будет намного спокойнее, потому как "устроить ТЭФИ стоит мотка нервов и клока седых волос".
Первое, чем поразила церемония в этом году, -- серьезность и даже строгость. В отличие от прошлых шумных, псевдосветских вручений нынешнее мероприятие оказалось застегнутым на все пуговицы. Не было даже обычных для такого рода мероприятий ведущих. Награды вручали сами академики. Впрочем, полностью искоренить привычные штампы не удалось. Не обошлось без длинноногих моделей. Они подносили букеты и сопровождали лауреатов за кулисы. Но все же премия заметно повзрослела, почти избавилась от попсовой провинциальности. Если не считать, конечно, веселый телекапустник, который был призван заменить рейтинговые и рекламоемкие эстрадные номера. Всякая самодеятельность хороша в узком, особенно в домашнем кругу, выносить на суд многомиллионной аудитории плохо сделанный капустник -- дело безнадежное. Песня, исполненная дикторами со стажем, быть может, и тронула сердца, но вот немыслимые хореографические экзерсисы юношей и девушек в трико вызывали недоумение как звездной публики в зале, так и простой -- у телеэкранов. Номера с танцами создавали впечатление, что устроителям просто не хватило денег на попзвезд и лакуны церемонии заполнили в последний момент, чем могли.
ТЭФИ -- самая предсказуемая премия из всех существующих в нашей стране, с ней, пожалуй, может потягаться только кинематографическая "Ника", да и то в последний раз русский "Оскар" преподнес несколько сюрпризов, так что предсказуемость теперь -- удел одних телевизионщиков.
Иногда от этой предсказуемости сердце радуется, как, скажем, от очередной (четвертой) награды НТВ за лучшие новости. Новости -- их профессия, и отрицать это бессмысленно. Я вообще предложила бы академикам отдать тяжелого "Орфея", разрывающего собственную грудь, новостям НТВ на несколько лет вперед. Вряд ли в ближайшие годы произойдет чудо и кто-то догонит НТВэшников, которые явно не собираются сдавать позиции. Репортеры компании работают так хорошо, что если бы кто-то из них ушел на другой канал, сразу мог бы стать большим информационным начальником или ведущим-аналитиком -- уровень НТВ позволяет. Волей-неволей согласишься с самоуверенным Павлом Лобковым, который провозгласил: "Мы всегда будем побеждать!"
Лауреат Специального приза Академии российского телевидения Г.Жженов |
Так же приятно предсказуемой стала вторая награда для "НТВ-дизайн". Нет у команды Семена Левина конкурентов на нашем телевидении. И даже модное МТV не соперник, тем более что самые интересные заставки, отбивки и прочие дизайнерские штучки музыкального канала сделаны на Западе и уже давно известны в России благодаря спутниковым антеннам.
Может быть, кто-то усмотрит в бессменном телелидерстве НТВ порочную практику академии. Но дело не в академиках, а в слабой конкуренции, которую НТВ не так уж и сложно выдерживать. Но, увы, пристрастность и предсказуемость академиков далеко не всегда кажется плодотворной.
Постоянное пребывание в номинациях одних и тех же программ нередко изумляет: вроде бы и каналов становится больше, уже девяти привычных кнопок на пульте не хватает, и передачи новые выходят, что ни месяц -- то анонсы, и даже звездная армия телеперсон не обделена новобранцами. Ан, нет! В номинациях -- как и прежде -- Якубович. Хорошо хоть на этот раз обошлись без Пельша, было бы совсем неудобно. Такой постоянный набор, конечно, имеет свои преимущества, когда-нибудь своего "Орфея" получит каждый. Еще годок -- и свою статуэтку получит Парфенов, который вот уже два раза номинируется, но пока ничего не получает, еще чуть-чуть и наконец-то репортерская ТЭФИ достанется Михаилу Маркелову -- у него талант от Бога. На этот раз пилю- лю его очередного поражения подсластила победа программы "Совершенно секретно" (номинация "Публицистическая аналитическая программа"), где Михаил -- звезда. Детище Артема Боровика дождалось своей статуэтки после двух неудач. Свою "трехлетку" отсидела и сама Юля Меньшова. Результат -- "Орфей" для ток-шоу с "женщинами на грани нервного срыва". Традиционное "обещанного три года ждут", озвученное на церемонии Меньшовой, как нельзя лучше подходит к национальной телевизионной премии в целом.
Очевидно, академики надеются, что за три года программа, впервые попавшая в номинацию, успеет подрасти и стать в профессиональном плане лучше. Однако телевидение сиюминутно, оно здесь и сейчас, и нельзя ставить на программе срок годности и смотреть, успеет ли она испортиться, ведь жизнь ее длится ровно столько, сколько времени она идет в эфире. И еще, быть может, уважаемые академики должны помнить о том, что в наше время иная программа может легко исчезнуть с экрана и не возродиться. Было бы обидно попрощаться с ней, так и не отметив труд создателей.
