Мозги и мускулы
- №12, декабрь
- Лариса Малюкова
Фестиваль "Контент"-99
Кажется, Норберт Винер, сформулировавший основные положения кибернетики и вычислительной техники, заметил, что у человечества мускулы приращиваются быстрее, чем мозги. Тот самый Норберт Винер, чьи работы пятидесятилетней давности считаются фундаментальной основой кибернетики. Сегодня уже не только кабинетные ученые, но и мы, простые обыватели, оказались всерьез затянуты в киберпространство. Мы покорно переживаем настоящее извержение новых медиа. Компьютерные экзерсисы полностью и бесповоротно овладели телевидением, прочно внедрились в кинематограф, вторгаются в нашу личную жизнь. С помощью компьютера ныне можно закупать необходимые предметы и провизию, изучать источники в подлинниках и их переводы, критиковать фильм задолго до его премьеры, путешествовать, не выходя из-за стола, рассказывать на ночь сказку ребенку, находить себе виртуального спутника жизни. Следует срочно заняться "приращиванием" мозгов, дабы успеть на уже отходящий поезд прогресса.
По определению Набокова, лучший читатель -- эгоист, "который наслаждается своими находками, укрывшись от соседей". Теперь этот интеллектуальный скупец получил надежное убежище в виде компакт-диска, дарующего ему неповторимое путешествие в мир электронной визуальной "книги". "Room" -- в переводе "комната", та самая тайная комната, куда устремляется алчный (только как бы поточнее его назвать?) читатель? Неверно. Ведь прежде всего он зритель, наслаждающийся не только текстом, но и изображением -- компьютерной графикой, анимацией, видеофрагментами.
Диск -- компилятивный вид творчества, альянс точных наук и искусства, внимательно присматривающихся друг к другу. Фестиваль "Контент", на котором представлены диски отечественных разработчиков, по моему ощущению, позволяет утверждать, что как самостоятельный вид культуры новое визуальное искусство еще только формируется. В то же время конкурс дисков открывает такие манящие просторы и перспективы, что дух захватывает.
Прежде всего поражает диапазон представленных тем и областей знания и досуга. Энциклопедии и справочники, корпоративные бизнес-диски, музыкальные и художественные альбомы, диски о музеях, хобби и безумных увлечениях, обучающие и релаксирующие программы... При этом одна из главных тенденций, подтвержденных "Контентом"-99, -- узкая тематическая специализация. Все меньше дисков "обо всем", набитых разнородной информацией, и все точнее их адресность и понимание интересов конкретного "пользователя" (несомненно, это итоги хорошего маркетинга). Любители космограмм выберут "Астрологию", поклонники бумажных скульптур -- "Оригами". Загадки и интригующие тайны в "Тунгусском синдроме" и "Пятне" -- для тех, кто жаждет острых ощущений. Творцы могут попробовать себя в создании собственного мультфильма ("Мульти-Пульти"), снабдить его музыкой и озвучить. Не забыты и те, кто предпочитает бренной земле воздушное пространство. Для них -- свободный полет в "Параглайдинге". Я уже не говорю о всевозможных игрушках -- бродилках, стрелялках, квестах и свингах. Существует даже история морского разбоя.
Но и на дисках "общих направлений" контент (содержательная часть) специализирован. Не просто -- English, а Sing and Learn, то есть конкретная методика обучения. Популярные американские и английские песенки вводят ребенка в пространство языка. Этому способствуют и хорошо выполненные анимационные клипы, настоящая мультимедийность -- возможность гулять по диску вдоль и поперек, вырвать понравившуюся страничку с песенкой, спеть караоке, подглядеть в шпаргалку, узнать историю возникновения шлягера и историю его публичной жизни, послушать детский ансамбль и себя самого...
Смотр дисков позволяет определить еще один очень существенный вектор устремлений отечественных разработчиков. Это поиск собственного стиля, неповторимости лица конкретной работы, ее воздуха, атмосферы. Все эти качества более всего отмечены в музыкальных мультимедиа-проектах.
Наиболее яркие диски последних лет -- "Владимир Высоцкий. 60-е" и "Алиса. Быль да сказки". Поразительно тонкая, безупречно выполненная, чистая по стилю и цветовому решению работа о Высоцком. На первом плане не пиететное, а личностное, освещенное нежностью отношение авторов (прежде всего арт-директора Валерия Фирсова) к Поэту и его наследию. Цветовое решение -- стиль выцветшей фотографии. В интерфейсе (основная страница "содержания") -- стол Высоцкого, тот самый таировский стол, которым он так гордился. На столе -- раскрытая рукопись, лампа, забытая фотография, железный переворачивающийся календарик 60-х, старинный магнитофон и бобина с пленкой. Рядом -- гитара, старенький телевизор. Каждый элемент интерактивен, дотронувшись до любого, переносишься в один из разделов "Воспоминаний о Высоцком". Листаешь авторские рукописи, возвращаешься к какому-то эпизоду биографии, пересматриваешь фотографии и автографы, фрагменты из фильмов и, конечно же, слушаешь... Каждый рукописный листок, возникающий на мониторе, несет печать времени -- истрепанные, завернутые уголки, трещинки. Стиль диска, стиль времени -- подчеркнутая сдержанность, аскетичность.
