Logo

«Догма» в Интернете

Первое, с чем сталкивается посетитель странички "Догмы" в русском Интернете, -- это реклама (например: "Евроадрес: телефоны химчисток") и недостаток информации. Компания "Кармен", владеющая правами на прокат в России фильмов "Догмы", публикует там пресс-релиз, а Макс Воловик и Ким Белов представляют свой (это подчеркнуто) перевод "Обета целомудрия", мало чем отличающийся, впрочем, от других переводов. Есть еще два материала из "Искусства кино" и выход на официальный сайт "Догмы" в мировом Интернете. Адрес этого рукоделия: http://www.zhurnal.ru/kinoizm/happen/dogma.html

Из 257 страничек, посвященных "Догме" в мировой Сети, большая часть занята перепечатыванием на разные лады "Манифеста", фильмографических данных и интервью с официального сайта. Поддерживает официальный сайт "Догмы" Bilgrow Grafic, Runemedia & Molotov. Открыв этот "Молотов-коктейль", несколько секунд созерцаешь задницу свиньи, из которой смотрит всевидящее око (эмблема "Догмы"); потом распахиваются четыре окошка с афишками -- простенько и лаконично: Dogme 1, 2, 3, 4 (The King is Alive, выпуск -- весна 2000). Каждый фильм, по идее, должен быть сопровожден картинкой (есть), синопсисом (только два из четырех), ссылками на интервью с режиссером (два) и сведениями об актерах (очень мало). Интервью не блещут ни свежестью, ни разнообразием. Томас Винтерберг в апреле 1998 года побеседовал с Бо Грином Енсеном. Ларс фон Триер -- с Питером Овигом Кнудсеном. По-видимому, парни высказались полностью и сменили обет целомудрия на обет молчания.

Скупость изобразительных и литературных форм в целом соответствует "Обету целомудрия", который, естественно, публикуется с некоторыми комментариями в разделе Manifesto.

Два раздела находятся на стадии развития -- "Новости" и "Как снять фильмы "Догмы". В разделе Confession никаких исповедей. В разделе "Контакты" -- глухие адреса Zentropa Entеrtainment и Nimbus Films. Зато прекрасен раздел "Бюллетень", который я впервые открыла 6 апреля 1999 года на путаном послании Брайана Торри Скотта "О целомудрии" и оставила 6 октября, ознакомившись с просьбой Ен Тана из Далласа помочь ему снять в Техасе фильм по принципам "Догмы".

"Бюллетень" прекрасен именно тем, чем хорош Интернет как данность: здесь не существует интеллигентского запрета на чтение чужих писем. На них даже можно отвечать. Это подлинный фэн-клуб -- страстный, задорный и несколько глуповатый. Правда, он умнеет на глазах. 893 послания подтверждают, что Дания -- родина гамлетовских вопросов. На сайте даже сформирован блок "Вопросы, которые чаще всего задают "Догме 95". Главные из них: является ли "Догма" методом для съемок низкобюджетных фильмов? Является ли "Догма" всего лишь хитрым, поверхностным, коммерческим трюком? Не противоречит ли провозглашенному в "Обете целомудрия" принципу "не оказывать влияния" то, что режиссеры дают интервью? Почему стали снимать фильмы "Догмы" именно Томас Винтерберг, Ларс фон Триер и Сёрен Краг-Якобсен.

Собственно, каждое послание, отправленное с тайной надеждой, что сам Ларс фон Триер ознакомится с ним, является по сути манифестом. Независимо от того, приемлют авторы этих посланий сам манифест "Догмы" или нет. Вот два на выбор от явно очень молодых людей, переживающих период "бури и натиска".

Анджело Симеоне: "Модные технические трюки часто обманывают толпу. Ваше движение лишь одно из обширной истории движений, пытающихся обманом и фальшивыми надеждами "причесать" хаос. Фанатизм -- это не путь, он ведет к диктатуре. Как и суровый стиль, к которому вы понуждаете режиссеров в разрешении кинематографических и социальных проблем... Ваши эгоисти-ческие напыщенные проповеди звучат, как советская пропаганда, в которой прославлялись "винтики" сталинского режима. Вы кажетесь современными Вертовыми, мечтающими отменить буржуазное кино. Но почему надо останавливаться на отмене буржуазного кино? Надо отменить буржуазность... Мир, любовь -- в этом мы найдем правдивый кинематограф. И этим изменим мир".

Крис: "Zentropa вытрясла из меня все дерьмо, сделала меня одержимым своими идеями, своей всеохватностью и совершенством стилизации (и по части технических приемов, и по части атмосферы). Черт возьми, я даже написал теоретическую работу об этом. Из-за "Списка Шиндлера" (мой профессор понятия не имел, кто такой Ларс фон Триер, и не поверил моим аргументам, что Спилберг -- это начетчик без рекомендаций, а фон Триер -- настоящий режиссер, который использует фильм, чтобы продвинуть зрительское восприятие дальше, чем вытирание слез платочком...) я до сих пор должен киношколе 25 тысяч баксов. Парни, добудьте их для меня!