А.Калитин, М.Маркелов, Н.Метлина. "Совершенно секретно", РТР |
Предсказуемость в номинациях и распределении призов получила свое неожиданное продолжение на самой церемонии. Организаторы устроили так (едва ли это произошло случайно), что призы победителям вручали их коллеги или даже непосредственные начальники. Академик Юрий Сенкевич преподнес "Орфея" оператору своей программы "Клуб путешественников" Андрею Талалаю, Евгений Киселев поздравлял создателей "Сегодня", а Константин Эрнст вручил статуэтку за сериал "Улицы разбитых фонарей", который, как известно, демонстрируется на ОРТ. Не знаю, зачем нужны были эти игривые совпадения. Даже в голову ничего не приходит. Очевидно, решили, что академикам будет приятно поздравить "своих", а награжденным приятно получить призы из знакомых рук.
Интрига с наградой лучшему ведущему, которую пытались преподнести как первый скандал вокруг ТЭФИ, устроителям не удалась. Об отказе Сергея Доренко участвовать в "этой нелепости", увы, было известно задолго до церемонии. Бывший ведущий информационной программы ОРТ "Время" Сергей Доренко сейчас не в зените славы. После отстранения от эфира известный своей неуживчивостью и прескверным характером ведущий ушел в отпуск, а вернувшись, стал заместителем генерального директора по информационному и политическому вещанию канала ТВ-6. И дело даже не в том, что он отказался участвовать в телевизионном празднике, а при стечении удачных обстоятельств увезти домой приз -- у каждого есть право получать премию или отказываться. Дело в том, что свою "ноту протеста" Доренко высказал только после второго голосования академиков, когда изменить что-либо в списке номинантов было уже невозможно. Создается впечатление, что отказ Доренко -- не столько вызов Академии и ее призам, сколько очередная демонстрация показной непримиримости. Ведущему будто срочно понадобилось подкрепить свой имидж принципиального правдолюбца и подогреть остывающий после ухода с ОРТ интерес к собственной персоне. Но Доренко всего лишь подтвердил мнение, которое сложилось о нем задолго до церемонии. Капризность звезды-мужчины простительна до известной меры, пока не наступает полное самодовольство и отключение от реальности. Доренко сегодня даже не считает нужным маскировать ниточки, за которые его дергают. А приз вручили Андрею Максимову ("Времечко").
К счастью, сумбур с Доренко не стал главной достопримечательностью пятой церемонии ТЭФИ. Реальный сюрприз преподнесла другая номинация. Не думаю, что кто-либо ожидал победы ребят из Екатеринбурга. Автор цикла "Экстремальная башня" Влад Некрасов -- несомненный герой нынешней церемонии. Прорваться в тройку лидеров, а потом оказаться "сильнее, выше, быстрее" комментатора ОРТ Виктора Гусева и Василия Уткина с НТВ способен разве только телевизионный самородок с настоящим спортивным характером. Ведь как заметит любой телезритель, региональное телевидение не в почете у Российской Академии телевидения, и есть тому две причины. Первая -- известный столичный снобизм, не позволяющий даже думать о том, что за границами Садового имеется хоть что-то достойное внимания и уж тем более поощрения. Вторая причина -- качество региональных программ чаще всего действительно уступает программам московским. Как сказал один из членов Академии, "не хватает региональным программам изящных украшений". Угодить московскому вкусу регионалам не под силу. Денег даже на саму постройку не хватает, а уж на "завитушки" тем более. И поэтому особенно радостно, что нашлась хотя бы одна программа, которая сумела преодолеть ненормальную, если цитировать победителя, "землепупность" Москвы и "вмешаться в столичные расклады". Искренность автора программы, который был безумно рад награде, резко контрастировала с заученными, как правило, "импровизациями" московских звезд. От души хочется поздравить Некрасова и очень хочется посмотреть его программу. Господа телеви- зионщики должны были бы устроить ее показ на одном из каналов, а то для зрителя, знающего Уткина в лицо и узнающего Гусева по голосу, так и останется загадкой, что же такого сделали екатеринбуржцы, чтобы увезти "Орфея" на Урал.
Э.Радзинский. "Наполеон", ОРТ |
Невольно замечаешь, что год от года претензии к телевизионной премии не меняются. То, что говорилось прежде, можно повторить и сейчас. Виной тому все те же пресловутые постоянство и предсказуемость. К счастью, на пятый год существования ТЭФИ наконец-то обрела новую номинацию, которую многие справедливо ожидали. Теперь на церемонии награждают и тех, кто сделал лучшую музыкальную программу. Очень странно, что до сих пор академики не испытывали нужды в этой номинации, ведь количество музыкальных программ на отечественном ТВ может успешно соперничать с количеством программ политических. Долгожданный почин, увы, разочаровал. И все из-за того, что в одну номинацию каким-то образом "втиснули" "Царскую ложу" ("Культура"), "Пять вечеров с Владимиром Спиваковым" (REN TV) и развеселые, с песнями хором, "Два рояля" (РТР). Ничего не имея против поп-музыки, все же замечу, что последняя программа была здесь явно некстати. Совершенно непонятно, по каким критериям ее можно сравнивать с конкурентами по номинации. К тому же с самого начала было ясно, что академики предпочтут не отметить эту программу, только бы не ударить в грязь лицом и не показаться публике любителями "развлекалки". Кто же будет голосовать за откровенную попсу, когда рядом с ней зубры классики? Вполне возможно, что из-за такого промаха в самой номинации "Два рояля", которые ведет Сергей Минаев и которые ничуть не хуже подобных программ на ТВ, не получили ничего.
