Сезон кино в Индии
- №10, октябрь
- Константин Огнев
Керал-99
Международный кинофестиваль в Керале (это один из южных штатов Индии) начинался достаточно скромно. Его организатор Киноакадемия штата первое время опиралась исключительно на свои творческие связи, нащупывала стиль киносмотра, искала наиболее приемлемое место для его проведения, прежде чем в нынешнем году объявила о новом статусе фестиваля, проходившего уже в четвертый раз.
Местом проведения был избран деловой центр штата -- город Кочин, древний перекресток культур и религий: первый крепостной вал Кочина неподалеку от китайского рыбачьего поселка заложил еще португалец Васко да Гама. Испокон веков здесь мирно соседствовали католические и индийские храмы, иудейские синаноги и христианские церкви. Так что с точки зрения исторических и культурных традиций -- идеальное место для Международного кинофестиваля стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Правда, в самом Кочине у Киноакадемии еще нет ни собственного здания, ни фестивального дворца (их только начали строить), но их отсутствие компенсировалось широкой и разнообразной программой, собранной организаторами фестиваля, и, самое главное -- увы, забытая для нас картина, -- огромным интересом со стороны зрителей прежде всего к национальной кинематографии.
Интерес этот заметно оживило состоявшееся накануне открытия присуждение призов Киноакадемии -- в двадцать девятый раз -- и дискуссии в прессе вокруг двух последних фильмов "Свидетель -- огонь" и "Гершом". Они продолжались и всю фестивальную неделю, причем к участию в них активно привлекали многочисленных гостей из-за рубежа и из разных штатов Индии. Речь шла не просто о двух работах, заметно выделявшихся среди других по своим художественным достоинствам, но прежде всего о путях дальнейшего развития малайамского кинематографа, который -- при поддержке Киноакадемии -- призван стать лицом индийского кино, лидером и киноиндустрии, и национального киноискусства. Спор этот не нов, как и дилемма, которую он призван, но, вероятно, никогда не сможет разрешить: каким должно быть кино -- интеллектуальным или зрительским, должен ли фильм редуцировать общечеловеческую проблематику до национальной, до интересов "районного масштаба", вглядываясь лишь в местную специфику, или, наоборот, проблемы своего штата, страны, своего народа и личности выводить на общепланетарный уровень. К чести Киноакадемии, спор этот не носит для нее принципиального характера, ибо малайамский кинематограф разрабатывает оба направления, и это двуединство способствует динамике развития национального кино, которое, как уже отмечалось, пользуется огромной популярностью у зрителей.
Национальным фильмам было отдано лучшее экранное время и самый большой зал комплекса, где демонстрировались программы, и все равно у этого зала каждый раз оставалось огромное число желающих любой ценой просочиться на уже и так переполненную территорию, где помимо традиционных мест был занят практически и каждый сантиметр лестницы.
Все это создавало ощущение, что фестиваль призван подчеркнуть особую роль национального кино в контексте кинематографий трех континентов. По счастью, это ощущение оказалось ошибочным. Ибо, с одной стороны, организаторы пригласили в конкурс действительно интересные фильмы, которые достойно могли бы соперничать на самых известных киносмотрах с традиционно сильными кинодержавами, с другой -- и сами зрители, заполнившие стадион на церемонии закрытия, громом аплодисментов встретили решение жюри о присуждении главной премии фильму "Цветы Шанхая" (Тайвань), а специального приза -- южнокорейской картине "Весна в моем родном городе".
Да и в целом Керальская киноакадемия сделала все, чтобы дать возможность своим зрителям познакомиться с лучшими работами мирового кинематографа. Одним из событий фестиваля стал показ во внеконкурсной программе недавнего обладателя "Оскара" фильма "Жизнь прекрасна". Другим -- ретроспектива фильмов Марио Моничелли, который присутствовал здесь в качестве почетного гостя. А панорама "Мировое кино" могла удовлетворить вкусы самой изысканной публики, так как здесь помимо циклов "Китай", "Немое кино Германии", "Современное кино Индии", "Иран", "Испания", "Кино Африки" и других были представлены ретроспективы таких мастеров, как Вим Вендерс, Александр Клюге, Карл Дрейер, Жан-Люк Годар, Сехэй Имамура, Ясудзиро Одзу, Вера Хитилова, Стэнли Кубрик. Особое место в этом ряду, о чем много писала пресса, занимали Альфред Хичкок и Лев Кулешов -- в связи со столетием со дня рождения этих мастеров.
Собственно говоря, благодаря имени Кулешова на фестивале был проведен и день ВГИКа, ибо восьмидесятилетие этой крупнейшей и первой в мире киношколы совпало с юбилейным для одного из ее основателей годом.
Эта акция организаторов кинофестиваля, в свою очередь, способствовала тому, что участники, гости и зрители IV МКФ в Керале, которых было около шести тысяч, сумели расширить свое представление о российском кинематографе. Правда, в панораме "Мировое кино" из ста восьмидесяти двух фильмов было всего две ленты из нашей страны -- "Брат" А.Балабанова и "Мексиканская фантазия" О.Ковалова. Замечу, что они не имели широкого резонанса -- прежде всего потому, что идут вразрез с представлениями широкой публики о нашем киноискусстве. Тема разочарования стала едва ли не центральной и на пресс-конференции, посвященной ВГИКу. Но это не относилось к фильмам, представлявшим ВГИК: "Неизвестный Кулешов", "Остановка", "Остров Параджанов", "Птицы Наукана", "Утюг и несколько выстрелов" и другие. Они привлекли внимание собравшихся разнообразием творческих пристрастий наших студентов, уровнем художественного осмысления материала, стремлением к развитию традиций отечественного кино. Представители индийских киноклубов -- основной контингент участников дискуссии -- высказывали сожаление, что с экранов их страны практически пропали не только российские, но и старые советские фильмы. Те же из новинок, что им удается посмотреть, как правило, мало чем отличаются от среднекачественной голливудской продукции, которую и без нас в достатке имеет индийский зритель. Чтобы восполнить этот пробел, некоторые из присутствующих даже пошли на крайне дорогостоящий для себя шаг -- приобрели спутниковые антенны, чтобы принимать "Орбиту" и смотреть фильмы, которые демонстрируют телеканалы России.