Кажется, что музыкальные диски вообще существуют на "отдельном поле". Их отличает не только самостоятельность авторского мышления, но и острое ощущение стиля, точный выбор визуального решения. А оно определяется прежде всего имиджем возносимых на мультимедийный пьедестал исполнителя, группы. Букет попсовой сладкой страсти: расписанный самолет, казино, свет прожекторов, лепестки роз, скандальная пресса, уставший романтик, Капур нового времени, -- это Филипп Киркоров. Стиль диска -- "ананасы в шампанском". Восточная символика, железнодорожные пути, шлагбаумы, верстовые столбы -- свободный путь, регламентированный рельсами, и мощный внутренний темперамент -- это Виктор Цой и "Кино". "Митьки" -- бесшабашное веселье и хулиганская игра "Спасение сестренок". Они, видишь ли, тонут, как сумасшедшие. И ты их должен с помощью резиновых кругов без устали спасать...
Образ Константина Кинчева -- Белый клоун. Экран разрезан пополам на черно-белый и красный с золотыми отсветами. Диск "Алиса. Быль да сказки" -- апокриф. Маргинальное повествование о житии культовой группы, разрастающееся на глазах из знаменитой кинчевской татуировки на плече. В названии не случаен фольклорный мотив. Большой раздел -- комикс, выполненный в ироничном сказочном духе, "выползающий" из избушки на курьих ножках.
Весьма интересна экспериментальная работа последнего времени -- "Виртуальный театр ДДТ" студии "ПараГраф". Действительно, прорыв не только технологический, но и эстетический. Дело в том, что это абсолютно интерактивный диск. Поклонники легендарной группы Юрия Шевчука могут наслаждаться песнями своих кумиров, произвольно гулять с воображаемой камерой в пространстве петербургских настроений и фантазий. Им предложено самим создавать клипы, монтируя реальные и виртуальные изображения...
Этот путь продолжили создатели музея будущего. "2020" -- виртуальная Москва, увиденная через увеличительное стекло авангардного искусства. Креативные экспонаты этой "фабрики грез" вписаны в хронодинамическое виртуальное пространство. И в проулках, тупиках этого пространства располагаются творения художников экспериментальных технологий. Возможно, трехмерный мир и есть идеальная экспозиция для подобных творений.
Подобные проекты заставляют по-новому взглянуть на сущностный для любого искусства диалог пространства и времени. Как и предрекал классик, эти две выдуманные человечеством загадки снова и снова возвращаются к нам "бумерангами бессмыслицы". Навигация в пространстве и времени (а возможность свободного передвижения во времени -- time-line -- есть в любом современном диске) превращает эти зыбкие категории в почти осязаемые потоки. Ты можешь окунуться в реку, уносящую тебя в прошлое или будущее, но главное, уводящую из мира букв и значений в мир виртуальный. Образ становится значительней слова.
Существует довольно обоснованная точка зрения, что великие книги не имеют адекватных переводов. Возможны лишь пересказы, авторские интерпретации. Но, кажется, у истинных ценителей, книжных гурманов появился шанс получить максимальное удовольствие от встречи с прежде недоступным текстом. Разработчик программы становится вашим Вергилием, посвящающим вас в весь интеллектуальный массив переводов и интерпретаций, которые можно мгновенно сравнить с оригиналом, увидеть в целой галерее иллюстраций и сопоставить с многочисленными филологическими исследованиями.
Авторы дилогии "Волшебный мир Алисы" и "Зазеркалье" предлагают нам прошествовать сквозь Зеркало времен в глубь монитора за любознательной девочкой и совершить собственные открытия в мире Зазеркалья. Сбылась мечта Алисы о книжке с картинками и разговорами. Вот она, ожившая книжка. Дайте руку Алисе, и она сама поведет вас, даря возможность максимально приблизиться к подлиннику. А вторую часть -- "Зазеркалье" -- еще и разыграть, как шахматную партию. (Так задумал автор.) Это настоящее проникновение в кэрролловский мир. Слова-перевертыши, образы-трюки визуализируются, говорящие картинки приковывают внимание. По странице ползет котенок. Сколько коготков -- столько ремарок, доставляющих истинную радость любителям кэрролловских пародий и логических экзерсисов. Вся эта интеллектуальная снедь сдобрена фрагментами из мультфильмов, фотографиями, сделанными Льюисом Кэрроллом, и всевозможными иллюстрациями, начиная с работ Джона Тенниэла.
Этот самый некоммерческий из виденных мною дисков -- шаг в новый, самостоятельный вид творчества (уточню: интерактивного, или сотворчества). Подобного эстетического откровения не только на отечественном небосклоне, но и в мире создано не было.
Заметно преображается и собственно визуальная составная диска. Она настойчиво передвигается с периферии на первый план мультимедийного действа. Здесь и компьютерная графика, и анимация, и отцифрованные видеофрагменты, и трехмерный мир З-D, возможности цифрового монтажа, виаровских панорам, multispectra imaging (визуальные интерпретации цветом). Как говорится, растет арсенал средств "текущих сущностей". Расслаивается возможность восприятия. От пассивного -- до интенсивного диалогического. Под нашими пальцами складывается фантастический мир наших грез. Принимая "визуальный текст" как основную форму послания лично тебе, ты в ответ создаешь свой собственный автопортрет. Автопортрет своих мыслей, вкусовых пристрастий, надежд и... слабостей.