Да и в другие номинации нередко впрягали одновременно осла и трепетную лань. К примеру, "Женские истории" Оксаны Пушкиной (ОРТ), оказывается, публицистическая аналитическая программа наряду с "Совершенно секретно" (РТР). Может быть, следы публицистики кто-то из академиков там и отметил, однако сыскать аналитику в откровениях актрис-фигуристок-певиц, с пестротой интимных подробностей, всхлипами и обязательной слезой к финалу, не под силу никому.
Неужели по прошествии пяти лет оргкомитет ТЭФИ не может разобраться с жанрами и придумать во избежание явных несуразиц еще несколько номинаций или же определить некоторые программы в более подходящие им компании? "Два рояля" неплохо бы смотрелись среди развлекательных программ, ведь цель этого проекта -- кому-то напомнить, а кого-то и познакомить с популярными когда-то песнями, попросту скрасить один из вечеров. "Два рояля" такая же игра, как и "Угадай мелодию", и уж никак не программа о музыке.
Награжденный в этот раз оператор Андрей Талалай заметил, что странно сравнивать его работу в "Клубе путешественников" с работой оператора, снимавшего телевизионную версию мхатовского спектакля "Три сестры". Оператор, который занимается постановочными съемками, совсем не то же, что оператор, который бегает с "Бетакамом" на плече и думает не столько о красоте картинки, сколько об оперативности.
М.Осокин, М.Максимовская, П.Лобков. "Сегодня", НТВ |
Да и ведущие информационной программы, представленные в этом году, реализуют свои способности в разных жанрах. Сергей Доренко и Владимир Кара-Мурза специализируются на новостях, а победитель Андрей Максимов (рубрика "Ночной полет") -- на разговорах с приглашенным в студию звездным гостем. И говорит он с ним не всегда "на злобу дня"... Быть может, кому-то покажется, что это малозначительные нюансы. Однако именно они зачастую определяют конечное качество телевизионного продукта. Да, дробление номинаций грозит тем, что в конце концов их окажется бесчисленное количество, однако иного выхода, на мой взгляд, нет. Это доказывают хотя бы те американские награждения, которые послужили источником вдохновения для наших ТЭФИ, "Ник" и "Оваций".
Необходимо также обратить внимание на несколько телевизионных профессий, которые, как ни странно, отсутствуют. Недаром создатели "Пяти вечеров с Владимиром Спиваковым" попросили академиков вспомнить и отметить звукорежиссеров, которых до сих пор никто и не думал награждать. Кроме звукорежиссеров есть еще режиссеры монтажа, режиссеры прямого эфира, сценаристы... Пусть тех, кто трудится за кадром, никто не знает в лицо, как знают популярных ведущих. Однако труд "шахтеров телевидения" не менее почетен. Они достойны награды хотя бы потому, что весь телевизионный год про них никто не вспоминает, а их функции и обязанности порой тяжелее, чем это можно себе представить.
Нынешняя премия хорошо проиллюстрировала состояние индустрии телевидения на сегодняшний день. По-прежнему на наших экранах немного программ, которые хотелось бы смотреть постоянно, по-прежнему нет конкуренции, забыты дети, программами для них целенаправленно занимается только телекомпания "Класс!", лица награждаемых телезвезд известны стране уже много лет, все так же принято раздавать несколько призов за бывшие заслуги, а не за год работы. И как прежде национальная телевизионная премия -- это только престиж. Награжденные имеют возможность показывать друзьям статуэтку. Но, увы, никто из лауреатов не застрахован от того, что завтра его отмеченную наградой программу не уберут из эфира.
ТЭФИ не гарантирует высокого рейтинга и материальных благ. На следующий день после церемонии программа может оказаться банкротом и ее придется закрыть. Проект года -- сериал "Улицы разбитых фонарей" -- уже не будет выходить на ОРТ, "Чердачок братьев пилотов", попавший в номинацию "Лучшая программа для детей", из-за низкого рейтинга отдан все тем же ОРТ каналу ТВ-6. Заслуги на нашем телевидении никого не волнуют. И если обласканные звезды всегда найдут новые проекты на других каналах, то, к примеру, просветительским программам, возможно, придется умереть незаметно и навсегда.