Сначала декларации "Догмы" звучали очень отстраненно. Но через десять секунд я понял, что это именно то, чем мы занимались в киношколе, -- денег нет, идей навалом, скудоумная аппаратура и высокомерие людей, не озабоченных ничем, кроме кино. Спустя еще пятнадцать секунд я подумал: какого черта нам нужно какое-то новое движение в кинематографе? Мы же не какие-то бунтари 68-го года. Революция закончена. Нам не нужны правила хотя бы потому, что нам доступно все, а для того чтобы использовать хорошие осветительные приборы, "сопротивления" не нужно. Надо всего лишь пойти и снять этот чертов хороший фильм и запустить его в публику -- если вам удастся зайти так далеко, то вы можете изобретать любые правила. И я понял, что люблю Ларса фон Триера, который так и поступает, и надеюсь, что однажды узнаю его личный электронный адрес. Потому что, честно говоря, у меня есть предложение, имеющее отношение к кино, которое я хотел бы обсудить именно с ним".

В переписке, как в любой мусорной корзине, можно обнаружить массу любопытной информации. Например, в мае кто-то посоветовал не пропустить американский "догматический" фильм "Гуммо". И на это получил два взаимоисключающих ответа: рекомендацию обязательно пропустить этот фильм и мнение, что "Гуммо", конечно, не "догматический" фильм, но посмотреть его стоит. Так что как минимум двух зрителей это кинотворение обрело благодаря Интернету.

Интернет прекрасен и тем, что это сфера, где возможность анонимного высказывания используется для карнавализации. Имена, которыми подписываются постоянные посетители сайта "Догмы", за долгие часы щелканья "мышкой" стали мне родными: Белка (возмущается банальностью американских высказываний в посланиях к "Догме" и интересуется театрами, подчинившимися "Догме"), некто "Я" (чопорно и длинно требует соблюдать правила вежливости), Давид Строитель (настаивает, что нужно разрушить "Бюллетень" и находит сторонников, а как бы вы нашли друг друга, друзья?). Некто Арне Шуерманн очень активничает, разыскивая фильмы о суициде. Человек, именующий себя Скотиной по кличке Харли Дэвидсон (Brute Harley Davidson), в ответ на все обсуждения принципов "Догмы" кричит: "Вау, это честно!" Помойный Уродец (Garbage Freakoid) всех обзывает "лузерами" и т.д.

Нашу страну в этом нестройном хоре долгое время представлял только некий Дмитрий Шапуров. Осенью появились еще два активиста "Догмы": некто под псевдонимом Алан Смити (псевдоним в квадрате, поскольку за ним скрывается коллектив режиссеров, не подписывающих всякую муру своим именем) яростно защищает Голливуд и его зрелищные аттракционы от сухости "Догмы" и Кара -- умница, имеющая ответы на все вопросы.

Конечно, в таком карнавале Ларсом фон Триером, как, впрочем, и любым иным именем, может назваться всякий. Интересный розыгрыш имел место прошлым летом, когда от жары плавились мозги. Сначала пришло послание "Томаса Винтерберга" о том, что Ларс фон Триер совершил самоубийство: "Он дошел до полного исступления, читая сфальсифицированные послания на сайте. Я был слишком далеко от него, и ему удалось выстрелить себе прямо в голову. Мы здесь, в "Догме", будем скучать по нему. Пожалуйста, не загружайте этот сайт фальшью. Никто не знает, кто в "Догме" станет ее следующей жертвой". Шутка, естественно, добавила сайту всякого рода фальшивок. На известие поступило немало откликов, среди которых записка от "Оливера Стоуна" с пожеланием побольше самоубийц в этой компании и послание от "Стивена Спилберга", уверяющего, что именно он застрелил фон Триера, чтобы проучить человека, не получавшего удовольствие от его фильмов. "Триер" опроверг это сообщение, попросив "ради всего святого оставить покойника в покое".

В общем, можно констатировать, что догматические сайты в Интернете привлекают в основном студентов киношкол и широкие круги маргиналов, интересующихся кино. Их вдохновляет надежда, что мода на радикальное опрощение и удешевление кинематографа позволит и им сказать свое слово в искусстве движущихся изображений. Более серьезная и интеллектуальная публика доверяет свои размышления о последнем киноманифесте уходящего века "бумажным" изданиям. А почтенные буржуазно-демократические массы хранят по этому поводу глухое молчание, ибо предпочитают традиционное, "нецеломудренное" кино со светом, звуком, звездами и спецэффектами.

© журнал «ИСКУССТВО КИНО» 2012